Образовательный процесс: воспитание, обучение, развитие

Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, человек сам ничего не меняет в этих знаниях. Самое главное в учебной деятельности - это поворот человека на самого себя…".

Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Учебная деятельность – активное взаимодействие субъекта с образовательной средой, направленное на овладение глубокими системными знаниями и саморазвитие в процессе решения учебных задач.

Формирование студента как субъекта учебной деятельности предполагает обучение его умению: планировать, организовывать свою деятельность, определять учебные действия, необходимые для успешной учёбы, программу их выполнения, чёткую организацию упражнений по их формированию.

Важнейшим условием приобщения студентов к самостоятельным исследованиям является, по мнению С.И. Гессена, пример "никогда не кончающегося учения" самих профессоров и преподавателей, пример их постоянного размышления над важными проблемами своей науки.

Образование – целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (Закон РФ об образовании). Студент, обладая своим собственным субъектным опытом, стремится использовать его в конкретных ситуациях. Эти специфические характеристики определяют и специфику педагогики вузовского преподавателя.

В современной педагогике и психологии начинает преобладать подход к воспитанию как к созданию условий для ее самореализации. Сторонники такого подхода опираются на положение гуманистической психологии, запрещающее любые прямые воздействия на личность, какие бы цели они ни преследовали.

Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе. В этом значении воспитание тесно связано с рядом психологических и педагогических понятий, главными из которых выступают следующие: формирование, развитие, саморазвитие, самовоспитание.

Главная задача воспитания – раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается молодому человеку из-за ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и не освоенности всего богатства культуры.

Главной целью и результатом воспитательного воздействия на личность является самовоспитание – сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных.

Рациональное планирование интеллектуальной деятельности преподавателя и студента

От правильной организации учебного занятия, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, преждевременное наступление утомления.

Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы учащихся без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения.

Рациональная организация учебных занятий включает в себя, в том числе и соответствие условий обучения нормативам, определенным санитарными правилами и нормами (СанПиН). Это очень важные требования, так как они определяют те условия, которые должны обеспечить сохранение здоровья учащихся. СанПиНы регламентируют учебную нагрузку и в учебном заведении (урок, факультативы, дополнительные занятия), и дома (все виды домашних заданий). Следует заметить, что допустимая учебная нагрузка у старшеклассников составляет 6 часов в учебном заведении и до 4 – домашних заданий, то есть 10 часов.

Так как на учебных занятиях на организм учащегося воздействуют разные виды нагрузок: умственная, динамическая, статическая, то правильная (рациональная) организация учебного занятия создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.

 Так, систематическому ходу обучения, который позволяет сознательно и постепенно увеличивать знания учащихся и надежно вести по усложняющимся ступеням трудности к достижению высот знаний и умений уделяется большое внимание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: