Рис. 7. Расчетная схема для определения устойчивости цилиндрической оболочки, на которую опирается цилиндрический бак, заполненный жидкостью
Рассмотрим расчетную схему топливного бака с заданными геометрическими размерами, который опирается на цилиндрическую оболочку с радиусом, равным радиусу цилиндра (рис. 7). Рассчитаем на устойчивость эту цилиндрическую оболочку от осевого сжатия топливным баком.
Вес оболочки верхнего днища:
Вес оболочки верхнего цилиндра:
Вес оболочки нижнего цилиндра:
Вес оболочки нижнего днища:
Вес жидкости в баке:
Суммарный вес бака с жидкостью:
Уравнение равновесия для произвольного сечения межбакового отсека:
Определим необходимую толщину межбакового отсека на основании критерия прочности:
где
Формула для определения толщины цилиндрической оболочки при ее осевом сжатии силой G и при отсутствии внутреннего давления:
Толщину листа 1201АТ выбираем согласно ГОСТ 21631-76 0.0044 м. По полученному значению толщины выполним проверку, найдя коэффициент запаса прочности:
|
|
Используя полученное значение толщины оболочки, определяется критическое наружное давление и соответствующее ему напряжение, при которых произойдет потеря устойчивости оболочки от действия наружного избыточного давления в двух расчетных случаях:
а) оболочка бесконечно длинная:
б) длина оболочки равна ее радиусу L = R = 1.175 м: