Детей дошкольного возраста

Учебно-методическое пособие

 

Специальность: 032000 – коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)

 

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

2001

Рассмотрено на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, протокол № 21 от 28.03.01.

Одобрено редакционной комиссией Института валеологии ЧГУ, протокол № 5 от 28.03.01.

 

 

Составитель: Л.А.Пепик, канд. пед. наук, ст. преподаватель

 

Рецензенты: Г.Б.Манина (детский дом № 4); Н.А.Борисова (ЧГУ)

 

Научный редактор: О.А.Денисова, канд. пед. наук, доцент

 

ã Череповецкий государственный

университет, 2001

 

Введение

 

Курс «Методика обучения изобразительной деятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032000 – коррекционная педагогика и специальная психология.

Цель данной дисциплины заключается в том, чтобы раскрыть студентам-дефектологам значение изобразительной деятельности для психического развития различных категорий проблемных детей (в том числе – детей с интеллектуальной недостаточностью), вооружить их конкретными знаниями в области содержания и методов обучения изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта, воспитывающихся в дошкольных учреждениях коррекционного типа. Необходимо показать, что в условиях специально организованного обучения изобразительная деятельность умственно отсталых детей может достигать значительного развития и оказывать развивающее воздействие на их интеллектуальную и личностную сферу.

При изучении данного курса студенты опираются на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях по специальной дошкольной психологии и педагогике, которые охватывают широкий круг проблем организации коррекционно-развивающей работы с детьми с различными отклонениями в развитии в условиях специального дошкольного учреждения соответствующего типа, основные принципы и методы обучения.

Преподавание «Методика обучения изобразительной деятельности» предусматривает анализ программных требований к содержанию и организации обучения дошкольников с нарушениями интеллекта по данному разделу, изучение студентами специальной методической литературы, посещение и просмотр видеозаписей занятий по изобразительной деятельности в коррекционных дошкольных учреждениях, самостоятельное планирование и разработку конспектов занятий с детьми.

            Курс рассчитан на 30 учебных часов, из которых 22 отведено на лекции, а 8 – на практические занятия.

 


Тематический план

Содержание

Количество часов

лекции практические занятия.
1 2 3
Раздел 1. Психолого-педагогические основы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 1.Изобразительная деятельность ребенка как объект изучения. Краткая история становления методики обучения изобразительной деятельности. 2. Психолого-педагогические механизмы становления изобразительной деятельности в дошкольном детстве. Особенности изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста. 3.Особенности формирования изобразительной деятельности у различных категорий проблемных детей. 4. Роль изобразительной деятельности в коррекционном обучении дошкольников с нарушениями интеллекта. Раздел «Изобразительная деятельность» в программе обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. 5. Основные задачи, методы и организация обучения дошкольников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности. Раздел 2. Содержание работы по обучению изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 1.Организация, содержание и методика обучения изобразительной деятельности на начальном этапе. 2. Рисование как один из видов изобразительной деятельности. Организация, содержание и методика обучения предметному рисованию. 3. Организация, содержание и методика обучения сюжетному рисованию.       4. Организация, содержание и методика обучения декоративному рисованию. 5. Лепка как один из видов изобразительной деятельности. Организация, содержание и методика обучения лепке. 6. Аппликация как один из видов изобразительной деятельности. Организация, содержание и методика обучения аппликации.   2   2     2   2   4   2     2   2   2   2       2     2   2   2    
Всего 22 8

Содержание программы

Раздел 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема 1. Изобразительная деятельность ребенка как объект изучения. Краткая история становления методики обучения изобразительной деятельности.

