Основные этапы становления древнерусской государственности (IX-XII вв.) 9 страница

· и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР («Белого дома») были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее актив. его участников.Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддерживать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Сопротивление возглавил президент России Б.Н.Ельцин. Действия ГКЧП весьма негативно были восприняты за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.Переворот был крайне плохо организован, отсутствовало деятельное оперативное руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. Министр внутренних дел Пуго застрелился.Глав. причиной провала гос. переворота являлась решимость масс защитить свои политич.свободы. Заключительный этап распада СССР. (сентябрь - декабрь 1991 гг.).Попытка гос. переворота резко ускорила распад СССР, привела к утрате Горбачевым авторитета и власти, к заметному усилению популярности Ельцина. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем прекращена. Горбачев оставил пост Генерал. Секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. В последовавшие за путчем дни 8 республик заявили о своей полной независимости, а три Прибалтийские республики добились признания со стороны СССР. Произошло резкое сокращение компетенции КГБ, было объявлено о его реорганизации.8.12.1991 г. - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности гос. структур бывшего Союза. Россия, Украина и Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 3 гос-ва приглашали все бывшие республики вступить в СНГ.21.12 1991 г. - на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились 8 республик. Была принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя ф-ий президента в связи с исчезновением гос-ва. В 1994 г. в СНГ вошли Азербайджан и Грузия.15.05.1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали 6 стран, позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия).В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Армении. Вместе с тем военные конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), вынудили российское руководство оставить на их территории часть своих войск в качестве миротворческих сил.

·

44. Экономические реформы 1990-х гг. и их последствия.

· "Шоковая терапия" экономич.реформ в начале 90-х гг. Суверенная Россия, Российская Федерация после провозглашения независимости 12.06. 1990 г. вкл. в себя 89 регионов, в том числе и 21 нац. образование. Устанавливалась двухступенч. система органов представитель. власти - Съезд народ. депутатов и двухпалат. Верховный Совет. Главой исполнит.власти являлся избранный всенародным голосованием Президент Б.Н. Ельцин, он же был Главнокомандующим Вооруженными силами страны. Высшей судеб. инстанцией являлся Конституц.Суд РФ.Президент страны заявил о своем стремлении продолжить курс реформ. Ему предоставлялись широкие полномочия для проведения экономич. реформ. Руководство страны взяло курс на "шоковую терапию", идея которой состояла в применении либеральной модели функционирования экономики и опиралась на опыт реформ, которые проводились в Польше.Главой экономич. блока реформ стал Е.Т. Гайдар, возглавивший правительство России в январе - декабре 1992 г.Программа реформ включала следующие направления: либерализация большинства цен, т.е. отказ от административного регулирования;свобода торговли;проведение приватизации, т.е. разгосударствление собственности с целью превращения частн.сектора в основной сектор экономики;жесткие меры налогового обложения.Идеологи реформ предполагали, что к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для ее подъема, а сам рынок без давления гос-ва создаст оптимальную структуру экономич.развития.Экономич. система была обременена структурными диспропорциями:преобладанием добывающих отраслей над перерабатывающими;высокой долей предприятий, работающих на воен. нужды.Фактором, осложнявшим либерал. реформы, была дезорганизация народнохозяйств. комплекса, т.е. разрыв хоз. связей после распада СССР.Для проведения рыночных реформ не было создано политико-правовой базы: отсутствовали необходимые рыночные законы, а министерства и ведомства работали по-старому.С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Для сбалансирования бюджета правительство стало сокращать важнейшие гос. программы. Резко упало финансирование армии, снизился гос. оборонный заказ. Это поставило на грань краха наукоемкие производства. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Сбербанке. Упали соц. расходы, что ударило в первую очередь по малообеспеченным семьям. Приватизация охватила вначале предприятия рознич. торговли, обществ. питания, службы быта. Уже в первый год приватизации в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промыш.х предприятий, что привело к утрате гос-вом ведущей роли в экономике страны. В приватизации политич. цели доминировали над экономич. целесообразностью. Власть стремилась к скорейшему созданию класса собственников, который стал бы опорой существовавшего режима. Поэтому за бесценок приватизировались отдельными лицами предприятия и даже целые отрасли. Новый хозяин, который не вложил в приобретаемую собственность значительных средств, не стремился к обновлению производства, модернизации фондов.Т.о., приватизация не привлекла финанс. ресурсов для оздоровления экономики и ее роста. Но московская приватизация дала экономич. эффект, который позволил за счет полученных средств профинансировать важнейшие столичные программы развития и начать модернизацию жилищного фонда.Приватизация не получила народ. поддержки. По плану приватизации каждый гражданин страны имел право получить свою долю обществ. собственности, созданной в годы Советс. власти. Приватизационный чек - "ваучер" - должен был стать символом равных возможностей в создании собств. дела (бизнеса). Гос-во не контролировало деятельность инвестиц. компаний и фондов, поэтому народ оказался обманутым.По существу приватизация привела к деиндустриализации страны. С 1990 г. ежегодное падение производства составило 20%.

· К середине 90-х гг. разрушенной оказалась тяжелая промышленность, распалась энергетич.инфраструктура страны. Вместо соц. модернизации общества приватизация привела к глубокому соц. расколу. Только 5% населения страны (100 тыс. семей из 145 млн человек) завладели нац.богатством России. Среди них ведущее место заняли представители аппарата управления, проводившие приватизацию. Гос. богатства скупали представители "теневой" экономики. В процессе приватизации преимущества имели и представители номенклатуры - "директорский корпус", "хозяйственники", которые широко использовали служебные связи.Резкое снижение соц. защищенности граждан России привело к высокой смертности - более 1 млн человек ежегодно. С 1990 по 1995 г. возрос уровень преступности в полтора раза. К середине 90-х гг. средний предпринимательский доход в 8 - 10 раз превышал среднюю заработную плату и в 30 - 40 раз - среднюю пенсию граждан России.В стране все больше стали утверждаться принципы индивидуализма и вседозволенности. Резко упала роль производящих форм труда - учителя, инженера, ученого и др.Как показывает опыт преобразований, масштабные изменения в обществе должны производиться с согласия всего общества, с учетом национальных традиций и находиться под контролем общества. Положительные итоги реформ: 1) Насыщение потребительского рынка товарами 2) Создание рыноч. инфраструктуры 3) Возникновение част. сектора экономики 4) Либерализация ценообразования и внеш. торговли 5) Относительная стабилизация финанс. ситуации и курса рубля 6) Процесс разработки правовой базы.
Отрицательные итоги реформ: 1) Не удалось остановить спад промышленности и с/х. 2) Не увеличились иностранные инвестиции 3) Несовершенство системы налогообложения 4) Гигантский разрыв м/у очень богатыми и очень бедными 5) Доходы 1/3 населения ниже прожиточного минимума 6) Рост безработицы. В августе 1998 года – экономич. кризис. Правительство было вынуждено пойти на девальвацию нац.валюты, в следствии чего происходит удар по банковской системе, над страной нависла угроза нац. дефолта (невыполнение обязательств). РФ оказалась не в состоянии выплачивать долги, а м/ународ. организации отказались предоставлять новые кредиты

·

· 45. Внутренняя и внешняя политика Б.Н. Ельцина.

 

