Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления какой-либо деятельности.
Классификация видов способностей по деятельности или по их направленности:
· Общие - отвечают требованиям широкого спектра характерные для всех: умственные способности к обучению (овладение школьной программой), общие двигательные способности (мелкая моторика и точность ручных движений – ходьба, растягивание пуговиц, молнии, письмо), способности к общению, эстетические способности.
Специальные - отвечают требованиям специальных видов деятельности, т.е. художественные, музыкальные, вокальные, лингвистические, математические, спортивные, танцевальные.
Задатки и способности. Склонности. Способности и профессиональная деятельность.
Способности и задатки.
Существуют некоторые природные предпосылки способностей - задатки. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития способностей. От природы человеку даны лишь возможности (задатки), а способности формируются средствами воспитания и обучения в процессе деятельности.
для профессии называются профессионально важными качествами (ПВК).
· Практические – способности к конкретным практическим действиям.
· Теоретические – способности к абстрактно-теоретическому размышлению.
-Творческие ( способность к созданию чего-либо нового, нестандартного, оригинального; объективно или субъективного продукта) Творческие способности характеризуются гибкостью, беглостью, выходом за рамки заданного, т. е где учувствует интуиция.
-Репродуктивные (обеспечивает высокое умение усваивать Знания, овладевать деятельностью, т.е. научившись чему-то, просто воспроизводит эти действия).
Уровни развития способностей. Интересы и склонности в развитии способностей.
Уровни развития способностей:
Первый уровень - сами Способности.
Второй уровень - Одаренность: это понятие применяют к детям; обуславливает особенно успешную деятельность, в определенной сфере.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей у взрослых людей обозначают термином талант.
Талант - это высокая степень способности, в какой либо одной области, доведенная до совершенства (композитор, художник).
Третий уровень - Гениальность - когда человек максимально успешен в нескольких областях одновременно.
Воля - это сознательная активная регуляция человеком своего поведения и своих поступков, а также деятельности, которая обеспечивает преодоление трудностей при достижении поставленных целей.
Этапы волевого действия:
·Мотивация - мотив, который побуждает к совершению каких-либо действий.
·Конфликт - борьба мотивов (мотивационный конфликт).
·Намерение. Происходит принятие решения, выбор цели и формирование личностного смысла.
·Поступок - совершение или исполнение принятого намерения, подчинение всех своих действий поставленной цели, контроль за полученным результатом.
Факторы, способствующие развитию воли:
·Игры с четкими правилами и инструкциями.
·Ролевые игры.
·Четкая и продуманная инструкция взрослого и контроль за исполнением выполнения ребенком.
·Определенная последовательность, график выполнения распорядка и режим дня.
·Занятия спортом.
·Спортивные состязания, эстафеты, состязания в командах, КВН.
·Преодоление препятствий, а не избегание их.
·Самоинструкция, самовоспитание и самоконтроль в старшем школьном возрасте.
Воля, также как и характер, тренируется и формируется с детства, и родители, педагоги должны поощрять и стимулировать.