Появление исследовательского интереса к детскому рисунку на рубеже IXX – XX веков со стороны представителей различных областей науки и культуры: истории, этнографии (К.Риччи, А.Рихард, Ж.Рум, К.Лампрехт), психологии (Дж.Сели, Г.Кершенштейнер, К.Бюлер), педагогики (Ф.Флейдер, М.Монтессори и др.). Изучение возрастной эволюции изобразительной деятельности ребенка: Г.Кершенштейнер о стадиях становления детского рисунка. Вклад К.Риччи, Дж.Сели, К.Бюлера, Ж.Пиаже в изучение психологических особенностей изобразительной деятельности ребенка, ее механизмов. Использование детского рисунка в диагностических целях (Ф. Гуденаф, Дж.Бак); психоаналитический метод изучения детского рисунка (З.Фрейд, А.Фрейд, С.Атертон). 

Различные подходы к развитию детского творчества за рубежом. Биогенетическая теория (К. Лампрехт, Ф.Флейдер и др.). Теория целенаправленного обучения (М.Монтессори).

Изучение детского изобразительного творчества в России (В.М.Бехтерев, Ю.Н.Болдырева, Л.Г.Оршанский, А.А.Рыбников, К.М.Лепилов, Ф.И.Шмит И.Д.Ермаков, А.М.Шуберт). Педагогическая направленность исследований, их тесная связь с вопросами художественного воспитания. Разработка психолого-педагогических основ методики обучения изобразительной деятельности в дошкольном возрасте (Г.В.Лабунская, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, В.С.Мухина, В.И.Кириенко и др.). Раздел «Изобразительная деятельность» в современных программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста: «Радуга», «Истоки», «Развитие», «ТРИЗ» и др.

Тема 2. Психолого-педагогические механизмы становления изобразительной деятельности в дошкольном детстве. Особенности изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста.

Дошкольный возраст как период фактического «очеловечивания» ребенка, его социализации. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. Важность приобщения ребенка к специфически человеческим, знаковым формам отражения действительности. Роль различных знаковых систем, механизмов знакового опосредования в формировании структуры человеческого сознания. Образно-графическая система знаков, ее становление в процессе культурно-исторического развития человека.

Формирование основных предпосылок развития изобразительной деятельности в раннем возрасте. Связь с предметной деятельностью, игрой. Доизобразительный период, его роль в становлении механизмов изобразительной деятельности. Роль взрослого, подражания в появлении первых каракулей. Движения поискового характера. Ассоциирование как показатель существенных изменений, происходящих в сознании ребенка. Формирование знаковой функции сознания как первый шаг на пути к овладению способностью к знаковому преобразованию действительности. Появление первых узнаваемых (предметных) изображений. Понятие замысла.

Особенности изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста, ее отличие от изобразительной деятельности взрослого по мотивам, целям, содержанию, строению. Творческий, воссоздающий характер изобразительной деятельности; ее связь с эмоциональными, сенсорными, речевыми процессами, уровнем развития мышления, а также воображения ребенка. Своеобразное соотношение между содержательным (смысловым) и техническим (структурным) компонентами изобразительной деятельности ребенка. Особенности детской техники: «проволочная линия»; неполнота изображения, его двухмерность, своеобразная композиция. Схематизм детского рисунка как его возрастная особенность. Развитие и преобразование графических образов. Тенденция к стереотипизации графических образов, превращению их в графические шаблоны.

Синкретическая структура изобразительной деятельности ребенка-дошкольника; ее связь с игрой и речью. Функции речи в процессе изображения; постепенное изменение отношений между речью и деятельностью.

Выразительность детского рисунка, средства выразительности: цвет, линия, композиция; стремление к декоративности, приемы гиперболизации. Основные условия развития творческой личности ребенка-дошкольника.

Тема 3. Особенности формирования изобразительной деятельности у различных категорий проблемных детей.

Влияние слуховых, зрительных, двигательных и интеллектуальных нарушений на становление механизмов изобразительной деятельности у детей. Влияние ограниченного двигательного, практического опыта, недостатков восприятия и представлений на овладение предметным изображением; бедность содержательной стороны рисунков; трудности отображения сюжетного замысла. Важность создания специальных условий для формирования изобразительной деятельности у дошкольников с отклонениями в развитии.

Причины, оказывающие влияние на несформированность целостного механизма изобразительной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью: отсутствие интереса к предметному и социальному миру; недоразвитие предметной деятельности и сенсорно-перцептивных способностей; нарушение взаимодействия, сотрудничества со взрослым - основы для присвоения социального, культурного опыта. Трудности овладения знаковыми, опосредованными формами познания как одно из проявлений социального недоразвития детей с нарушениями интеллекта.

Своеобразие графической деятельности умственно отсталых детей в условиях спонтанного развития: преобладание неадекватных и процессуальных действий; отсутствие изобразительной направленности действий; опредмечивания каракулей, непонимание замещающей роли изображения. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников. Несформированность мотивационно-потребностного плана деятельности. Бедность и стереотипность замысла, отсутствие связного содержания, подавление социального плана изображения предметным. Неполнота и фрагментарность получаемых образов, искажение формы, пропорций объектов; трудности ориентировки на плоскости. Отсутствие игрового и речевого сопровождения процесса деятельности.

Тема 4. Роль изобразительной деятельности в коррекционном обучении дошкольников с нарушениями интеллекта. Раздел «Изобразительная деятельность» в программе обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность как дополнительное средство диагностики интеллектуальных нарушений, как средство изучения и обучения детей.

Коррекионно-развивающая направленность занятий по изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность и развитие мотивационно-потребностной, эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта (появление новых мотивов деятельности, переход к импульсивных, хаотичных действий к целенаправленным, появление осознанных эмоциональных переживаний). Социализация умственно отсталого ребенка (изменение его позиции по отношению к окружающему миру, развитие самосознания и всех компонентов личности, усвоение культурных, знаковых способов отражения действительности). Влияние изобразительной деятельности на сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Принципы построения программы по обучению изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта. Учет познавательных и изобразительных возможностей детей при составлении программы. Требования к задачам, содержанию работы с детьми на разных годах обучения, их преемственность.

Связь раздела «Изобразительная деятельность» с другими разделами программы воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. Реализация комплексного подхода в обучении дошкольников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности. Ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности; обучающие игры; организация предметно-игровой среды; непосредственная связь занятий с игрой и другими видами деятельности; общение взрослого и детей на положительной эмоциональной основе; взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-дефектолога.

Основные виды занятий по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), их классификация: по содержанию, по способу изображения; по характеру выбора темы. Взаимосвязь между различными видами занятий, ее отражение в программе.

Тема 5. Основные задачи, методы и организация обучения дошкольников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности.

Основные задачи обучения дошкольников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности: формирование мотивационно-потребностного плана деятельности; сенсорное воспитание, обогащение системы представлений об окружающем мире; обеспечение операционально-технической стороны деятельности; развитие речи; эстетическое воспитание. Важность деятельностного подхода к постановке и решению задач. Направленность педагогических воздействий не на отдельные изобразительные умения, а на формирование самого механизма изобразительной деятельности.

Основные приемы, применяемые на занятиях: действия детей по подражанию взрослому; совместные действия; действия по образцу; выполнение изображений по натуре после предварительного обследования; выполнение изображений по словесному заданию и др. Важность вопроса выбора адекватных приемов обучения. Необоснованное применение поэлементного показа как препятствие на пути развития механизмов изобразительной деятельности ребенка, способности к отражению ребенком собственных представлений и жизненного опыта. Стереотипность и шаблонность изображений как следствие неправильно выбранного подхода к обучению.

Роль игры и игровых приемов в системе обучения дошкольников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности. Дидактические игры. Обучение предварительному обыгрыванию предметов, подлежащих изображению; формирование игрового отношения к процессу и результату деятельности. 

Приемы, способствующие активизации и развитию речи умственно отсталых детей в ходе занятий изобразительной деятельностью; коммуникативный принцип построения занятий. Требования, предъявляемые к речи взрослого на занятиях.

 

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: