1. Бизнесмен в России: образец для подражания – или асоциальный тип? [Электронный ресурс] / Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения. – 2010. – URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/moral-relations/article/biznesmen-v-rossii-obrazec-dlja-podrazhanija-ili-asocia.html (дата обращения 16.01.2018).
2. Вахитова З.З., Калиева Э.Р. Психологические особенности семей, владеющих общим бизнесом [Журнал] / Вестник Тюменского Государственного Университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – Тюмень: «Тюменский государственный университет». – №5. - 2009 – с. 142-148.
3. Волков Д.А. Классификация семейного бизнеса [Журнал] / Российское предпринимательство. – М.: «Креативная экономика». – №15. - 2012. – с. 42-47.
4. Волков Д.А. Обоснование развития теории семейного бизнеса [Журнал] / Российское предпринимательство. – М.: «Креативная экономика». – №8. - 2012. – с. 23-28.
5. Волков Д.А. Семейный бизнес: владение, управление и семейные ценности [Журнал] / Российское предпринимательство. – М.: «Креативная экономика». – №13. - 2012. – с. 38-44.
6. Волков Д.А. Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса [Журнал] / Российское предпринимательство. – М.: «Креативная экономика». – №3-2. - 2011. – с. 11-16.
|
|
7. ВЦИОМ: отношение россиян к предпринимательству [Электронный ресурс] / MResearcher. – 2016. – URL: https://mresearcher.com/2016/05/vtsiom-otnoshenie-rossiyan-k-predprinimatelstvu.html (дата обращения 27.01.2018).
8. ВЦИОМ: россияне считают, что обеспечивать семью должен мужчина [Электронный ресурс] / ТАСС информационное агентство. – 2017. – URL: http://tass.ru/obschestvo/4651722 (дата обращения 27.01.2018).
9. Доходы и сбережения: на что копят россияне? [Электронный ресурс] / Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения. – 2014. – URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/social-problems/economic-conditions/article/dokhody-i-sberezhenija-na-chto-kopjat-rossijane.html (дата обращения 28.01.2018).
10. Друзья, семья, честная жизнь: жизненные приоритеты россиян [Электронный ресурс] / Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения. – 2012. – URL:https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/social-problems/education-skills/article/druzja-semja-chestnaja-zhizn-zhiznennye-prioritety-ros.html (дата обращения 27.01.2018).
11. Идеальная семья: «погода в доме» - важнее достатка [Электронный ресурс] / Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения. – 2012. – URL:https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/family/article/idealnaja-semja-pogoda-v-dome-vazhnee-dostatka.html (дата обращения 17.01.2018).
12. Как поколение Z повлияет на рабочий процесс в будущем [Электронный ресурс] / Лайфхакер. – 2016. – URL: https://lifehacker.ru/2016/02/14/the-future-of-work/ (дата обращения 11.01.2018).
13. Куликова Е.А. Особенности семейного бизнеса в современной России [Сборник] / Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. – Курск: Юго-Западный государственный университет. – 2011. – с.168-170.
|
|
14. Лескова И.В., Шалашникова В.Ю. Семейный бизнес: преимущества и недостатки [Журнал] / Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – Курск: Некоммерческое партнерство «Академия методического и технического содействия экспертной деятельности». - №1 (6). – 2016. – с.49-51.
15. Мельникова Э.Ф., Абрамова Н.А. Психологические и социальные особенности семейных фирм [Сборник] / Наука, образование и инновации: сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС». – 2016. – с.180-183.
16. Надо ли поддерживать малый бизнес? [Электронный ресурс] / Фонд Общественное мнение. – 2016. – URL: http://fom.ru/Ekonomika/12772.
17. Официальный сайт компании FamilystartUp [Электронный ресурс] / FamilystartUp. - URL: http://familystartup.ru/ (дата обращения 15.01.2018).
18. Официальная страница компании FamilystartUp [Электронный ресурс] / Facebook. - URL: https://www.facebook.com/FamilyStartUp/ (дата обращения 15.01.2018).
19. Официальная страница компании FamilystartUp [Электронный ресурс] / VKontakte. - URL: https://vk.com/familystartup (дата обращения 15.01.2018).
20. Поколение Y о работе: «выжить и заработать побольше» [Электронный ресурс] / А. Солдатов // Psychologies, HearstShkulevPublishing LLC. – URL: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/work/pokolenie-y-o-rabote-vyijit-i-zarabotat-pobolshe/ (дата обращения 16.01.2018).
21. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС [Журнал] / Психолог в школе! - №8(20). – 2015. – с. 2-8.
22. Свой бизнес: за и против [Электронный ресурс] / Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения. – 2013. – URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/business/economics/business-organizations/article/svoi-biznes-za-i-protiv.html (дата обращения 16.01.2018).
23. Семейственность на работе и в Госдуме [Электронный ресурс] / Фонд Общественное мнение. – 2012. – URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/10667 (дата обращения 15.01.2018).
24. Статистика бизнеса [Электронный ресурс] / Vavilon. – URL: http://vawilon.ru/statistika-biznesa/ (дата обращения 23.01.2018).
25. Теория поколений [Электронный ресурс] / «Амплуа». – URL: http://www.trainings.ru/library/dictionary/teoriyapocoleniy/ (дата обращения 25.01.2018).
26. Трушин А. Философия бизнеса. Семейный бизнес: сохранить и приумножить [Журнал] / Прямые инвестиции. – М.: «Инвест Медиа». - №12. – 2009. – с.54-56.
27. How The Generation Born Today Will Shape The Future Of Work [Электронныйресурс] / George Lorenzo // Fast Company & Inc. – 2016. – URL: https://www.fastcompany.com/3055407/how-the-generation-born-today-will-shape-the-future-of-work (датаобращения 18.01.2018).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Число зарегистрированных и прекративших деятельность ИП и фермерских хозяйств (тыс. чел.) [19].
Приложение 2.
Возможные комбинации характеристик семейного бизнеса [20].
Приложение 3
Анкета, составленная для исследования, в соответствии с его целями и задачами [21].
АНКЕТА
В случае, если на какой-либо вопрос Вам не хватает места, просим обратиться к концу анкеты и, указав номер вопроса, продолжить ответ! Спасибо!
Пол: ⃝ женский ⃝ мужской
Возраст: _______________________________________
Город проживания: _______________________________________________________________
Семейное положение: __________________________ Кол-во лет в этом семейном положении:_______
Дети (кол-во, пол, возраст): ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Образование:___________________________________________________________________________
1. Являетесь ли Вы участником семейного бизнеса?__________________________________________
2. Выберите, в каких сферах семейного бизнеса Вы участвуете:
Владение (1) | Организация бизнес-процессов (2) | Удержание имущества под контролем (3) | Менеджмент (4) | Работник (5) |
3. В какой сфере деятельности осуществляется ведение семейного бизнеса?
________________________________________________________________________________________
4. Какова была причина начать деятельность в семейном бизнесе?
________________________________________________________________________________________
5. Ваши профессиональные навыки в сфере деятельности семейного бизнеса
|
|
________________________________________________________________________________________
6. Как долго функционирует семейный бизнес? (указать кол-во лет)
________________________________________________________________________________________
7. С какими внешними трудностями сталкивается Ваша семья при ведении семейного бизнеса? (высокий уровень конкуренции, недостаток клиентов и т.д.)
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
8. Как долго Вы принимаете участие в семейном бизнесе? (указать кол-во лет, месяцев)
________________________________________________________________________________________
9. Сколько времени Вы тратите на семейный бизнес в неделю? (указать кол-во часов)
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Если такая градация времени не подходит, укажите другое:
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
10. Укажите уровень своей удовлетворенности семейным бизнесом по критериям по шкале от 1 до 5 (1 – категорически не устраивает, 2 – плохо 3 – средне, 4 – хорошо, 5 – всё отлично, всё устраивает):
Уровень дохода | ⃝ 1 ⃝ 2 ⃝ 3 ⃝ 4 ⃝ 5 |
Ваша заинтересованность и вовлеченность | ⃝ 1 ⃝ 2 ⃝ 3 ⃝ 4 ⃝ 5 |
Профессиональные способности | ⃝ 1 ⃝ 2 ⃝ 3 ⃝ 4 ⃝ 5 |
Взаимоотношения с другими участниками | ⃝ 1 ⃝ 2 ⃝ 3 ⃝ 4 ⃝ 5 |
Уставаемость | ⃝ 1 ⃝ 2 ⃝ 3 ⃝ 4 ⃝ 5 |
Развитие бизнеса | ⃝ 1 ⃝ 2 ⃝ 3 ⃝ 4 ⃝ 5 |
Конкурентоспособность | ⃝ 1 ⃝ 2 ⃝ 3 ⃝ 4 ⃝ 5 |
11. Какие из членов семьи участвуют вместе с Вами в семейном бизнесе, и в каких сферах семейного бизнеса они участвуют?
Участник | Владение (1) | Организа-ция бизнес-процессов (2) | Удержа-ние имущества под контролем (3) | Менедж-мент (4) | Работ-ник (5) |
|
|
12. Как часто Вы контактируете по рабочим вопросам с другими участниками семейного бизнеса?
Взаимоотношения оцените по шкале от 1 до 5 (1 – очень тяжелые взаимоотношения, 2 – плохие взаимоотношения, 3 – нейтральные взаимоотношения, 4 – «хорошо ладим», 5 – «отлично понимаем друг друга»).
Участник | Контакты по времени в течение рабочего дня | Взаимоотношения (от 1 до 5) | Комментарии |
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
13. Как часто и какого рода контакты происходят у Вас с другими участниками семейного бизнеса внерабочее время, не на рабочие темы?
Участник | Контакты по времени в течение рабочего дня | Взаимоотношения (от 1 до 5) | Комментарии |
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
14. Кто из участников семейного бизнеса стал основателем и привнес основную идею в начало семейного бизнеса?
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
15. Сталкиваетесь ли Вы с какими-либо конфликтами во время ведения семейного бизнеса?
Конфликт | Участники конфликта | Частота возникновения конфликта | Причина конфликта | Разрешение конфликта | Влияние конфликта на семейный бизнес |
Для дополнительных комментариев:
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Блок-схема хода исследования [22].
Тенденция спроса на семейный бизнес (СБ) |
Изучение существующих исследований по конфликтам в СБ |
Изучение теоретических знаний в области конфликтов в СБ |
Определение аудитории |
Формулирование целей и задач исследования, выстраивание программы |
Определение необходимости и целесообразности проведения исследования |
Отсекание лишней аудитории |
Проведение анкетирования |
Проверка информации |
Формулирование гипотез исследования |
Анализ полученных данных |
Получение необходимой информации |
ДА |
НЕТ |
[1] Как поколение Z повлияет на рабочий процесс в будущем [Электронный ресурс] / Лайфхакер. – 2016. – URL: https://lifehacker.ru/2016/02/14/the-future-of-work/ (дата обращения 11.01.2018)
[2] Бизнесмен в России: образец для подражания – или асоциальный тип? [Электронный ресурс] / Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения. – 2010. – URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/moral-relations/article/biznesmen-v-rossii-obrazec-dlja-podrazhanija-ili-asocia.html (дата обращения 16.01.2018)
[3]Как поколение Z повлияет на рабочий процесс в будущем [Электронный ресурс] / Лайфхакер. – 2016. – URL: https://lifehacker.ru/2016/02/14/the-future-of-work/ (дата обращения 11.01.2018);Поколение Yо работе: «выжить и заработать побольше» [Электронный ресурс] / А. Солдатов // Psychologies, HearstShkulevPublishing LLC. – URL: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/work/pokolenie-y-o-rabote-vyijit-i-zarabotat-pobolshe/ (дата обращения 16.01.2018)
[4]Свой бизнес: за и против [Электронный ресурс] / Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения. – 2013. – URL:https://infographics.wciom.ru/theme-archive/business/economics/business-organizations/article/svoi-biznes-za-i-protiv.html (дата обращения 16.01.2018)
[5] Волков Д.А. Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса [Журнал] / Российское предпринимательство. – М.: «Креативная экономика». – №3-2. - 2011. – с. 11-16
[6] Волков Д.А. Классификация семейного бизнеса [Журнал] / Российское предпринимательство. – М.: «Креативная экономика». – №15. - 2012. – с. 42-47
[7]Мир в цифрах. Семейный бизнес в мире и в России [Видеозапись] / Компания «Меркатор» // «Вести» интернет-газета («VESTI.RU»). - 2012. – URL: http://www.vesti.ru/videos/show/vid/469018/cid/360/
[8]Официальный сайт компании FamilystartUp [Электронный ресурс] / URL: http://familystartup.ru/ (дата обращения 15.01.2018)
[9] Волков Д.А. Обоснование развития теории семейного бизнеса [Журнал] / Российское предпринимательство. – М.: «Креативная экономика». – №8. - 2012. – с. 23-28
[10] Волков Д.А. Семейный бизнес: владение, управление и семейные ценности [Журнал] / Российское предпринимательство. – М.: «Креативная экономика». – №13. - 2012. – с. 38-44
[11] Был проведен анализ по сайту elibrary.ru по поиску на темы «семейный бизнес», «конфликты в семейном бизнесе», который показал, что по названиям статей психологические аспекты рассматриваются не более чем в 10% статей.
[12] Трушин А. Философия бизнеса. Семейный бизнес: сохранить и приумножить [Журнал] / Прямые инвестиции. – М.: «Инвест Медиа». - №12. – 2009. – с.54-56
[13] Толкование слова «кумовство» [Электронный ресурс] / Энциклопедический словарь // Академик. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/161241
[14] Молодёжь [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия ВикипедиЯ. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Молодёжь
[15] Преемственность поколений как процесс культурной трансмиссии [Электронный ресурс] / Студенческая библиотека онлайн. – URL: http://studbooks.net/709278/sotsiologiya/preemstvennost_pokoleniy_protsess_kulturnoy_transmissii
[16] Соотношений характеристик, составляющих или не составляющих семейный бизнес по таблице «Возможные комбинации характеристик семейного бизнеса» Волкова Д.А. в Приложении 2.
[17] Гармония в семье: как установить и поддерживать? [Электронный ресурс] / SUNMAG. – URL: https://sunmag.me/sovety/19-02-2014-garmoniya-v-seme-kak-ustanovit-i-podderzhivat.html
[18] Таблица составлена автором программы исследования.
[19] Статистика бизнеса [Электронный ресурс] / Vavilon. – URL: http://vawilon.ru/statistika-biznesa/ (дата обращения 23.01.2018)
[20] Волков Д.А. Классификация семейного бизнеса [Журнал] / Российское предпринимательство. – М.: «Креативная экономика». – №15. - 2012. – с. 43
[21]Анкета составлена автором исследования.
[22]Блок-схема составлена автором исследования.