Выпускная квалификационная работа требует значительного времени на подготовку и особого внимания к ее окончательному тексту. Выработаны и правила подготовки письменного текста такой работы.
Выпускная квалификационная работа должна быть целостной, логичной, структурированной, литературно грамотно изложенной.
Особое внимание следует уделить научному стилю и языку выпускной квалификационной работы, поскольку именно языково-стилистическая культура выпускной квалификационной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре студента. «Научный текст так же, как и официально-деловой, должен быть информативным, однозначно трактуемым и объективным. Как следствие, его языку свойственна простота, регламентированность и стандартизированность, официальность и безличность»[3]. Следует обеспечить ясность выражения мыслей и четкость формулировок, точность определений, разнообразие употребляемой лексики, правильное использование специальных понятий и терминов. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность является одним из важных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Ясность - умение писать доступно и доходчиво. Краткость означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и другое.
|
|
Для языкового оформления текста выпускной квалификационной работы рекомендуется использовать стандартные средства - научные клише. Вот некоторые из них:
О тематике работы
Работа носит название (называется, озаглавлена, под названием) …
Работа напечатана (опубликована, издана, выпущена) в …
В работе исследуется (рассказывается, говорится, идёт речь, рассматривается, изучается, анализируется, описывается, даётся, раскрывается) …
Автор работы / В работе автор обращается к (ставит вопрос, затрагивает проблему, останавливается на) …
Работы посвящена (представляет собой, является, выражает, показывает) …
О частной проблеме, рассматриваемой в работе
Большое место в работе занимает рассмотрение (описание, изучение) …
Также (помимо этого) в работе исследуется (рассказывается, изучается) …
Также автор исследует (обращается к изучению) …
О структуре работы
Выпускная квалификационная работа состоит из (делится на, начинается с, заканчивается) …
В начале (в начальной части, во введении, в основной части, в … главе, в заключительной части, в заключении) работы автор пишет (описывает, исследует) …
Об истории вопроса
Данная проблема (тема, вопрос, аспект …) впервые рассматривалась (была затронута, изучалась, исследовалась) …
|
|
Впервые вопрос о … был поставлен / проблема была затронута в работе …
К исследованию … неоднократно обращались …
О точке зрения автора
Автор отмечает (рассматривает, оценивает, дает оценку, подчеркивает) …
Отмечается (подчеркивается, высказывается точка зрения) …
В статье даётся оценка …
Точка зрения сводится к …
Автор придерживается следующей точки зрения …
Об аргументах и примерах, приводимых автором
Автор аргументирует (доказывает) свою точку зрения, приводя в качестве примера …
Автор иллюстрирует свою точку зрения (приводит в качестве примера, ссылается на) …
О противоположных точках зрения
Автор дискутирует с (спорит с, не согласен с точкой зрения, имеет свое мнение по поводу) …
Автор придерживается иной точки зрения: …
О выводах
В заключении (в заключительной части работы) автор / Автор приходит к следующему выводу (делает вывод, подводит итог, заключает): …
Итогом работы стало (становится) …
Завершая исследование, следует кратко остановиться на основных выводах, которые были сделаны применительно …
Оценка работы
Достоинством работы (недостатком) работы / заслуга автора является (выражается в том, что) …
Ценность работы (заслуга автора) заключается (состоит) в …
Нельзя согласиться с …
В частности вызывает сомнение …
В специальной литературе перечисляются основные требования к языку научных работ:
1. Использование специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, впоследствии и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, поэтому, следовательно, вследствие того что, поскольку... постольку, кроме того и др.), на переход от одной мысли к другой (следует остановиться на... рассмотрим, перейдем к... и др.), на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее, напротив, впрочем и др.), на итог или вывод (таким образом, итак, значит, в заключение отметим, подведя итог, следует сказать..., сказанное позволяет сделать вывод и др.). Могут использоваться также и местоимения, указывающие на объект или предмет исследования (данный, этот, тот, такой, следующий, названный, вышеуказанный и др.). Также используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, возможно, вероятно и др.)
2.Использование специальных терминов (например, абсентеизм, аннексия, андеррайтинг и др.) и метатекстовых оборотов (от греч. «meta» - «после», «за», «между» и лат. «textum» – «связь», «соединение»), когда автор сообщает не о непосредственном предмете исследования, а том, как он организовал собственный текст: в следующем параграфе мы рассмотрим; обратимся теперь; перейдем к рассмотрению вопроса о; как отмечалось выше и т.д.[4]
3. Предпочтение следует отдавать определенному обозначению лиц (следует писать не просто В. В. Ярков, а Ярков В. В., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса).
4.Использование специальных вводных слов (по мнению автора, по мнению исследователя, по сообщению, по данным, по сведениям, согласно мнению и др.).
5.Использование словосочетаний, позволяющих осуществить переход от одной мысли к другой, от одной части к другой (приступим к рассмотрению, прежде чем рассмотреть...и др.) либо выражать логические связи между частями высказывания (привести результаты, как показал анализ, резюмируя сказанное, на основании полученных данных и др.).
6.Нежелательность, а в ряде случаев и недопустимость использования языковых средств, выражающих субъективную оценку студентом научных фактов. Например, не принято употреблять прилагательные или наречия в форме сравнительной степени или образованные с помощью приставки «по» (получше, побыстрее, поинтереснее и др.), а также существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами «-енък-», «-оньк-», «-ущ/ющ-», «-енн-» (маленький, здоровенный, сильнющий и др.). Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Также в работе не используются местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» по причине неопределенности их значения.
|
|
7. Текст работы должен излагаться от третьего лица (не используется местоимение «я», «мной»). Если нельзя не упомянуть об авторе работы, следует писать, например, «проведенное автором исследование показало...» и др.
8. В тексте выпускной квалификационной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
Выпускная квалификационная работа может быть напечатана на машинке или распечатана на принтере на стандартных листах белой бумаги формата А 4 (210x297 мм).
Текст на машинке печатается с использованием ленты черного цвета.
Цвет распечатки компьютерного набора - черный.
Работа печатается на машинке через 2 интервала. При этом на стандартной странице размещается 28-30 строк текста (включая текст подстрочных примечаний) по 65-70 знаков в строке. Подстрочные примечания допускается печатать через 1,5 интервала.
Кегль (размер) шрифта компьютерной распечатки в редакторе Word - 14 пунктов, но не мельче. Кегль подстрочных примечаний может быть также 12-14 пунктов. Интерлиньяж (интервал, расстояние между строками) при компьютерном наборе кеглем 14 устанавливается в текстовом редакторе Word таким образом, чтобы на странице умещалось 28-30 строк текста (включая подстрочные примечания). Текст, набранный кеглем 14, требует полуторного интерлиньяжа.
|
|
При подготовке работы в виде компьютерного набора выбирается наиболее простой и экономичный тип шрифта (гарнитура), например Times New Roman Cyr, TimesET, Arial и близкие по начертанию.
В работе не допускается использование шрифта разных гарнитур.
Возможно применение следующих видов выделения фрагментов текста:
Жирным шрифтом
подчеркиванием
курсивом
ПЕЧАТИ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ
Возможно также сочетание нескольких способов выделения текста, например: