Научное познание — развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня — эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания — установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. На теоретической стадии науки преобладающим является мышление — процесс отражения действительности, раскрывающий на основе чувственных данных ее закономерных связей, понятий, категорий и др. Формы теоретического познания — проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема — то, что не познано человеком и нужно познать. Гипотеза — предположение, которое нуждается в доказательстве. Теория — отображение закономерности действительности. Например классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина и др.
|
|
Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования.
Наука — вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное познание — развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня — эмпирический (опыты) и теоретический (мышление). Истина — основная цель и ценность науки. Основания научных знаний: — научная картина мира; идеалы и нормы познания, характерные для данной эпохи. Научная картины мира, его основа эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Идеал — наглядно созерцаемый образ цели. Идеал перестает существовать при достижении цели. Нормы познания — регулирует, указывает границы своего применения. Проблемы оснований науки в том, что научный прогресс развивается непрерывно.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ.
Научная картина мира — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. Основа научной картины мира — эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Н.К.М. выполняет ряд функций, среди которых главными являются эвристические, систематизирующие и мировоззренческие. Научные картин мира: 1) Аристотелевская (VI-IV века до н.э.) возникновение самой науки, отделение науки от других форм познания и освоения мира. 2) Н.К.М. дисциплинарно-организованной науки (университеты). 3) современную Н.К.М., соответствующую этапу усиления междисциплинарных взаимодействий. Каждая представляет часть одного более ложного.
|
|
ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: МОДЕЛИ РОСТА.
Наука — вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Гегель сказал, что «истина есть процесс», а не «готовый результат». Развитие знания — сложный диалектический процесс (Диалектика — искусство спорить, вести рассуждение — метод познания мира, путем столкновение тезиса и антитезиса), имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от незнания к знанию. Активно проблему роста (развития, изменения) знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX в. — К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин и др. Обратившись лицом к истории, развитию науки стали строить различные модели этого развития. Они считали, что существует аналогия между ростом знания и биологическим ростом, т.е. эволюцией растений и животных. Поппер считает, что рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок. Поппер формулирует три основных требования к росту знания. 1) новая теория должна исходить из простой. 2) она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений 3) хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки. Модель историко-научного процесса, предложенная Куном, включает в себя два основных этапа. Это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «научная революция» — распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т.е. переход к новому периоду «нормальной науки». Кун полагает. что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс. Что же происходит в ходе этого процесса с правилами-предписаниями? Фейерабенд исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Философ солидарен с теми методологами, которые считают необходимым создание такой теории науки, которая будет принимать во внимание историю. Это тот путь, по которому нужно следовать, если мы хотим преодолеть схоластичность современной философии науки.