q(x)= q0
Рис. 9. Разбиение стержня на элементы
Для отдельного конечного элемента матрица жесткости имеет вид:
, (2.6.1)
матрица преобразования нагрузки (грузовая матрица)-
, (2.6.2)
вектор внешних нагрузок:
. (2.6.3)
Матричное уравнение метода перемещений в конечноэлементной форме
. (2.6.4)
Здесь: матрица жесткости всей системы – [ K ], формирующаяся в соответствии с топологией системы; вектор неизвестных узловых перемещений – { U }; грузовой вектор системы -
, (2.6.5)
содержащий грузовую матрицу системы – [ B ] и вектор внешних нагрузок системы – { Q }.
Учитывая число участков (конечных элементов), запишем (2.6.4) для нашего примера в раскрытом виде:
. (2.6.6)
Умножая матрицу преобразования на вектор узловых значений нагрузки, перепишем (2.6.6) в виде:
.
(2.6.7)
Геометрическое граничное условие (u1=0) учтем, обнуляя строку и столбец с общим диагональным элементом – множителем при u1 (сам диагональный элемент при этом не обнуляется) и соответствующие элементы грузового вектора. Система (2.6.7) приобретет окончательный вид:
|
|
. (2.6.8)
Выполним прямой ход снизу:
–u4 + u5 = 2639455 𝛼⟹ u5=u4 –+ 26,9455𝛼;
–u3 +2u4 – u5 38,527𝛼⟹ u4=u3 + 65,4725 𝛼;
–u2 + 2u3 – u4 21,876 𝛼⟹ u3=u2 +87,3485 𝛼;
2u2 – u3= 11,814𝛼⟹ u2 = 99,1625 𝛼. (2.6.7)
Выполним обратный ход, приводя к размерности точного решения
Осуществим переход к нормальным усилиям с помощью соотношения:
. (2.6.9)
Первый элемент:
.(2.6.10)
Второй элемент:
.(2.6.11)
Третий элемент:
. (2.6.12)
Четвертый элемент:
. (2.6.13)
Воспользуемся дифференцирующей матрицей
(2.6.14)
Результаты расчета представим в виде таблицы 2 и графиков (рис. 10,11).
Таблица 5
x | 0 | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 1,0 |
0 (0) | 4,132 (4,042) | 7,771 (7,608) | 10,499 (10,285) | 11,622 (11,389) | |
8,264* 8,757** (8,389) | 7,278* 7,771** (7,709) | 5,456* 6,367* (6,421) | 2,246* 3,851** (4,064) | -* 0,641** (0) |
(…) – точное решение; * - решение в рамках МКЭ; ** - решение с помощью
дифференцирующей матрицы
Рис. 10. Изменение перемещения по длине стержня (метод конечных
элементов)
Рис. 11. Изменение продольного усилия по длине стержня (метод конечных
элементов)