Прогноз рынка труда в Курской области

Прогноз рынка труда в Курской области на среднесрочную перспективу традиционно составляется посредством автоматизированной системы прогнозирования кадровых потребностей региона в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 февраля 2012 г. № 178н [25]. Основным принципом разработки прогноза является его согласованность с прогнозом социально-экономического развития Курской области на соответствующий прогнозный период.

Прогнозируется тенденция сокращения трудовых ресурсов региона: если в 2015 г. этот показатель составлял 654,4 тысяч человек, то по прогнозу в 2017 г. он составит 637,6 тысяч человек, а в 2022 г. – 621,4 тысяч человек. Это происходит, в первую очередь, за счет сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, занятого в экономике с 588,9 тыс. чел. по фактическим данным 2015 г. до 548,9 тыс. чел. по прогнозу к концу 2017 г.

При этом негативные демографические тенденции будут смягчены ростом численности работающих лиц старше трудоспособного возраста, численность которых возрастет к 2022 г. на 12,9 тысячи человек. Таким образом, численность занятых в экономике к 2022 г. снизится на 33 тысячи человек или на 5,05%.

В Курской области наметилось тенденция уменьшения количества граждан в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы: если в 2015 г. она составляла 49, 2 тыс. чел., то к 2022 г. – сократится до 38,4 тыс. чел. или на 21,9 %. Численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, незанятых в экономике, также сокращается. И как следствие – снижение числа незанятого в экономике населения [16].

Несмотря на увеличивающийся поток мигрантов, ожидается стабилизация численности зарегистрированных безработных. Анализируя распределение трудовых ресурсов по основным видам экономической деятельности по прогнозу в 2022 г., можно сказать, что в Курской области наибольшее количество граждан будет занято в сфере обслуживания и сельскохозяйственной отрасли – 20,8 % и 12,9 % от численности занятых в экономике соответственно. 17,3 % граждан будет трудиться в обрабатывающей отрасли. Численность занятых в здравоохранении и сфере образования прогнозируется на уровне 10,7% и 8,6% соответственно. Другие виды экономической деятельности представлены немногочисленной численностью трудящихся. Предполагается, в течение предстоящих семи лет произойдет снижение доли занятых в сельском хозяйстве (с 15,1 % в 2016 г. до 12,8% к 2022 г.), строительстве (с 5,6 % до 5,2 %), в оптовой и розничной торговле (с 21,8 % до 19,9 % соответственно). Увеличение доли занятых прогнозируется по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» - с 13,2% в 2016 г. до 17,3% к 2022 году [16].

Предполагается, что в 2017 – 2022 гг. абсолютная дополнительная потребность в профессиональных кадрах будет сокращаться с 34656 человек до 33970 человек, т.е. на 686 человек или 1,97%. При этом, исходя из тенденции старения квалифицированных кадров на региональном рынке труда, прогнозируется рост дополнительной потребности в кадрах, имеющих высшее образование, на 1008 человек или 6,47% за изучаемый период. Наибольший рост потребности прогнозируется по выпускникам, освоившим программы специалитета (в основном для отрасли здравоохранения) – в 2,83раза. Удельный вес дополнительной потребности в кадрах с высшим образованием по прогнозу увеличится с 44,97% в 2017 г. до 48,84% к 2022 г. Прогнозируется рост потребности в кадрах, освоивших программы подготовки специалистов среднего звена – с 8831 человек в 2017 г. до 9423 человека в 2022 г., т.е. на 6,7%. Однако доля специалистов среднего звена в структуре общей дополнительной потребности вкадрах может увеличиться с 25,48% в начале прогнозируемого периода до 27,74% в конце периода.

Потребность в рабочих кадрах для Курской области, по прогнозам, сократится за исследуемый период на 2286 человек или 22,32% при сокращении доли рабочих кадров на 6,13% [16].

Таким образом, в целом прогнозы говорят о некотором сокращении трудовых ресурсов Курской за счет сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, занятого в экономике, на 5,05 %. При этом ожидается рост числа работающих лиц старше трудоспособного возраста.

Заключение

В настоящей курсовой работе выявлены особенности и перспективырегулирования безработицы на современном этапе. В частности, в работе раскрыто понятие безработицы как социально-экономического явления, охарактеризованы проблемы безработицы в современной России, проведен анализ безработицы в Курской области.

Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы была реализована ее цель и решены поставленные задачи, что дает возможность сформулировать главные выводы.

Анализ литературы по теме исследования помог установить, что безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве, не реализует свои физические и умственные способности на рынке труда. Любой вид безработицы (фрикционная, структурная, естественная, циклическая, фактическая, зарегистрированная, скрытая) приводит к серьезным эмоциональным, социальным, финансовым, семейным, медицинским и политическим последствиям, которые могут быть как отрицательными (рост числа преступлений, физических и душевных заболеваний, социальной напряженности и социального неравенства, снижение трудовой активности), так и положительными (повышение социальной ценности рабочих мест, рост личного свободного времени, свободы выбора места работы и социальной ценности труда).

Государство реализует комплекс мер по регулированию безработицы: предоставление работы (содействие в трудоустройстве, организацию общественных работ, содействие в организации собственного дела, обучение); предоставление денежных средств для существования безработного и находящихся на его иждивении членов семьи (материальная помощь, пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости). Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

К концу 2017 г. уровень безработицы в России достиг годового минимума в 5,2 %. Этот показатель сравним с уровнем 2014 года. Безработица на уровне 5,2% рассматривается экспертами как довольно комфортная цифра, сопоставимая с развитыми странами. С 2014 г. в России менялась модель регулирования безработицы – упор был сделан на сокращение неэффективных рабочих мест. По прогнозам, в 2018 г. уровень безработицы останется неизменным, не превысит 6 %, что расценивается государством как благоприятная тенденция. Наиболее перспективными областями для развития рынка труда будут сельское хозяйство, информационные технологии, автомобильные перевозки, туристический бизнес по направлениям российских центров рекреации, легкая, пищевая, химическая промышленность.

Анализ безработицы в Курской области выявил следующие ее особенности: тенденция ее медленного сокращения и сохранения на уровне чуть более 1 %; преобладание женской безработицы над мужской; большое число безработных среди городского населения, чем среди сельского; преобладание среди безработных молодежи; низкий уровень образования большей части безработных; преобладание среди безработных ищущих работу от месяца до года; количеством претендентов на одну вакантную должность - чуть больше одного желающего; невысокое желание безработных регистрироваться в центрах занятости.

При этом в Курской области все меры регулирования безработицы осуществляются. Наиболее активно реализуется такая мера, как выплата пособия по безработице. Несмотря на то, что ситуация с реализацией мер социальной поддержки в регионе благоприятная, число безработных, получающих ее, намного ниже реального количества безработных.

В связи с этим необходима реализация следующих основных направлений регулирования безработицы:

- совершенствование нормативно-правовой базы в области содействия занятости населения;

- реализация активной политики занятости населения;

- содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства;

- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком;

- организация трудоустройства незанятых инвалидов;

- социальные выплаты безработным гражданам; обеспечение отдельных категорий молодежи квотируемыми рабочими местами;

- укрепление материально-технической базы службы занятости;

- прогнозирование баланса трудовых ресурсов; 

- контрольные мероприятия в области содействия занятости населения.

Все это в совокупности будет способствовать социальной поддержке безработице в Курской области, а также и снижению ее уровня и уменьшению напряженности на региональном рынке труда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: