--через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и компаний в СМИ, а также судебных процессов);
--использование избирательных кампаний(личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование изб.кампаний);
--использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти);
--использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч);
Достоинства:
- Придание органам государственной власти большей гибкости и динамики путем оказания влияния на государственные решения.
- инструмент влияния на власть со стороны гражданского общества. Содействие развитию демократических традиций; реализация конституционных прав граждан на участие в управлении государственными делами. Мобилизация общественной поддержки или оппозиция законопроектам.
|
|
- Содействие сохранению равновесия в обществе, нахождению точек соприкосновения по достижению компромиссов между различными субъектами лоббирования.
- лоббисты привлекают внимание властей к актуальным проблемам
- позволяет более полно представить в органах государственной власти реально существующие интересы различных групп общества, испытывая постоянное давление со стороны этих групп, органы власти вынуждены корректировать свою политику с учётом реально существующих групповых интересов.
- деятельность лобби позволяет органам государственной власти более точно определять приоритеты своей политики
- оказывая органам власти информационные, консультативные услуги, Л способствует существенному повышению качества принимаемых решений.
- цивилизованный Л – один из важнейших институтов современной демократии, который способствует самоорганизации гражданского общества.
Недостатки:
- Л выступает посредником не правового влияния на органы государственной власти (коррупция)
- т.к. возможности влияния на органы гос власти у различных «заинтересованных групп» не одинаковые => лоббистская деятельность более влиятельных групп приводит к нарушению баланса интересов в их пользу, что вызывает недовольство других групп и рост социальной напряжённости
- слишком сильные позиции лобби в структуре органов власти могут существенно осложнить работу последних, поставить под сомнение объективность и справедливость принимаемых решений
|
|
- Рост социальной напряженности в связи с более высокой результативностью лоббизма экономических субъектов по сравнению с другими группами интересов.
- возможность блокирования принимаемых важных решений, противопоставление эгоистических интересов своих клиентов интересам общества.
- Опасность для демократических устоев общества, превращение демократических институтов в мощный инструмент влияния отдельных групп интересов.
- Субъективная интерпретация информации, поставляемой государственным органам.
GR: история, модели, практика применения и конфликтогенный потенциал
Government Relations (взаимодействие с органами государственной власти) — «деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-менеджеров) по ведению работы компании в политическом окружении». Government Relations (GR) также является систематическими попытками компании оказать влияние на действия и меры властей с целью достижения компанией определенных целей или защиты некоторых интересов. Основной задачей GR является «предотвращение вероятных угроз от деятельности политических стейкхолдеров и реализация потенциальных возможностей компании посредством её участия в политических действиях», а целью GR — «выстраивание долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами»
Между GR и лоббизмом существуют значительные отличия: если лоббизм является технологией для продвижения интересов компании в органах власти, то GR является составной частью общего менеджмента и задачи, стоящие перед ним, намного шире, чем задачи, стоящие перед лоббизмом.
К основным функциям специалиста по GR относятся:
· формирование благоприятного имиджа компании среди политической элиты;
· решение практических вопросов с государственными компаниями;
· формирование благоприятной атмосферы отношений с регулирующими органами;
· решение судебных вопросов;
· решение вопросов входа на новый рынок[5].
Подготовка программы по GR обычно включает пять основных шагов:
1. идентификация проблем (identifying issues);
2. урегулирование приоритетов (setting priorities);
3. идентификация высших чиновников (identifying policymakers);
4. урегулирование стратегии повесток дня (setting agendas);
5. отбор действий и ресурсов (selection actions and resources)[6].
К наиболее эффективным методам воздействия на органы власти GR-специалиста относятся:
· предоставление экспертных оценок;
· манипуляция с данными социологических опросов;
· участие в социальных проектах, благотворительность, позиционирование деятельности компании как социально ответственной;
· участие в проектах государственно-частного партнерства;
· организация резонансных мероприятий без участия чиновников[7];
· коррупция;
· откаты.