Понятия стихотворной речи. Стопа, размер

Стихотворная речь – это особая организация художественной речи, отличающаяся от прозы строгой ритмической организованностью; мерная, ритмически организованная речь. Средство передачи экспрессивных эмоций.

Особенности стихотворной речи.

1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение.

2. Вторая важная особенность стихотворной речи - ритмичность. Ритм - равномерная повторяемость определенных элементов во времени или в пространстве. Ритму принадлежит огромная роль в жизни природы и человека.

Ритмичный строй стиха оказывает эмоциональное воздействие на читателя, создавая определенное настроение. Что же повторяется в стихе? Прежде всего, повторяются строки. Основной ритмической единицей стиха является с трока - стих в собственном смысле слова. Однако повторяются определенные речевые единицы и внутри строк.

 Повторяются созвучия в конце строк - рифмы, повторяются группы строк строфы. Стих - явление полиритмическое: ритм охватывает внешнюю и внутреннюю ткань стиха. Ритм - «основная сила, основная энергия стиха» (В.Маяковский).

3.Особая интонация. Стих читается в соответствии с ритмом, в определенной музыкальной тональности.

4. Ритмические паузы. В отличие от логических пауз в коште предложения или периода, выражающих законченную мысль, ритмические паузы в стихе определяются ритмом. Постоянные ритмические паузы всегда в конце строк, независимо от того, совпадают ли строки с предложением или нет. В длинных строках всегда есть ритмическая пауза в середине строки - цезура.

5.Наличие рифм - созвучий в конце стихов. Рифмы имеют ритмико-интонационное и смысловое значение.

6.Строфическое построение. Строфа - группа стихов, объединенных по интонационно-смысловому принципу и по способу сочетания рифм. Строфа всегда выражает законченную мысль или рисует целостную картину.

7. Насыщенность тропами и фигурами. Это объясняется тем, что
стихотворная речь - аффектная. Именно в состоянии волнения человек
прибегает к различного рода уподоблениям и эмоциональным
высказываниям.

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры.

Хорей -двусложный размер с ударением на первом слоге.

Ямб -двусложный размер с ударением на втором слоге.

Дактиль -трёхсложный размер с ударением на первом слоге.

Амфибрахий -трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.

Анапест -трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге, а первый и второй слоги – безударные.

Белый стих — стих, не имеющий рифмы, но обладающий определенным размером: белый ямб, белый анапест и т. д.

Свободный стихстих, лишенный рифмы и метра и сохранивший только один признак, отличающий стихи от прозы, заданное членение на соотносимые и соизмеримые строки, которое отмечается в тексте графическим их расположением.

Дольник (от русск. доля, часть) — один из видов тонического стихосложения: трёхсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. Благодаря этому ударение звучит резче, обособленнее и стихотворная строка, как бы распадается не на трёхсложные стопы, как в силлабо-тоническом стихеопределённого размера, а на ритмические доли с неодинаковым количеством слогов.

Есть разновидность стиха, в устройстве которого наиважнейшим фактором является заданное количество составляющих его слогов. На этом принципе основана силлабическая поэзия: силлаб— это и есть «слог» (из греческого), и силлабические стихи соответственно называются 8-,11-,13- сложниками. Иной тип стиха — тонический (в русской традиции под «тоном», или «тонусом»). Здесь главное то, сколько в стихе ударных слогов, и такие стихи именуются 3-,4-ударниками. Далее, силлабо-тоника, где предусмотрен тот или иной порядок в чередовании ударных и неударных слогов — с некоторыми допустимыми отклонениями от этого порядка.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: