Задание для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию

Изложите свои мысли, чувства, представления по предложенным темам в форме эссе (эссе – прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.) Темы эссе:

1. Психологический аспект изоляции от общества корыстно–насильственного типа преступников.

2. Значение трудовой деятельности в ресоциализации корыстного типа преступников.

3. Значение учебной деятельности в ресоциализации насильственного типа преступников.

Структура эссе:

· проблема

· актуальность темы

· позиция автора

· аргументы (2–3), подтверждающие позицию автора

· вывод, подтверждающий позицию автора.

Примеры тестовых заданий

1. Раздел юридической психологии, изучающий психологические основы ресоциализации, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, особенности ценностных ориентаций в условиях социальной изоляции

a) криминальная психология

b) психология судебной деятельности

c) пенитенциарная психология

d) психология оперативно-розыскной деятельности

2. Восстановление и воссоздание социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе

a) адаптация

b) ресоциализация

c) реинкарнация

d) реструктуризация

3. Наказание в психологическом аспекте это фактор

a) отрицательного подкрепления

b) положительного подкрепления

c) нейтральный

d) индифферентный

4. Возможность исправления и перевоспитания в исправительных учреждениях обусловлена присущей психике способностью претерпевать изменения под воздействием специально организованной

a) системы наказаний

b) внешней среды

c) внутренней потребности

d) карательной функции

5. Карательная функция исполнения наказания, связанного с лишением свободы, в психологическом аспекте предполагает

a) причинение осужденному физических и моральных страданий

b) ресоциализация осужденного

c) формирование поведенческих реакций в условиях различных режимов

d) воспитание потребности к труду

6. Пенитенциарная психология исследует факторы, которые воздействуют на осужденных в процессе ресоциализации

a) личность сотрудника ИУ и организация отношений с заключенными

b) социально-психологические условия формирования личности правонарушителя

c) виктимное поведение жертвы преступления

d) воспитательный процесс и его методы

e) режим и его положительные стороны

7. Признание своей вины и самоосуждение своего отклоняющегося поведения, готовность понести наказание, искреннее сожаление о совершенном поступке

a) раскаяние

b) покаяние

c) извинение

d) искупление

8. Одно из проявлений нравственного самосознания личности, моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств – это ###

9. Социально-психологическая ориентация, складывающаяся в результате пассивного, приспособленческого принятия определенного порядка вещей, отказ от себя как от личности – это ###

10. Снятие с себя вины (частичное или полное) за совершенные поступки посредством полного признания своей вины, понесенного наказания или последующих положительных поступков, за которые человек становится достойным прощения – это ###

11. Раздел юридической психологии, изучающий психологические основы ресоциализации, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, особенности ценностных ориентаций в условиях социальной изоляции – это ### психология

12. Восстановление и воссоздание социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе – это ###

Рекомендуемая литература

Алексеев В.И. Психологические аспекты правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы (1879–1917гг.) / В.И. Алексеев // Юридическая психология. – 2008. – № 2.

Антонян Е.А. Исправительное воздействие в отношении многократно судимых / Е.А. Антонян // Юридическая психология. – 2008. – № 4.

Антонян Е.А. Психологические особенности наказания в виде лишения свободы / Е.А. Антонян // Юридическая психология. – 2007. – № 1.

Баламут А.Н. К вопросу об изучении психологических защит осужденных мужчин, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания / А.Н.Баламут, А.Х. Чудова // Юридическая психология. – 2010. – № 4.

Бережнова Н.Д. Социально–психологический и криминологический мониторинг спецконтингента пенитенциарной системы / Н.Д.Бережнова // Юридическая психология. – 2013. – № 1. – С. 8–11.

Бурлака С.А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия  / С.А.Бурлака // Российский следователь. – 2013. – № 5. – С. 25–28.

Гуляихин В.Н. Проблема гуманизации российской системы правовой ресоциализации  / В.Н.Гуляихин // Российская юстиция. – 2013. – № 4. – С. 52–54.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.

Кокурин А.В. К вопросу о психологическом сопровождении осужденных к пожизненному лишению свободы в условиях реформирования уголовно–исполнительной системы / А.В. Кокурин, Ю.В. Славинская // Юридическая психология. –2010. – № 2.

Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года / Т.Ф. Минязева // Российская юстиция. – 2013. – № 3. – С. 31–33.

Палешник О.П. Влияние срока пребывания осужденных–мужчин в местах лишения свободы на акцентуацию их характера / О.П. Палешник // Юридическая психология. – 2008. – № 1.

Попова Е.Э. К вопросу о нормативном закреплении понятия "исправление осужденных" / Е.Э. Попова  // Российский следователь. – 2013. –  № 2. – С. 43–48.

Рыбников В.В. История создания и развития пенитенциарной системы в России / В.В. Рыбников, А.П. Некрасов // Юридическая психология. – 2008. – № 1.

Сучкова Е.Л. Представления осужденных о неформальной нормативной системе, функционирующей в местах лишения свободы / Е.Л.Сучкова  // Юридическая психология. – 2012. – № 2. – С. 37–39.

Тепляшин П.В. Перспективы институционализации уполномоченного по правам осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Российской Федерации  / П.В. Тепляшин // Российская юстиция. – 2013. – № 1. – С. 65 – 66.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: