Последствия опричнины в канве исторических событий

Опричнина ликвидировала в стране политическую раздробленность, но вызвала в стране еще больше противоречий. Она явилась первой попыткой разрешить одно из противоречий московского государственного строя – попыткой сокрушить боярское и княжеское землевладение.

В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать о ней. Территория, войска, служилые люди, Боярская дума – были объединены. Но казни не прекратились. Проблемы внутри страны, экономический кризис усугублялись и поражением в Ливонской войне.

Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. В ответ на бегство крестьян принимается крепостническое право, которое фактически закабаляло крестьян.

 

 

Причины, этапы и итоги Великой смуты

Общая характеристика эпохи

Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала ХVII в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название «Смуты». При этом, в первую очередь, имелось в виду «смущение умов», т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

 

Понятие «смута» пришло в историографию из народного лексикона, означая, прежде всего, анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. Современники «Смуты» оценивали ее как кару, постигшую людей за их грехи.

 

2. Предпосылки «Смуты»

Важнейшей предпосылкой смутного времени стал хозяйственный кризис конца ХVI в., убыль тяглового населения, т.е. несущего «тягло» - налоги в пользу государства, увеличение налогового и феодального бремени. Тенденция к закрепощению крестьян, ухудшение жизни холопов создавали взрывоопасную общественную ситуацию. Многие из них, особенно «боевые холопы», оказались в условиях голода начала ХVII в. выброшенными своими хозяевами на улицу. Не имея навыков производительного труда, они объединялись в отряды «воровских людей», терроризировавшие мирное население, а со временем превратившиеся в угрозу власти (например, отряд Хлопка).

 

После смерти Ивана Грозного и, особенно, пресечения династии в 1598г., когда Федор Иванович умер, не оставив детей, обострился политический кризис, вызванный борьбой различных боярских кланов за власть. Пресечение династии вслед за опричниной обострило и духовный кризис общества. Царь в православном сознании выступал как хранитель природного и общественного порядка. Его власть воспринималась как идущая от Бога. Отсутствие законного, «природного» царя - защитника от внешних врагов, природных и социальных бед, в случае реальных потрясений могло осознаваться как страшная угроза всему русскому народу и стране. Это приводило к социальной нестабильности, появлению самозванцев, в которых народ видел спасителей, готовых восстановить «Правду» (т.е. социальную справедливость) и порядок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: