Принципы организации и деятельности публичной администрации (органов исполнительной власти)

Исполнительный орган — орган, выполняющий непосредственно организующие функции в рамках управления системой, осуществляющий непосредственную оперативную деятельность по управлению. Исполнительные органы имеют практически все социальные системы (в коммерческих организациях — генеральный директор или президент; в системе местного самоуправление — управа или местная администрация и проч.).

Органы исполнительной власти (исполнительные органы государственной власти) — организации, учреждаемые самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативно-правовых актов, для реализации функции государственного управления и обладающие определенной структурой, компетенцией, властными полномочиями и штатом государственных служащих. Согласно ст. 110 Конституции РФ «исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ».

В понятие «органы исполнительной власти» входят не все субъекты, которые осуществляют функции исполнительно-управленческого характера в государстве (например, не входят Президент РФ и прокуратура РФ). Объединяющее понятие для всех органов государства, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и текущее управление социальными процессами — органы публичной администрации.

Органы публичной администрации: 1) органы исполнительной власти 2) органы государственного управления, выведенные за рамки 3-х ветвей власти, но осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность3) органы местного самоуправления, осуществляющие отдельные государственные полномочия исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти в РФ строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности.

1. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством РФ.

В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему органов исполнительной власти входят:

• федеральные органы исполнительной власти;

• органы исполнительной власти субъектов РФ - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:

• компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами;

• Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов РФ; законные акты федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти);

• одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ - административный договор (федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ).

2. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает существенное влияние на функционирование всей системы исполнительной власти.

Централизация - сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти.

Децентрализация означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

3. Принцип законности проявляется в том, что все органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать законы и Конституцию РФ.

Деятельность публичной администрации (публичное администрирование) - это совокупность организационных действий, деятельности и мероприятий, которые выполняются разными субъектами и институтами на основе закона и в пределах, определенных законами, для достижения публичного интереса.

Деятельность публичной администрации базируется на соответствующих фундаментальных принципах: общих (демократизм, законность, гласность, участие общественности и т.д.) и специальных (отраслевой принцип, территориальность, функциональность).

Среди основных принципов деятельности публичной администрации стоит выделить: законность; равенство (отсутствие дискриминации); принцип пропорциональности; принцип запрета злоупотребления властью; принцип беспристрастности (объективности); принцип учета и соответствия законным ожиданиям; принцип информирования и консультирования; принцип справедливости; принцип этичности; принцип уведомление о получении документов и указания уполномоченного лица; право быть заслушанным и делать заявления; принцип защиты данных и уважения к частной информации; принцип гибкости в практической работе административных органов; принцип эффективности; принцип прозрачности административных действий и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: