БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Цель работы
Изучить устройство и принцип действия моментного двигателя постоянного тока независимого возбуждения.
Приобрести практические навыки в сборке схем и снятии характеристик.
Приобрести практические навыки по определению КПД двигателя постоянного тока методом потерь.
Изучить виды потерь в машине постоянного тока и их зависимости от нагрузки машины.
Изучить зависимость КПД машины постоянного тока от нагрузки.
Основные теоретические сведения
Приводные двигатели ряда механизмов работают в интенсивных динамических режимах (частые пуски, изменения частоты вращения, торможение, реверсы). Для повышения быстродействия необходимо обеспечивать максимальное ускорение двигателя в переходных процессах. Это достигается путём использования специальных приводных двигателей, обеспечивающих максимально возможный момент Mmax при минимальном суммарном моменте инерции ротора двигателя и механизма
(1)
Такие двигатели называют моментными (или высокомоментными) малоинерционными.
Большой момент двигателя можно получить при использовании в качестве индуктора высокоэнергетических постоянных магнитов (самарий-кобальтовых, фенеборовых), обеспечивающих создание большого и стабильного магнитного потока,
(2)
Моментные двигатели постоянного тока широко применяются в тиристорных и транзисторных электроприводах и прежде всего – в приводах подач металлорежущих станков и звеньев роботов. Использование в конструкции таких двигателей высокоэнергетических постоянных магнитов по сравнению с электромагнитным возбуждением обеспечивает не только высокие значения углового ускорения в переходных режимах, но и равномерный ход при малых частотах вращения; способность выдерживать большую перегрузку по току без размагничивания магнитной системы; относительно большую тепловую постоянную времени и возможность установки двигателей в механизмах подач станков непосредственно на ходовой винт.