Метод конечных элементов

q(x)= q0

Рис. 9. Разбиение стержня на элементы

Для отдельного конечного элемента матрица жесткости имеет вид:

,                                 (2.6.1)

матрица преобразования нагрузки (грузовая матрица)-

,                                     (2.6.2)

вектор внешних нагрузок:

.                                         (2.6.3)

Матричное уравнение метода перемещений в конечноэлементной форме

.                                           (2.6.4)

Здесь: матрица жесткости всей системы – [ K ], формирующаяся в соответствии с топологией системы; вектор неизвестных узловых перемещений – { U }; грузовой вектор системы -

,                                           (2.6.5)

содержащий грузовую матрицу системы – [ B ] и вектор внешних нагрузок системы – { Q }.

Учитывая число участков (конечных элементов), запишем (2.6.4) для нашего примера в раскрытом виде:

. (2.6.6)

Умножая матрицу преобразования на вектор узловых значений нагрузки, перепишем (2.6.6) в виде:

.     

(2.6.7)

Геометрическое граничное условие (u1=0) учтем, обнуляя строку и столбец с общим диагональным элементом – множителем при u1 (сам диагональный элемент при этом не обнуляется) и соответствующие элементы грузового вектора. Система (2.6.7) приобретет окончательный вид:

.             (2.6.8)

Выполним прямой ход снизу:

–u4 + u5 = 2639455 𝛼⟹ u5=u4 –+ 26,9455𝛼;    

 –u3 +2u4 – u5 38,527𝛼⟹ u4=u3 + 65,4725 𝛼;      

–u2 + 2u3 – u4 21,876 𝛼⟹ u3=u2 +87,3485 𝛼;

2u2 – u3= 11,814𝛼⟹ u2 = 99,1625 𝛼. (2.6.7)

 

Выполним обратный ход, приводя к размерности точного решения

Осуществим переход к нормальным усилиям с помощью соотношения:

.                                         (2.6.9)

 

Первый элемент:

.(2.6.10)

Второй элемент:

.(2.6.11)

Третий элемент:

. (2.6.12)

Четвертый элемент:

. (2.6.13)

Воспользуемся дифференцирующей матрицей

(2.6.14)

Результаты расчета представим в виде таблицы 2 и графиков (рис. 10,11).

Таблица 5

x 0 0,25 0,5 0,75 1,0
0 (0) 4,132 (4,042) 7,771 (7,608) 10,499 (10,285) 11,622 (11,389)
8,264* 8,757** (8,389) 7,278* 7,771** (7,709) 5,456* 6,367* (6,421) 2,246* 3,851** (4,064) -* 0,641** (0)

 

(…) – точное решение; * - решение в рамках МКЭ; ** - решение с помощью

дифференцирующей матрицы

 

Рис. 10. Изменение перемещения по длине стержня (метод конечных

элементов)

Рис. 11. Изменение продольного усилия по длине стержня (метод конечных

элементов)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: