Общие методы | Частные методы |
Наблюдение и опыты | Наблюдение объектов и явлений в природе. Опыты с ними. |
Работа с печатными источниками знаний | Работа с учебником, хрестоматией, учебными текстами, журнальными статьями и т. д. |
Работа с наглядно-образными источниками знаний | Работа с натуральными объектами, муляжами, учебными картинами, фотоизображениями, слайдами, кинофильмами |
Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний | Работа с таблицами, схемами, моделями, географическими картами, глобусом |
Общие и частные методы выбирают в зависимости от содержания, цели и организации урока.
В приведенной типологии отсутствуют словесные методы: рассказ, беседа, диалог, лекция. Это обусловлено тем, что устное слово и словесные методы неизменно используются при работе со всеми источниками естественнонаучного знания, школьников учат умениям переводить конкретные или абстрактные образы в знания, а затем и в специфические знаковые формы отражения действительности — схемы, карты, рисунки, таблицы и т.д.
Словесные методы являются всеобщими и используются в обучении естествознанию и экологии вне зависимости от содержания учебного материала и формы организации учебного процесса.