 Внутренняя политика.Экономика. В годы президентства Борис Ельцин подвергался критике, в основном связанной с общими негатив. тенденциями развития страны в 1990-е годы: спадом в экономике, резким снижением уровня жизни, отказом гос-ва от соц. обязательств, снижением численности населения и обострением соц. проблем.В реальных условиях конца 1991 года Россия оказалась перед необходимостью срочно приступить к радикальным реформам в экономике. К руководству в этой области был приглашён Гайдар Егор Тимурович.«Первым шагом стал отпуск цен 2 января 1992 года. В результате были обесценены деньги на счетах предприятий и вклады в Сбербанке примерно 75 миллионов граждан России. Однако эти меры позволили полностью легализовать рыночные отношения, насытить потребитель. рынок, начать структур.перестройку промышленности, спасти страну от экономич. паралича. Платой за такое начало реформы стала инфляция, достигавшая в отдельные месяцы 15-20%. В итоге ни Гайдару, ни сменившему его Черномырдину Виктору Степановичу не удалось стабилизировать рубль по отношению к доллару США».К концу 1992 резко увеличилась дифференциация жителей на богатых и бедных. За чертой бедности оказалось 44 % населения. В течение 1992-1996 годов спад производства составил более 50%.Сказался разрыв связей с бывшими республиками СССР. Российская Федерация взяла на себя выплату долга СССР западным гос-вам. С конца 1992 года правительство возглавил Черномырдин. В 1995 году проводился курс на стабилизацию экономики и снижении инфляции. В начале 1996 года Черномырдин отметил как одним в качестве одного из важнейших итогов 1995 года создание в стране золотовалют. фонда. Были увеличены пошлины на импорт, отменены льготы различным структурам, занимающимся внешнеторг. операциями.Выйдя из «теневой» экономики, рыноч. отношения в России приобрели откровенно криминальный хар-р. Согласно статистике, примерно 90% предпринимателей платили мафиоз.организациям за охрану от др. криминальных структур, «взыскание» долгов и другое.К 1996 году промышленное производство сократилось на 50 %, с/х — на треть.Потери ВВП составили примерно 40 %. Спад промыш. производства был неравномерным. Относительно благополучная ситуация наблюдалась в топливно-энергетическом комплексе, чёрной металлургии. Иными словами, чем более сырьевой характер имела отрасль, тем меньший спад был в производстве продукции.Наиболее сильно пострадало машиностроение и высокотехнологичные отрасли. Объём продукции лёгкой промыш. сократился на 90 %.В 1996 году правительство обещало стабилизировать экономику. На деле в большинстве сфер, особенно в производств., был спад. Однако, в этом же году укрепились позиции рус. рубля на мировом рынке.Более благополучно развивалась внеш.торговля, несколько увеличился приток иностр. капитала. Усиливалась напряжённость в соц. сфере. Низкая собираемость налогов вела к росту задержек с выплатой зарплаты.Год 1997-ой стал годом оживления экономич. реформ. В марте 1997 года было реорганизовано правительство России. В целом этот год дал основания говорить о неустойчивости экономики.Итак, в течение 1992-1997 годов в рос. экономике произошли следующ.изменения: 1. Удалось остановить и значительно снизить инфляцию.2. Удалось восстановить и значительно увеличить золотовалют. фонды Центр. банка России, поэтому удалось укрепить рубль и восстановить к нему доверие население и иностран. банков. В связи с этим уменьшить номинальную стоимость рублю.3. Россия прекратила закупать зерно у др. стран и начала его экспортные поставки.4. Структур. перестройка экономики проведена, однако, не была.5. Всё это привело к обострению соц. конфликтов, утрате ориентиров на будущее. Возникли целые регионы, лишённые четкой перспективы экономич. развития, сотрясаемые забастовками разных категорий населения.Концом временной экономич. стабилизации стало 17.08.1998 года. В этот день правительство и Центробанк заявили о невозможности провести очередные выплаты по гос.

· краткосроч.обязательствам и отказе от поддержания курса доллара в определён. пределах. Вслед за этим началось резкое падение курса рубля на валют. биржах, рост стоимости импорта и всего товарного рынка. Внешняя политика 1990-х гг. характеризовалась настойчивыми попытками России установить дружеские или хотя бы партнер.отношения с Западом. В январе 1993 г. Россия и США подписали новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), предусматривавший сокращение ядер. потенциала сторон на две трети от уровня, предусмотренного СНВ-1. В центре неоднократных встреч Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона — вопросы экономич. помощи России. Однако, несмотря на обещания, серьезной помощи Россия не получила.В 1994 г. Россия присоединилась к предложенной НАТО программе«Партнерство во имя мира», а в 1996 г. РФ была принята в Совет Европы. Это способствовало налаживанию контактов России со странами Запада, но не устраняло противоречий, которые особенно остро проявились в ходе югославского конфликта. Россия регулярно участвовала во встречах «Большой семерки», которая постепенно стала превращаться в «Большую восьмерку». На восточном направлении Россия успешно развивала отношения с Китаем и Японией. Россия стремилась наладить партнерство со странами, входящими в СНГ. После распада СССР традиц.экономич.связи были нарушены и задача их восстановления стала актуальной для всех бывших республик Советского Союза. Вместе с тем обострялись конфликты по спорным вопросам с ближайшими соседями: с Украиной за судьбу Черноморского флота и вопрос владения Крымом, с прибалтийскими странами о правовом положении русскоязычного населения на их территории. Усилились тенденции интеграции между Россией и Белоруссией.

·

· 46. Конституция РФ 1993 г. и становление демократии и гражданского общества в России.

· Политич. режим современной России может быть охарактеризован как демократич. с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политич. корпоративизма. Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. Усиление авторитар. тенденций в политич. режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнит. власти, и особенно президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у др. ветвей власти практически нет. Усилению авторитар. тенденций способствуют такие факторы, как: перманентный рост преступности; природные катаклизмы; этнорегиональные конфликты; военные столкновения; нестабильность ситуации внутри правящих элит; распространение терроризма; военные действия в Чечне. Для развития политической демократии, необходима основа - гражданские и политические права человека, проявляющиеся как в личной, так и коллективной формах. Каждый человек имеет право принимать участь в принятии решений, которые касаются его жизни. Власть в демократическом государстве должна формироваться путем свободных и нефальсифицированных выборов. Любая власть должна иметь определенный, четко ограниченный срок полномочий. Смена власти должна осуществляться мирным путем в соответствии с волей большинства, выраженной путем голосования. В соответствии с действующими конституционными нормами концепция государственного устройства Российской Федерации базируется на трехуровневой организации публичной власти. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно (путем прямого волеизъявления) и через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (муниципальная власть). Каждый из этих уровней публичной власти организационно обособлен, т.е. самостоятелен в пределах своей компетенции. Конституция Российской Федерации направлена на создание сильного демократического государства, которое должно служить обществу, людям, работать на благополучие каждого человека, обеспечение ему достойной жизни.Аспекты взаимосвязи гражданского общества и Конституции: обеспечение развитых правовых отношений институтов гражданского общества и государства; определение и нормативное закрепление обязанности государства служить интересам человека и общества;обеспечение высокого правового статуса членов и институтов гражданского общества; содействие структурированию общества в развитое, упорядоченное, культурное, т.е. гражданское.Три начала формируют гражданское общество: коллектив, индивид, власть. Это созвучно нашей концепции, также построенной на взаимодействии трех уровней: личность - гражданское общество - государство. Гражданское общество, таким образом, является микромоделью срединной части всей конституционной конструкции, повторяющей взаимодействие трех уровней на своем "этаже". В обществе вырабатываются соц.формы общественности. Гражданское общество - охватывает социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство), организацию и деятельность общественных объединений, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п., сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью - первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации. Перечень этот не является исчерпывающим, но наиболее значимые сферы жизнедеятельности гражданского общества он в себя включает.Одной из особенностей гражданского общества является его динамика, непрерывное движение. Конституция призвана обеспечивать эту динамику, почти по Руссо - как движение к гражданственности,

· естественности (разумности) и цивилизованности, что в переводе на наши уровни означает формирование развитой личности; совершенных гражданских отношений; рациональной цивилизованной власти. Концепция гражданского общества из философской превращается в политико-правовую и даже прикладную. Конституция изначально задумывалась как документ баланса и равновесия на разных уровнях, включая указанные.

·

·

47. Внутренняя и внешняя политика президента В.В. Путина (2000-2008 гг.).

Внеш. политика Путина, как нового президента РФ, началась уже в июне 2000 года с подписания указа о «Концепции внеш. политики РФ». Основная идея этой концепции заключалась в активной российской м/ународ. политике, направленной, в основном, на формирование «положительного имиджа» государства за границей.6.09.2000 года В.В. Путин принял участие в «Саммите тысячелетия» под эгидой Организации Объединенных Наций. После этого Владимир Владимирович регулярно принимал участие в международных саммитах, так называемой, «Большой восьмерки» (бывшей «Большой семерки»; собрания глав США, Великобритании, Германии, России, Франции, Канады,Италии и Японии). Необходимо отметить, что этот ежегодный «съезд» лидеров ключ. мировых держав не имел практической юридич. ценности – он больше носил совещательный характер. За первый год руководства страной Владимир Путин посетил Италию, Японию, Канаду, Германию и Словению (где впервые встретил президента США Джорджа Буша младшего). В 2004 году Президент РФ совершил деловую поездку в Китай, с которым положил начало дальнейшего плодотвор. сотрудничества. Со всеми этими странами были установлены дипломатич.отношения. Штаты и Западная Европа еще долго воспринимали Путина как ставленника Ельцина и относились к нему крайне положительно.Первое осознание западными лидерами того, что новый Президент России не имеет ничего общего с предыдущим, и что его политич.курс направлен на восстановление м/ународ. авторитета России, пришло к ним только в 2004 году. До этого момента Владимир Владимирович был больше занят внутр. политикой, конкретнее – наведением порядка в стране после буйных «девяностых». Спустя четыре года после избрания на высший госу. пост Путин отменил ельцинский закон о разделе продукции. Эта отмена перенесла добычу нефти и газа из м/ународ. юрисдикции в российскую. После этого большинство доходов от добычи ископаемых стало поступать в Рос. бюджет. Многие историки считают, что именно ликвидация этого ельцинского «колониального» соглашения стало реальным началом суверенитета и международной независимости РФ.Суверенная и независимая Россия западных демократов не устраивала. Именно тогда в РФ участились теракты чеченских боевиков В 2007 году произошел окончательный перелом внеш. политики России и отход от ельцинской м/ународ. стратегии.10 февраля этого года президент, во время Мюнхенской конференции по политике и безопасности в Европе, произнес свою знаменитую Мюнхенскую речь. Ключ. моменты этого заявления были следующие:Существующая однополярная модель мирового устройства неприемлема в современ. м/ународ. отношениях.США навязывает свою политику большинству стран в мире.Только ООН имеет право принимать решение о военном вмешательстве.Политика США слишком агрессивна. НАТО не соблюдает международные договоренности.НАТО продолжает расширение на восток, несмотря на свои же заверения об обратном.ОБСЕ перестало быть гарантом безопасности в Европе и превратилось в инструмент, выгодныйСевероатлантическому Альянсу. РФ будет вести внешнюю политику исключительно в своих интересах, так же, как и было тысячу лет назад.Мюнхенское заявление Владимира Владимировича вызвало настоящий политич. бум в мире.Некоторые страны поддержали речь Путина. Но многие европ. и американ. политики назвали слова рос. президента самыми агрессив. со времен Холодной войны и даже заговорили о ее возобновлении.Вся дальнейшая внешнеполитич. деятельность Президента была направлена исключительно на интересы России и ее союзников, что показали последующие события в Абхазии, Южной Осетии, Крыму (2014 год) и Юго-Востоке Украины. Во внутренней политике президент Путин проводил последовательный и жёсткий курс на централизацию и укрепление «вертикали» власти.Первым серьёзным изменением в конституционно-политической системе страны было осуществлённое в августе 2000 года изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы

· законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона). В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган — Государственный совет.Политическая реформа была связана с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования Совета Федерации. В мае 2000 г. указом Президента Владимира Путина были образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них вводился пост полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений власть. Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000 г. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».Судебная реформа. В 2001 г. в России был введен институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса.Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК). Рассмотрение корпоративных споров теперь находилось в компетенции только арбитражного суда. Оспаривание решений министерств и ведомств, курирующих экономические вопросы, например налоговых органов, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, также проходило в арбитражных судах. Было исключено вмешательство прокуратуры в судебный спор, в котором отстаиваются частные интересы вне зависимости от того, кто судится — граждане или компании. Из гражданского процесса были выведены народные заседатели, которые не могли квалифицированно оценивать хозяйственные споры. Принятие Уголовно-процессуального кодекса было вызвано неэффективной практикой уголовного производства. Кодекс обеспечил подсудимым, обвиняемым, пострадавшим и свидетелям дополнительные права в уголовном процессе. В 2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса. В 2003 г. был принят Таможенный кодекс. В 2004 г. с принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.Стабилизация ситуации в Чечне. Укрепление и реформирование российской армии. Ценой немалых усилий удалось предотвратить распад страны, остановить войну на Северном Кавказе. Чтобы уменьшить напряженность на Северном Кавказе, власти России не отказывались от ведения переговоров с лидерами боевиков. Сепаратизму и поддерживающему его международному терроризму был нанесен серьезный удар. Чеченская Республика стала полноценным субъектом Российской Федерации. В ней состоялись демократические выборы парламента и президента, принята Конституция ЧР. В то же время северокавказский конфликт продемонстрировал серьезные проблемы, которые

·

48. Внутренняя и внешняя политика президента Д.А. Медведева.

 Свою внешнюю политику юрист изначально решил строить на основе международного права. Главной задачей для президента Медведева было создание новых институтов безопасности на международной площадке, а также строительство многополярного мира. В результате Россия не стала полюсом, но влилась в ШОС, БРИКС и ОДКБ, став частью силы, которая альтернативно расширяет Североатлантический Альянс.Безусловно, главным событием периода правления Медведева стал военный конфликт в 2008 году - «пятидневная война» с Грузией. Это стало первой интеграцией российских военных сил в другую страну с 1979 года. В то же время, с Абхазией и Южной Осетией были установлены дипломатические отношения после их одностороннего признания независимости.Запад отнесся к таким действиям негативно, но серьезных санкций не предпринял.Однако внешняя политика Медведева была полна и недочетов. Выиграв горячую войну с Грузией, Россия уступила ей в информационном противостоянии. В отношениях с изначально «пророссийским» президентом Виктором Януковичем Кремль допустил конфликта из-за газа, повернув интерес Украины в сторону Европы. В отношении Востока Россия позволила себе мягкость и получила, как финансовые, так и политические потери (в Иране, Ливии и Сирии).В свою очередь, за время правительства Медведева было достигнуто политического сближения с США. С Кубой и Венесуэлой также были налажены союзнические отношения. Вопрос о ПРО, став предметом диалога, приобрел более мягкий тон. В итоге скорость развертывания ПРО в Восточной Европе снизилась, что можно расценивать как несомненное достижение.Внутренняя политика РоссииНеоднократно президент Медведев говорил о важности культуры для России с ее особенной «загадочной русской душой», славящейся на западе. Во время его правления был реставрирован Большой театр, а также проводилась программа «Культура России», широко рекламируемая Путиным. В рамках проекта планировалось построить более 2 млн. объектов культуры и просвещения, а также реставрировать исторические объекты по всей стране.Образование России за 4 года пополнилось 9 федеральными вузами и 29 НИУ, но за последние 1,5 года лишилось 40 вузов, которые попали под слияние и реорганизацию.Неоднократно выступал президент за десталинизацию и десоветизацию. Многие общественники и западные СМИ его поддержали.Касаясь действительно важных реформ, Дмитрий Анатольевич достиг, к сожалению, не очень многих результатов. Несмотря на большинство лояльной к Медведеву «Единой России» в законодательной и исполнительной власти, масштабную форму приняла реформа МВД, но и она была далеко не удачной. Коррупция в итоге пробралась даже в Генеральную прокуратуру.

 

 

49. Культура в современной России. Интеграция страны в мировое культурное пространство.Основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года являются:сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России;сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России;совершенствование отечественной системы художественного образования и науки;дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом.Вопросам международного сотрудничества в сфере культуры посвящён раздел 4 документа «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации», принятого Правительством Российской Федерации в 2006 году.В плане международного сотрудничества приоритетным направлением является укрепление позитивного образа России путем дальнейшей интеграции в мировой культурный процесс. Приоритетом остается сотрудничество с Росзарубежцентром при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.Основой этого направления является подготовка и реализация международных проектов в сфере культуры, способствующих росту престижа российской культуры, формированию позитивного образа России за рубежом. Для этого необходимо активно осуществлять продвижение классического и национального искусства народов России в форме гастролей, конкурсов, выставок, фестивалей и стажировок за рубежом. Действенным механизмом культурного влияния должно стать международное телерадиовещание как инструмент внешней государственной политики, обеспечивающий информационное присутствие России и создание ее позитивного образа на территории других государств, в первую очередь тех, где существенную часть населения составляют русскоязычные диаспоры.В связи с этим перспективными направлениями являются:сотрудничество с государствами СНГ в целях поддержки соотечественников за рубежом. Стратегическое направление этого сотрудничества - сохранение единого культурного и информационного пространства СНГ, сохранение и укрепление информационного присутствия России на пространстве СНГ и стран Балтии. Особое внимание необходимо сосредоточить на поддержке русских театров, других видов творческой деятельности на русском языке;осуществление деятельности (в свете подписанного Соглашения о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ, а также в развитие Декларации о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ) по созданию таких новых институтов многостороннего взаимодействия в гуманитарной сфере, как учреждение Совета по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ, проведение на постоянной основе форума творческой интеллигенции государств - участников СНГ;взаимодействие с Европейским союзом и Советом Европы. Основой сотрудничества станет реализация четвертой "дорожной карты" по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, создание Постоянного совета партнерства Россия - ЕС в области культуры, а также работа в рамках проекта "Создание культурного капитала";развитие и использование современных информационных технологий для дальнейшей интеграции культурных связей и формирования позитивного образа России за рубежом. В рамках направления Программы, касающегося участия России в международном культурном процессе, осуществляются следующие мероприятия:поддержка гастрольной и выставочной деятельности;участие ведущих зарубежных творческих коллективов в российских фестивалях и акциях;презентация современной русской литературы и книгоиздания на ведущих международных книжных выставках-ярмарках;поддержка переводов российских авторов художественной литературы на иностранные языки;проведение акций, направленных на пропаганду российского профессионального творчества, достижений российской культуры и народных культур нашей многонациональной страны;продвижение российской культуры на



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: