ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
ОТЧЕТ
по научно-исследовательской работе за 2 семестр
Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право»
Выполнила: Логинова Алёна Игоревна
Магистрант 1курса, группы 1756А,
заочной формы обучения
Научный руководитель:
Сафонов Владимир Николаевич
Руководитель магистерской программы:
Спицнадель Владимир Борисович
Доктор юридических наук, профессор
Спицнадель В.Б.
Санкт-Петербург
2017
Содержание
1. Реферат «Обзор литературы по темеЮвенальная юстиция.История возникновения и современность» ……………………………………………….3
2.Тезисы первой главы магистерской диссертации на тему «Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»……..8
3. Нормативы учёта научно-исследовательской работы……………………… 9
Приложения
4. Курсовая работа на тему: «Преступность несовершеннолетних как субъекта совершения преступления»
5. Публикация в конференции (без доклада), статья на тему: «К вопросу об особенностях производства по уголовнымделам в отношении несовершеннолетних»
Реферат на тему «Обзор литературы по теме Ювенальная юстиция. История развития и современность»
Подростки, как отдельная категория лиц, нуждается в особом порядке производства по уголовным делам. В силу своей незрелой психики, для несовершеннолетних важен воспитательный аспект, который будет способствовать правильному воздействию на несформировавшуюся личность. Если этому аспекту не уделять должного внимания, в дальнейшем это может перерасти в более устойчивую форму преступности. Несомненно, государство и общество заинтересовано, чтобы оступившейся подросток вернулся к нормальной жизни, впоследствии став законопослушным гражданином.
При изучении данной проблематики, была изучена Специальная литература, учебники, научные статьи отражающие вопросы, касающиеся особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Был изучен целый ряд современных статей, посвящённых тематике ювенальной юстиции, производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних написанных кандидатами, докторами юридических наук, среди которых: Борисевич Г.Я. «О реализации идей ювенальной юстиции в уголовном судопроизводстве»; Исакова Т.В. «Краткий очерк развития ювенального уголовного правосудия в Росии: от законодательных новелл Устава уголовного судопроизводства Российской империи до современных реалий»; Овсянников И.В. «Проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»; Русанова И.А. «Проблемы развития ювенальной юстиции». Изучение этого правового института является немаловажным аспектом, так как несовершеннолетние – основная правовая база ювенальной юстиции, а суд в их отношении – её центральное звено.
Если говорить общим понятием, то ювенальная юстиция- это правовая основа системы учреждений и организаций, совершающих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними.
Возвращаясь к истокам истории, в рамках изученных статей, в частности Исаковой Т.В., стало известно, что инициатива введения в России специализированного суда по делам несовершеннолетних принадлежала Санкт-Петербургскому обществу патроната, которое создало особую комиссию для выработки рекомендаций. Основным руководящим принципом суда стала ценность ребёнка как индивидуума и как члена общества.
При изучении учебников по криминологии таких авторов как: Кузнецов Н.Ф., Кузнецовой Н.Ф., Лунеева В.В., особое внимание уделяется факторам, которые, возможно, могли повлиять на формировании криминогенных черт личности малолетнего преступника.
Согласно Кузнецовой Н.Ф., решающую роль играют следующие обстоятельства:
1) отрицательное влияние в семье;
2) отсутствие у родителей возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей;
3) отрицательные влияния в ближайшем окружении;
4) подстрекательство со стороны взрослых преступников;
5) распространение среди подростков антиобщественных стандартов поведения и ценностей криминальной субкультуры;
Также, наряду с отмеченными факторами формированию
криминогенной мотивации и её проявлению в преступности несовершеннолетних, согласно тому же учебнику Криминологии Кузнецовой Н.Ф. существенно способствуют следующие условия:
1) безнадзорность;
2) низкий уровень воспитательной работы;
3) распад системы общедоступного досуга;
4) значительное увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном развитии.
Литературные источники различных авторов помогают взглянуть с различных аспектов на вопросы по изучаемой тематике.
Итак, переходя к непосредственному обзору конкретных источников по теме научно-исследовательской работы, следует уточнить, что представленный в данном отчёте материал не является исчерпывающим и будет дополняться в ходе дальнейшей работы над магистерской диссертацией.
1.Криминология:учеб. пособие / Г. И. Богуш [и др.]; под общ. ред. Н. Ф. Кузнецова. – М.:Проспект, 2010. – 496 с.
В учебном пособии изложены основы криминологии, а также содержатся методологические материалы, необходимые для изучения данной учебной дисциплины. Имеется наглядный пример уровня и динамики преступности с 2003 по 2007 год, что помогает составить общую картину уровня преступности среди несовершеннолетних в Российской федерации в данный период. Как было сказано выше, автор приводит перечень обстоятельств, которые играют решающую роль в формировании криминогенных черт личности подростка. Учебник бесспорно полезен при написании магистерской диссертации.
Кузнецова Н.Ф. Криминология: учебник / Н. Ф. Кузнецова, В. В. Лунева. – М.:ВолтерсКлувер, 2004.-640 с.
В данном учебнике приводится понятие и общая характеристика, уровень, структура, динамика преступности несовершеннолетних и молодёжи. Анализируя структуру, автор пришёл к следующему выводу:
1) доля тяжких насильственных и корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних (умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, разбои) составляют менее 10% и относительно стабильна;
2) в структуре преступности несовершеннолетних преобладают кражи, грабежи, хулиганство, (до четырех пятых всех совершаемых преступлений), т.е. эту преступность нельзя характеризовать как обладающую в целом повышенной общественной опасностью;
3) уменьшение абсолютных показателей хулиганства не связано с его реальными тенденциями, а служит следствием снижения активности борьбы с этими преступлениями; в это же время аналогичные изменения показателей краж носят в значительной мере реальный характер, так как связаны с усилением защищённости жилищ и других помещений;
4) возрастает распространённость групповых и организованных форм преступлений.
Вывод, приведённый в структуре, помогает составить общую картину ситуации наиболее распространённых преступлений среди несовершеннолетних, что станет полезным при написании последующих глав магистерской диссертации.
В учебнике имеется также криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, тем самым, дополняя характеристики, приведённые в источниках других авторов.
Выдвинутые предположения автора, несомненно, заслуживают внимания при написании магистерской диссертации, так как они непосредственно касаются проблемы исследования.