И.А. Ильин о формах государства и права

 

Первоначальная причина появления государства - это инстинкт самосохранения и стремление людей обеспечить свою безопасность с помощью взаимной защиты. При этом людям приходится подчиняться пространственно-территориальной необходимости и объединяться в численно небольшие союзы на небольшой территории. И. считает, что здоровое государстводолжно основываться на принципе «органического единения», т. е. сочетать доверие сограждан друг к другу и их уважение к власти.

Для И. форма государства — это не отвлеченная абстрактная схема, а «живая организация народа», соответствующая его национальному составу, характеру и политическому опыту.

Для И. оптимальной формой органического государства является «либеральная воспитывающая диктатура». Он не приемлет тоталитаризм за его атеизм, за репрессии и лишение человека государством частной собственности. И. считает рыночную экономику самым разумным видом экономики, но при этом он не принимает либеральную демократию как соответствующий рынку тип политической системы. И. полагает, что демократия механически уравнивает индивидов и определяет государственный интерес как качественное явление, чисто количественным методом подсчета голосов на выборах. Демократия как светское государство также ориентируется на формальное право и утилитаристскую этику, отказывается от задачи «воспитания» и контроля общественной религии и морали, что удаляет человека от Бога и ведет к его нравственной деградации.

1) государство как учреждение является системой институтов, которая организуется «сверху», в которой государственные интересы подчиняют частные, проявляясь в законодательстве и, по мере необходимости, в мерах принуждения; государственные органы не выбираются и действуют на основании принципов общей пользы и опеки граждан; граждане не имеют права приказывать органам власти;

2) государство как корпорация является свободным объединением граждан на основании общего интереса, которое организуется «снизу» в виде кооперации общественных организаций, в деятельности которых доминирует частный интерес и которая выражается в выборах и других формах выражения общественного мнения перед государственной властью.

Этот синтез обеспечит органицизм в построении государственного механизма, оптимальное сочетание государственных и частных интересов, стабильности и динамичности общественного развития.

Политико-правовая концепция И. Ильина является религиозным вариантом консерватизма, выражая как достоинства, так и недостатки этого интеллектуального направления. Мыслитель создал оригинальную концепцию «христианской монархии» или «либеральной воспитывающей диктатуры» как умеренно авторитарного государства. Он использовал исторический опыт развития российской государственности для критики попыток механического заимствования западного опыта, но не предложил реального механизма реализации собственных проектов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: