Виды мышления в зависимости от возрастных периодов:
·Наглядно-действенное (до 4-5 лет).
·Наглядно-образное (совершение действий в уме включая воображение, до начальных классов преобладает у детей до 7 лет).
·Словесно-логическое и абстрактное (окончательно сформируется к 4- 5 клас.).
Мышление бывает:
·Теоретическое.
·Практическое.
Мышление каждого человека обладает индивидуальными качествами, особенностями:
1. Быстрота ума – одни мыслят быстрее другие медленнее в сравнении с др. людьми.
2. Самостоятельность ума - человек умеет видеть говые проблемы, ставит новые задачи и решать их по-свойму. Несамостоятельность- готовность опираться на мнение др. людей.
3. Критичность – не принимает на веру, свои и чужие мысли. – анализирует их - взвешивает «за» и «против»
4. Гибкость ума – выражается в свободе выбора новых приемов и средств решения поставленных задач.
5. Широта ума – подразумевает умение привлечь большие знания к решению проблемы (говорят о нем Широкий кругозор) и творческое отношение к делу.
6. Глубина ума – способность проникнуть в суть проблемы
Операции мышления, их характеристика.
Существуют мыслительные операции с помощь которых осуществляется процессмышления:
· Сравнение – позволяет установить сходство и отличие в предметах.
· Анализ – операция расчленения или разъединения целого на составные части.
· Синтез – построение целого из отдельных частей.
· Конкретизация – фиксация какого-либо признак без учета других качеств.
· Абстрагирование – выделение какого либо свойства или апекта и отвлечение от несущественных.
· Обобщение – объединение предметов или явлений по их общему и существенному признаку.
Воображение: понятие, виды воображения, их характеристика. Роль воображения творческой деятельности.
Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
ВООБРАЖЕНИЕ – это познавательный процесс создания образов взаимозаменяющих человеческий опыт.
По степени выраженности, активности выделяют:
Пассивное воображение
· преднамеренное (грезы);
· непреднамеренное (сон).
С физиологической точки зрения сновидения обусловлены неравномерным торможением различных участков коры головного мозга и подкорки.
Активное воображение
· воссоздающее (создание образов, соответствующих написанию);
· творческое ( создание нового образа или идеи).
Приемы творческого воображения
1. Агглютинация – создание образа из двух не сходящихся идей (русалка, человек-амфибия).
2. Аналогия – создание образа по аналогии с другим (подводная лодка созд. по аналогии с дельфином).
3. Преувеличение и преуменьшение (Змей-Горыныч, Гулливер).
4. Типизация (придание или отнесение к какому-либо типу) (Дон Жуан, русская береза).
5. Придача – объекту приписываются несвойственные ему (чаще мистические) качества и функции (ковер-самолет, волшебная лампа Аладдина).
6. Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации.
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Понятие о темпераменте. Происхождение названий типов темперамента. Физиологическая основа темперамента.
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
С древних времен различали четыре основных типа темперамента:
· сангвинический (живой);
· флегматический (медлительный спокойный);
· холерический (энергичный, страстный);
· меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).
Впервые более или менее подробно описал темпераменты древнегреческий врач Гиппократ (IV век до н.э.).
Он считал, что различия между людьми объясняются соотношением различных жидкостей: кровь – «сангвис», желчь желтая – «холе», желчь черная – «меланхоле», лимфа (слизь) – «флегма»
Наиболее удачно ответил на этот вопрос физиолог И.П. Павлов. Он предположил, что различия людей по темпераменту зависят от особенностей высшей нервной деятельности. Он открыл и описал эти особенности:
- сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность
нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки (сильные раздражители);
- уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т.е. соотношение этих процессов. С этой точки зрения, процессы могут быть или уравновешены, т.е. примерно одинаковой силы, или какой-то из них преобладает, доминирует;
- подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.