Общественное движение в России 1860-1890-х гг

Устойчивым элементом общественной жизни России с начала 60-гг. становится революционное подполье.

«Колокол» Герцена. В 1857 г. в Лондоне Герцен и Огарев организовали издание «Колокола» - социально-революционного обозрения. Требования: освобождение крестьян с землей, выкупленной государством, упразднение цензуры, отмена телесных наказаний. В 1867 г. «Колокол» замолк.

«Современник» Чернышевского. Публицист «Современника» - Чернышевский. Чернышевский стремился убедить в преждевременности выступлений, в неспособности разрозненных бунтов противостоять правительственному насилию. У Чернышевского мотив общности развития России Западной Европы. Социализм выступает как итог промышленного прогресса. Основную роль в движении он отводил трудовой массе. 1862 г. – арест Чернышевского.

Болезнь «левизны». Революционно-демократическое движение 60-х гг. было пестрым и разнородным. В революционной среде нарастало стремление к активной борьбе с целью свержения существующего строя и установления нового порядка. В Петербурге начали распространяться прокламации, отражавшие эти настроения. Прокламации предупреждали, что всех, кто не поддержит революционеров, они будут считать своими врагами и истреблять.

«Земля и воля». Возникает в конце 1862 г. Программа Земли и Воли требовала: передачу крестьянам всей земли, находившейся в их пользовании до реформы, созыв народных представителей и самоуправления общин. Земля и Воля самоликвидировалась в 1863 г.

Народничество. Это идеология крестьянской демократии. Главная идея – возможность капиталистического развития России. Задача революционной молодежи в том, чтобы разом поднять все деревни, объединить бунты в восстание. (Бакунин, Лавров, Ткачев).

«Хождение в народ» - движение было пестрым и разнородным. Вели революционную пропаганду в народе.

С на­чала 1880-х гг. в их среде стал распространяться марксизм. Большой вклад в популяризацию идей К. Маркса внесли Г. В. Плеханов и члены созданной им в 1883 в эмиграции группы «Освобождение труда». Марксистские кружки действовали во многих городах.

В 1880-х - начале 1890-х гг. русские марксисты действовали в тесном кон­такте с народовольцами. Одновременно в среде демократической интеллиген­ции усилилось влияние т. н. легального народничества, идеологи которого (Н. К. Михайловский, Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко и др.) выступали сторонниками мирных социальных преобразований.. Своеобразным феноменом русской общественной мысли начала 1890-х гг. стал т. н. легальный марксизм, последователи которого (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков и др.) выступили в легальной печати с резкой критикой экономических и социальных идей народничества. К середине 1890-х гг. в марксистских кружках наметились тенденции к переходу от пропаганды к агитации (первым эту идею выдвинул А. И. Кремер в брошюре «Об агитации», изданной в 1894). В 1895 члены ряда петербургских кружков (В. И. Ленин, Л. Мартов, А. Н. Потресов и др.) создали единую организацию, названную позднее «Союз борьбы за осво­бождение рабочего класса». Во 2-й половине 1890-х гг. подобные «Союзы» возникли и в других городах. В 1898 участники съезда в Минске про­возгласили создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Тенденция к консолидации прослеживалась и в народовольческих кружках. В конце 1890-х гг. оформились т. н. Южная партия социалистов-революционеров, Северный союз социалистов-революционеров, Рабочая партия политического освобождения России и другие крупные организации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: