Вступление
Во время этого первого велосипедного путешествия появился AWAKEN LIFE TRAVEL,блог awakenlife.ru. На самом деле это второе моё вольное путешествие (после Таиланда и Малайзии). И по насыщенности событиями и впечатлениями оно превзошло первое, так и должно быть, думаю. Вот некоторые яркие моменты, которые мне запомнились:
● Как к месту и ко времени вдруг появлялись в пути нужные люди, необходимая еда в изобилии, ночлег и ободрение (воду на границе под Кегеном, сладкую выпечку в Узбекистане, шашлык по дороге в Ташкент, продукты на Иссык-Куле, велошорты во Владимире, дыню под Кызылордой);
● как приятны были большие города;
● как везло с погодой;
● как весело пожили в Доме Хороших Людей с А.Кротовым в Бишкеке;
● как торговали книгами о путешествиях;
● как “завербовал” молодого парня в ряды автостопщиков;
● как занятно видеть зависть среднеазиатов к тому что у нас русских есть Путин - самый крутой президент в мире;)
● как в самом задничном месте встречал таких же велотуристов, но ещё безумнее;
|
|
● как заболел по дороге в Ош и отлёживался под дорожным знаком на обочине;
● как на узбекской границе велосипед отчаянно выдерживал жуткую давку узбеков;
● как подвозился укуренными ребятами из Байконура;
● как норовили мне жену найти и сбагрить со мной в Россию;
● как научно проверял на трассе автостоп с велосипедом.
● Как иногда случался самостоп (камаз, на Иссык-Куле через небольшой перевал(отказался сам), Ёркин на перевале на Ташкент, Данияр от границы Узбекистана с Казахстаном)
8 декабря 2017 об этом путешествии я рассказывал в Пскове в клубе “Тропы” (организатор Дмитрий Стрен, проект “Молоко и Сено”):
Тема: “На велосипеде в Среднюю Азию: Москва - Бишкек и обратно. Опыт первого велопутешествия.”
Анонс: Как собраться в дорогу? Какие трудности и приятные моменты случаются в пути? Как с ними справляться?(отсутств туалетов в Джалал-абаде) Стоит ли это потраченного времени и сил? Автостоп с велосипедом. Как наполнить путешествие событиями и впечатлениями? Как придать смысл поездке? Какие они казахи, киргизы, узбеки и их страны?(давка на границе). Так ли горяч Иссык-Куль и сладка кокандская халва.
А теперь отчёт.
Цели
1) Попробовать 3-й тип путешествий - спортивный туризм
(пакетный туризм и вольные путешествия уже знакомы) – итог: попробовал, изредка такие путешествия интересны, важно выбрать интересный маршрут.
2) Узнать ощущения в организме от длительного педалирования – итог: организм адаптируется за первые 2-3-5 дней
3) Увидеть новые места – российские города, и Ср. Азию. Доехать до Бишкека. – итог: да.
|
|
4) По ходу дела оздоравливать организм практиками:
дыхание, комплекс Голтиса, вылечить колени – итог: на физкультуру редко оставались силы, а колени лучше себя чувствовали после возвращения.
5) Оптимизировать питание – итог: сгорает и усваивается всё, можно есть что хочется, но удобнее утром не наедаться, тогда едется легче.
6) Пожить с А.Кротовым и др. опытными путешественниками в Бишкеке – итог: бесценно общение с более опытными людьми.
В конце 2015 года я узнал, что бывают "вольные путешествия", и что есть такие люди - вольные путешественники. Меня зацепила сущность этих людей - научный и свободный подход к путешествиям. Посещал лекции таких людей, и захотелось поучаствовать в очередном проекте Антона Кротова - Дом Хороших Людей в Бишкеке. С другой стороны мне нравится ездить на велосипеде, а автостоп в длительной перспективе не очень интересен. Логичным стало соединить эти 2 факта и отправиться в Бишкек на велосипеде.
Статистика и итоги
Путешествие заняло 61 день. На велосипеде пройдено 4403км, и проедено 28648 рублей (сюда входят и билеты на поезда и антипаразитический взнос 4000р. в Дом Хороших Людей в Бишкеке; но не входит сам велосипед и инструменты и детали к нему). Поэтому общие траты – 31000руб. Главные расходы: 80% ушли на питание организма. Вес до путешествия – 72кг, после – 67кг, сброшено 5 кг. Рекорд скорости под горку – 53 км/ч.
Ночёвки:
· 32 ночи проведено в палатке,
· 10 ночей в гостях у местных жителей, найденных по каучсерфингу (в коммуне В.Назаренко, в советском общежитии в Чебоксарах, с полдюжиной таджиков и Джамилем в Казани, в деревне в татарской семье у родителей Джамиля)
· 2 ночи не спал (гулял в Оренбурге и Алмате),
· 2 ночи в камазе при переезде Казахстана
· 11 ночей в Доме Хороших Людей в Бишкеке
· 1 ночь на кровате под открытым небом на строящейся фазенде
· ½ ночи на столе у дежурного по станции Торетам(Байконур) Нарика
· 2½ночи в поездах.
Планирование ночёвок при таком путешествии занимало больше всего времени. Так как в некоторых городах хотелось провести дополнительный денёк, очень сложно было заранее договариваться через каучсерфинг в какую ночь окажусь у хоста. Палатка помогала, когда не успевал доехать до намеченного пункта. У велосипедистов есть отдельный сайт warmshowers.org – это тот же каучсерфинг, но для велосипедных путешественников. На время моего путешествия в warmshowersнаблюдалась слабая активность. Те, кого находил в городах по пути, не заходили в профиль по году-два, а значит, малая вероятность того, что они откликнутся. Поэтому пользовался обычным каучсерфингом, а также его группой Вконтакте (тут можно отправлять поисковое сообщение самой группе, например, “поиск ульяновск” и в ответ через несколько секунд приходит сообщение с контактами хостов, с которыми можно связаться и договориться о ночлеге. Это очень удобно.Касательно бесплатности ночевок в гостях, скажу – в моём случае это не всегда дешевле, чем ночевать в хостеле, потому что в гости к каучу тоже с пустыми руками не пойду, хочется хоть как-то отблагодарить человека, вот и получается, что примерно по цене хостел = каучсерфингу, но в гостях у местного жителя всегда приятнее и можно узнать многое о его городе и стране, укладе и культуре. Хостелы и гостиницы менее душевно открыты.)
Важные вещи:
Карты электронные, 5 футболок и 1 поло с длинным рукавом, 1 флисовая кофта, 1 дождевик из ашана за 20р.,
1 пара шорт, 2 пары носков,
шарф-труба (выполнял роль как шарфа, так и шапки), кепка,
велоочки с 3 парами сменных оргстёкол разной тонированности,
тряпка,
инструменты: плоскогубцы, набор шестигранников, педальный ключ,монтажки,
3 запасных камеры 26’’,смазка цепи, машинка для чистки цепи и средство для очистки,
велочехол ПИК-99, рюкзак-велоштаны 65 литров ПИК-99,
палатка, спальник, коврик (каремат пенка),
целофановый тент 3x3 метра (под палатку),
нож, батарея для подзарядки смартфона, металлическая кружка, чайная ложка,
сухой спирт и мини-горелка для него, рулон полиэтиленовых пакетиков,
набор продуктов (+что-то сладкое).
|
|
Расходные вещи: в дороге, когда едешь весь день, понимаешь, что есть только 2 предмета первой необходимости, которые надо всегда иметь – это питьевая вода в достаточном количестве и рулон туалетной бумаги.
Поломки:
· 3 прокола камер (уже по дороге обратно - в Киргизии под Узгеном, в Узбекистане под Кокандом, и где-то между Казахстаном и Россией) – лечил заменой камер, вёз с собой 3 запасных камеры.
· багажник – отломился винт, крепящий багажник к раме – лечил никак, всё обошлось и с одним винтом
· 1 раз заболел на 2 дня с температурой – отлежался в Каракуле и поехал дальше
· порвалась штанина – перестал носить штаны, одел шорты
· вся одежда от солнца выгорела – ну что ж поделать, специально брал одежду, которую не жалко
· сбил таксист в Москве – научился выправлять восьмёрку на ободе колеса
· сбил uzDaewoo
За всё время меня не покусали собаки в Киргизии (хотя пару раз угонял от них на дорогах у Иссык-Куля) и шакалы в Казахстане, змеи и фаланги, не стёрлись покрышки, не украли велосипед, не обижали местные жители, не оставался без еды и воды надолго, не попадал под дождь.
Во время путешествия не получается зарабатывать деньги на ходу, даже осев в Бишкеке, всё свободное время тратил на допланирование следующих дней – изучение ситуации в Узбекистане, поиски знакомых в городах, планирование маршрута. После дня кручения педалей даже не получалось читать книжки – внимание рассеяно. Через слух же прекрасно воспринимается информация, так я слушал в плеере лекции путешественников, песни и интервью. Но быстро наваливаласьусталость и погружался в сон. После 5-7 дней такой каждодневной езды, организм утомлён и утром просыпаюсь невыспавшимся и неотдохнувшим. Тогда стоит сделать перерыв в день или ехать меньше, потому что организм не успевает восстановиться и с каждым днём угнетается. Обычно я ехал с 8 утра до 13-14 дня и с 17 до 21-22 вечера, то есть 9-10 часов в сутки, иногда больше. Велосипедисты называют это работой, кто-то в офисе работает, кто-то так вот. Карты – убедился, что удобнее иметь электронную карту, чем бумажную. Например, maps.me, не требующую интернета. Полезно прокладывать маршрут вперёд, чтобы знать точное расстояние по дороге до важных объектов, деревень, магазинов, колонок с водой. Неудобно отсутствие туалетов в кафе в городах Киргизии, видимо, подразумевается, что люди находят способы справлять нужду без туалетов. В Оше, в центре города, на мой вопрос куда же вы обычно ходите писать, мальчик не задумываясь указал глазами на ближайшую удобную точку в метре от себя. При этом в городах не грязно и не антисанитарно.
|
|
· Иссык-Куль – Ысык-Кол - “горячее озеро”
· Каракол – “черная рука”
· Бишкек – беш бек – “пять богачей”
Маршрут
Часть 1. 21-27 июля 2017. Москва – Нижний Новгород
21 июля, пт | Москва -> Салтыковка | 30 км | 200р. | 1 ночь: Салтыковка, у Вадима Назаренко | Вадим Назаренко, Антон Дряничкин, Тимур Ташпулатов |
22 июля, сб | Салтыковка -> Введенское оз. | 93 км | 458р. | 2 ночь: Введенское оз., палатка1 | |
23 июля, вс | Введенское оз. ->Владимир | 85 км | 491р. | 3 ночь: Владимир, кауч1 | Наташа Солнце, Артём Полоз |
24 июля, пн | Владимир + Боголюбово | 3км + 30км пешком | 390р. | 4 ночь: Владимир, кауч2 | |
25 июля, вт | Владимир ->Муром | 161 км | 377р. | 5 ночь: у д.Волосово, палатка2 | велосипедист Олег giper-est |
26 июля, ср | Муром ->Нижний Новгород | 145 км | 435р. | 6 ночь: НН, кауч3 | Алексей Оношкин |
Итого: За 6 дней проехал 517км + 30км пешком, потратил 2351р.