Специфика теоретического познания и его формы

Научное познание — развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня — эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания — установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Результатами теоретического по­знания становятся гипотезы, теории, законы. На теоретической стадии науки преобладающим является мышление — процесс отражения действительности, раскрывающий на основе чувственных данных ее закономерных связей, понятий, категорий и др. Формы теоретического познания — проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема — то, что не познано человеком и нужно познать. Гипотеза — предположение, которое нуждается в доказательстве. Теория — отображение закономерности действительности. Например классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина и др.

 

Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования.

Наука — вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное познание — развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня — эмпирический (опыты) и теоретический (мышление). Истина — основная цель и ценность науки. Основания научных знаний: — научная картина мира; идеалы и нормы познания, характерные для данной эпохи. Научная картины мира, его основа эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Идеал — наглядно созерцаемый образ цели. Идеал перестает существовать при достижении цели. Нормы познания — регулирует, указывает границы своего применения. Проблемы оснований науки в том, что научный прогресс развивается непрерывно.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ.

Научная картина мира — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. Основа научной картины мира — эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Н.К.М. выполняет ряд функций, среди которых главными являются эвристические, систематизирующие и мировоззренческие. Научные картин мира: 1) Аристотелевская (VI-IV века до н.э.) возникновение самой науки, отделение науки от других форм познания и освоения мира. 2) Н.К.М. дисциплинарно-организованной науки (университеты). 3) современную Н.К.М., соответствующую этапу усиления междисциплинарных взаимодействий. Каждая представляет часть одного более ложного.

 

ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: МОДЕЛИ РОСТА.

Наука — вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Гегель сказал, что «истина есть процесс», а не «готовый результат». Развитие знания — сложный диалектический процесс (Диалектика — искусство спорить, вести рассуждение — метод познания мира, путем столкновение тезиса и антитезиса), имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от незнания к знанию. Активно проблему роста (развития, изменения) знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX в. — К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин и др. Обратившись лицом к истории, развитию науки стали строить различные модели этого развития. Они считали, что существует аналогия между ростом знания и биологическим ростом, т.е. эволюцией растений и животных. Поппер считает, что рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок. Поппер формулирует три основных требования к росту знания. 1) новая теория должна исходить из простой. 2) она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений 3) хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки. Модель историко-научного процесса, предложенная Куном, включает в себя два основных этапа. Это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «научная революция» — распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т.е. переход к новому периоду «нормальной науки». Кун полагает. что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс. Что же происходит в ходе этого процесса с правилами-предписаниями? Фейерабенд исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Философ солидарен с теми методологами, которые считают необходимым создание такой теории науки, которая будет принимать во внимание историю. Это тот путь, по которому нужно следовать, если мы хотим преодолеть схоластичность современной философии науки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: