Психологические основы новых технологий обучения

Учебная дисциплина призвана решать следующие основные задачи: 1. дать представление о преподаваемой деятельности; 2. развивать личностно-профессиональные педагогические качества будущего педагога; 3. сформировать систему ЗУНов по организации учебно-воспитательного процесса. Одной из приоритетных технологий в преподавании дисциплин педагогического цикла является деятельностная технология обучения, так как ведущая цель ее использования - подготовка профессионала-специалиста обладающего запасом хорошо сформированных умений, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Учебные занятия выстраиваются таким образом: после теоретического блока следует практический, где студентам предлагаются задания по решению педагогических ситуаций; моделирование учебно-воспитательного процесса, анализ психолого-педагогических задач, деловая игра. Личностно-ориентированные технологии обучения включает такие элементы как: организация индивидуальной самостоятельной работы студентов. включение элективных курсов и работ в преподавание. опережающая самостоятельная работа студента перед лекцией с использованием информационных технологий. индивидуальные формы контроля и проверки ЗУН. программированное обучение. проективное образование с учетом своего темпа работы по выполнению индивидуального задания. Технология концентрированного обучения. Данная технология представляет собой интерпретацию широко известного активного метода погружения. Погружение - метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Этот метод с той или иной глубиной использовался В.Ф. Шаталовым, Ш.А. Амонашвили, А.Тубельским и др. Концентрированное обучение - это система организации обучения, которая максимально сближает учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

Технология педагогических мастерских - это иная форма организации учебного процесса. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами-представителями ЖФЕН - «Французской группы нового образования». Технологии французских мастерских и развития критического мышления базируются на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Возрождение социальной психологии как науки в конце 50-х гг. началось с обсуждения вопроса о предмете социальной психологии. В 1962 г. была создана первая в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Е.С. Кузьмина). Проводились работы по эмпирическому исследованию фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.Б.Ф. Поршнев впервые у нас в стране ставит вопрос о таких социально-психологических категориях, как «мы» и «они».В 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина), а в 1972 г. в Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят в свет первые учебные пособия по социальной психологии, проводятся социально-психологические исследования на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Психология рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитанников, а также взаимодействии между собой самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Организация процесса воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей и самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами, принятыми в обществе. Психологией выявлены определенные законы развития личности, характер ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими - результаты субъективизации, принятия этого опыта в качестве ценности. Применительно к воспитанию ими являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению - знания, умения и навыки. Воспитание начинается с определения его целей. Главная цель воспитания - формирование и развитие личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Под средствами психологического воздействия на личность рассматриваются предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитанника. К. ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающим большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: