В настоящее время существует множество различных классификаций психодиагностических методик по разным основаниям. Примеры:
Классификации методов по Й.Шванцаре. Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);
2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3. тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
4. по психической активности испытуемых:
§ интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
§ экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
§ проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
§ исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову:
1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
2. по назначению:
§ общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
§ тесты профессиональной пригодности;
§ тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
§ тесты достижений;
3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
§ бланковые;
§ предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
§ аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
5. по форме ответа: устные и письменные;
6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину:
1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
§ объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
§ стандартизованные самоотчеты (тесты-опросники, шкальные техники и др.);
§ проективные техники;
§ диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата (тесты, опросники, шкалы), вторые – большой степенью вовлеченности (беседы, интервью и др.). Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора, самой диагностической процедурой.