Г1. Гигиена, как основа профилактического направления в здравоохранении, ее определение, содержание и задачи

Гигиена- область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека, разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению нормальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни.

Специфика (отличие) гигиены как профилактической медицинской науки состоит в изучении, во-первых, именно средовых влияний, во-вторых, именно на здоровье человека (в отличие от экологии) и в-третьих, результатами этого изучения являются, как правило, гигиенические нормативы или другие регламенты факторов среды, широко применяющиеся не только в практике работы службы и здравоохранения, но и всей жизни человека (труд, образование, бизнес, торговля и проч.).

Задачи гигиены:

1. Изучение и оценка здоровья населения.

2. Изучение факторов среды обитания.

3. Выявление закономерностей влияния среды на здоровье и прогнозирование, научное обоснование приоритетных направлений профилактики.

4. Разработка научных основ и реализация практических мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гигиеническое нормирование.

2. Гигиена, как главная профилактическая медицинская дисциплина, ее место в комплексе других медицинских дисциплин. гигиена, как основа профилактического направления в здравоохранении

Профилактическое направление в медицине стало ведущим и посвящено охране и укреплению здоровья людей. Объектом его изучения является практически здоровые люди или коллективы практически здоровых людей. Это позволило активно внедрять методы профилактики в лечебный процесс и синтезировать лечение и профилактику. Специально разработаны методы профилактики включили мероприятия по оздоровлению окружающей среды, условий труда и быта, противоэпидемические мероприятия, организацию сети лечебно-профилактических учреждений, проведения массовых профилактических осмотров, раннюю диагностику, меры по выявлению и устранению предпатологических состояний, предотвращения осложнений, психопрофилактику и диспансеризацию. К этим

 

 Роль гигиенической экспертизы в решении вопросов охраны окружающей среды и здоровья населения достаточно подробно описана в работах Н.Ф. Кошелева, Г.И. Сидоренко, М.П. Захарченко.

Развитие гигиены последним десятилетием достиг таких больших масштабов, что возникла необходимость разделить ее на отдельные самостоятельные отрасли. Дифференциация гигиены состоялась, прежде всего в направлении различных специальностей. Сейчас уже существуют в виде самостоятельных дисциплин коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков. Завоевывают свое достойное место радиационная и космическая гигиена.

Перед гигиеной стоят чрезвычайно ответственные задачи. Учитывая, что главной задачей гигиены является предупреждение заболеваний, на первый план выдвигается изучение ней природных и социальных факторов окружающей среды и их воздействия на организм человека.

Основываясь на выявленных закономерностях, гигиена научно обосновывает оптимальные и предельно допустимые параметры факторов окружающей среды, которые служат основой для разработки гигиенических нормативов, правил, мероприятий, предусматривающих использование положительного и предотвращения неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье.

В задачи гигиены входит также воплощение гигиенических нормативов, правил и рекомендаций в практику. Важной задачей является одновременный контроль за проведением и эффективностью этих мер, а также прогнозирование санитарной ситуации.

Разработка мер по предупреждению заболеваний требует правильного понимания законов взаимосвязанности социальных, природных и биологических условий и их влияния на здоровье, в основе которых лежит учение о единстве и взаимодействии человеческого организма и окружающей среды.

 

 

3. Казанская школа гигиенистов. Вклад в развитие гигиены как науки общественной и ее преподавание как самостоятельной науки.

Становление гигиенических науч. иссл. в Казани было связано с деятельностью А.И.Якобия, разработавшего методологические принципы сан. медицины (1860-е гг.). Введение преподавания гигиенических дисциплин, диэтики послужило толчком к развитию исследований в области гигиены. Ранее казан. учёными был проведён ряд иссл. гигиенической направленности (отражены в работах "К познанию внутренней России"Ф.Х.Эрдмана, 1822; "О болезнях уральских рабочих" К.Ф.Фукса, 1824). К.В.Пупыревым, К.Ф.Фуксом, И.С.Дмитриевским описаны эпидемия холеры и её заразительность, предложены меры по ограничению её распространения. Позднее В.Д.Орловым, А.Арнольдовым, Н.И.Орловым были изучены проблема водоснабжения, состав воды р. Волга и её притоков. В.В.Милославский изучал роль микроэлементов в этиологии и патогенезе эндемического зоба, гигиену воды и проблемы водоснабжения Казани. Н.И.Шулпинов и Л.И.Лось дали науч. обоснование проектирования водопроводов в республике. Исследованием воды в Казани и оценкой её кач-ва занимались гигиенисты Ф.Д.Клайдович, И.К.Ерохова, И.С.Дмитриевский, Г.И.Блюсфельд, активное участие в исследованиях принимал А.М.Бутлеров (открыл эксперим. кабинет для иссл. воды). Артезианские источники изучались А.А.Штукенбергом и А.Я.Щербаковым. Определению величины безопасной концентрации нитратов в питьевой воде, иссл. характеристики канцерогенных соединений в окруж. среде посв. работы Н.И.Петухова, А.В.Иванова,М.М.Гимадеева. Изучение роли микроэлементов было продолжено А.Т.Гончаровым и А.М.Хакимовой (роль хрома в развитии аллергии). Йодная недостаточность, ведущая к нарушению функций щитовидной железы, изучалась А.М.Хакимовой, А.Н.Юнусовой и др. Проблема взаимосвязи обмена йода и брома изложена в работах Р.Ш.Тагировой. Казан. учёными начаты целенаправленные иссл. здоровья сел. школьников (В.М.Смирнов, Р.Ш.Якупова, З.З.Мустафина), социально-гигиенических аспектов здоровья подростков (А.Х.Яруллин, Ф.Ф.Даутов, А.Б.Галлямов, Э.Н.Мингазова и др.). Иссл., проводимые в области мед.-социальной профилактики, велись по двум направлениям: обоснование профилактических мер (П.Ф.Капустин, В.О.Португалов, П.А.Песков, Н.И.Гизяков) и изучение здоровья различных групп населения; обществ. медицина, орг-ция системы здравоохранения (В.В.Милославский, М.М.Гран, Н.А.Семашко, З.П.Соловьёв, Т.Д.Эпштейн, С.В.Курашов, М.Х.Вахитов и др.). Во 2-й пол. 20 в. внимание гигиенистов было направлено на изучение человека и его состояния в процессе трудовой деятельности, пограничных нервно-психических расстройств (С.М.Шварц, С.М.Арановский, В.П.Камчатнов, И.Е.Голубовский, И.В.Чудновская), на исследование условий труда и заболеваемости в отд. отраслях пром-сти, здоровья женщин и детей (Н.Х.Амиров, В.Г.Ковязин, В.Н.Краснощёкова, З.М.Берхеева, А.Г.Гарипов, А.Б.Галлямов, Н.Н.Мазитов, Л.А.Никольская и др.). Было определено доминирующее значение экол. риска, влияющего на заболеваемость в городах и р-нах РТ, сформировано направление по изучению пром. гигиены и медицины труда (руководитель - Н.Х.Амиров).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: