Весеннее в озере

Упражнения указанных двух видов вряд ли могут увлечь де­тей, но они необходимы, их результаты скажутся позднее. Умение разбираться в связях между словами в предложении помогает школь­никам строить более сложные конструкции.

3. Объяснение значений встретившихся в текстах словосо­четаний.

4. Составление словосочетаний с новыми словами.

5. Усвоение оборотов речи, устойчивых сочетаний.

6. Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи.

7. Преобразование, изменение словосочетаний путем замены одного или двух слов.

При всем внимании, уделяемом словосочетаниям в системе разви­тия речи, следует работу над ними выводить на более высокую сту­пень речевых упражнений (упражнения с предложениями и текстом).

Работа над предложением. Большие возможности развития устной и письменной речи дает предложение.

Предложение — это минимальная единица речи, представля­ющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда  одно слово), словосочетаний, которое обладает известной смыслов вой и интонационной законченностью. Важно подчеркнуть следующее.

1. Предложение — это единица речи, таким образом, к упраж­нениям с предложениями применимы все те требования, которые предъявляются к речевым упражнениям вообще (потребность, наличие материала для высказывания и т.п.).

2. Предложение — это грамматически организованная едини­ца, следовательно, работа над предложением неотделима от курса: грамматики и чрезвычайно важно работать над структурой и свя­зями в предложении, над различными типами предложений.

3. Предложение обладает смысловым единством и относитель­ной смысловой законченностью, следовательно, нужно работать над фактической основой предложения, над его значением и оттенками значения, над их зависимостью от структуры предложения.

4. Очень важна интонация предложения, необходимо ее отра­батывать, добиваться понимания связи интонации со смыслом.

В сущности, любая форма речевой деятельности — это состав­ление предложений, выражение мысли в предложении. И беседа, и пересказ прочитанного, и рассказ, и сочинение — все эти фор­мы речевой работы учащихся включают как необходимое звено со­ставление предложений. Приемы работы над предложением могут быть разделены на две группы:

—имеющие синтаксическую (теоретическую) основу;

—не имеющие таковой.

Рассмотрим специальные упражнения с предложениями, цель которых — научить школьников строить предложения в соответ­ствии с литературной нормой, разнообразить их структуру, расши­рять размеры, совершенствовать их, добиваясь выразительности и точности. Упражнения с предложениями могут быть разделены на аналитические, т.е. такие, в которых преобладает анализ готовых предложений, и синтетические, предусматривающие самостоятель­ное построение предложений.

В зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы:

1) упражнения на основе образца;

2) конструктивные упражнения;

3) творческие упражнения.

Упражнения на основе образца предполагают практическое ус­воение четких, правильно построенных синтаксических конструк­ций, понимание их внутренних связей, значения, а также их вне­шних связей в тексте. В этой группе значительное место принад­лежит упражнениям аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению.

1. Чтение и запись образцов предложений, отработка интона­ции и выразительности, выяснение значения и смысловых цент­ров предложения, а в некоторых случаях запоминание, заучивание предложений.

2. Построение предложений по вопросам учителя. Вопрос слу­жит основой построения предложения-ответа и выполняет роль «образца»: в нем дано не только основное содержание ожидаемого ответа, но и почти все слова ответа и даже схема синтаксической структуры ответа. Например: Что дети собирали в лесу? Дети собирали в лесу грибы. Необходимо внимательно следить за уровнем развития учащихся и вовремя переходить на более сложный ва­риант вопроса-образца: Что дети делали? В дальнейшем вопросы ставятся так, чтобы натолкнуть учащихся на составление предло­жений, не копирующих вопросы, а вполне самостоятельных: Почему...? Как...? Зачем...?

3. Составление предложений, аналогичных заданным по син­таксической структуре. Образцы желательно брать из художествен­ной литературы.

Упражнения на основе образца рассматриваются как первая сту­пень познавательной самостоятельности и активности учащихся, но и они необходимы в общей системе.

Конструктивные упражнения включают задания на составле­ние и перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Их познавательная задача иная: практическое, дограмматическое усвоение закономер­ностей языка. Школьники учатся строить предложения без образ­ца, в соответствии с практически усвоенными правилами связей, учатся перестраивать предложения, соединять 2—3 простых в одно сложное, заменять элементы предложения и т.д. Эти упражнения опираются на грамматические понятия и правила.

1. Восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста. Учащиеся должны восстановить смысл, содержание предложения, затем расположить слова в нужном по­рядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями. Слова для составления предложений могут быть даны в нужной форме (синем, в, хлещут, море, волны) или в начальной (синее, в, хле­стать, море, волна). Деформировать рекомендуется текст, незна­комый детям.

2. Деление текста, записанного без заглавных букв и точек, на предложения. Эти упражнения помогают детям находить границы предложения в собственной речи.

3. Распространение предложений с помощью вопросов. Иногда практикуется и обратный вариант — сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов. В процессе этой работы можно проследить, как обедняется содержание предложения. Такую работу нельзя проводить с предложениями писателей-классиков, особенно из стихотворных произведений.

4. Соединение 2—3 простых предложений в одно сложное.

5. Построение предложений заданного типа (изученной конструкции).

6. Составление предложений по данной синтаксической схеме:

1) ---------      =;

2) подлежащее -------------------  сказуемое

                                                        

второстепенный член      второстепенный член

 

                                          второстепенный член

7.  Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах
предложения.

Конструктивные упражнения выполняются как в связи с грам­матическими темами, так и в ходе подготовки к творческим рабо­там, пересказу, рассказу, изложению, сочинению.

Творческие упражнения не содержат ни образца, ни частных конструктивных задач. Выполняя их, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности. Дети составляют предложения совершенно свободно.

1. Составление предложения поданной теме.

2. Составление предложения по предметной или сюжетной картинке.

3. Составление предложения по опорным словам. Обычно используются слова, которые необходимо ввести в активный словарь детей.

4. Составление предложения с использованием заданного сло­восочетания (фразеологическое выражение).

5. Составление предложения без какого-либо задания, без темы, картинки, без опорных слов.

К творческому составлению предложений даются следующие рекомендации.

1. Учитель не должен удовлетворяться первым, простейшим при­мером. Он добивается составления действительно хороших, достаточ­но больших, синтаксически сложных и выразительных предложений.

2.Следует использовать прием творческого соревнования с под­ведением итогов и записью лучших предложений в тетради.

3.Творческие упражнения должны проводиться постоянно и систематически.

Творческое составление предложений показывает уровень ре­чевого развития ребенка, уровень его возможностей и характер его интересов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: