Выпускной квалификационной работы

 

Выпускная квалификационная работа требует значительного времени на подготовку и особого внимания к ее окончательному тексту. Выработаны и правила подготовки письменного текста такой работы.

Выпускная квалификационная работа должна быть целостной, логичной, структурированной, литературно грамотно изложенной.

Особое внимание следует уделить научному стилю и языку выпускной квалификационной работы, поскольку именно языково-стилистическая культура выпускной квалификационной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре студента. «Научный текст так же, как и официально-деловой, должен быть информативным, однозначно трактуемым и объективным. Как следствие, его языку свойственна простота, регламентированность и стандартизированность, официальность и безличность»[3]. Следует обеспечить ясность выражения мыслей и четкость формулировок, точность определений, разнообразие употребляемой лексики, правильное использование специальных понятий и терминов. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность является одним из важных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Ясность - умение писать доступно и доходчиво. Краткость означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и другое.

Для языкового оформления текста выпускной квалификационной работы рекомендуется использовать стандартные средства - научные клише. Вот некоторые из них:

О тематике работы

Работа носит название (называется, озаглавлена, под названием) …

Работа напечатана (опубликована, издана, выпущена) в …

В работе исследуется (рассказывается, говорится, идёт речь, рассматривается, изучается, анализируется, описывается, даётся, раскрывается) …

Автор работы / В работе автор обращается к (ставит вопрос, затрагивает проблему, останавливается на) …

Работы посвящена (представляет собой, является, выражает, показывает) …

О частной проблеме, рассматриваемой в работе

Большое место в работе занимает рассмотрение (описание, изучение) …

Также (помимо этого) в работе исследуется (рассказывается, изучается) …

Также автор исследует (обращается к изучению) …

О структуре работы

Выпускная квалификационная работа состоит из (делится на, начинается с, заканчивается) …

В начале (в начальной части, во введении, в основной части, в … главе, в заключительной части, в заключении) работы автор пишет (описывает, исследует) …

Об истории вопроса

Данная проблема (тема, вопрос, аспект …) впервые рассматривалась (была затронута, изучалась, исследовалась) …

Впервые вопрос о … был поставлен / проблема была затронута в работе …

К исследованию … неоднократно обращались …

О точке зрения автора

Автор отмечает (рассматривает, оценивает, дает оценку, подчеркивает) …

Отмечается (подчеркивается, высказывается точка зрения) …

В статье даётся оценка …

Точка зрения сводится к …

Автор придерживается следующей точки зрения …

Об аргументах и примерах, приводимых автором

Автор аргументирует (доказывает) свою точку зрения, приводя в качестве примера …

Автор иллюстрирует свою точку зрения (приводит в качестве примера, ссылается на) …

О противоположных точках зрения

Автор дискутирует с (спорит с, не согласен с точкой зрения, имеет свое мнение по поводу) …

Автор придерживается иной точки зрения: …

О выводах

В заключении (в заключительной части работы) автор / Автор приходит к следующему выводу (делает вывод, подводит итог, заключает): …

Итогом работы стало (становится) …

Завершая исследование, следует кратко остановиться на основных выводах, которые были сделаны применительно …

Оценка работы

Достоинством работы (недостатком) работы / заслуга автора является (выражается в том, что) …

Ценность работы (заслуга автора) заключается (состоит) в …

Нельзя согласиться с …

В частности вызывает сомнение …

 

В специальной литературе перечисляются основные требования к языку научных работ:

1. Использование специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, впоследствии и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, поэтому, следовательно, вследствие того что, поскольку... постольку, кроме того и др.), на переход от одной мысли к другой (следует остановиться на... рассмотрим, перейдем к... и др.), на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее, напротив, впрочем и др.), на итог или вывод (таким образом, итак, значит, в заключение отметим, подведя итог, следует сказать..., сказанное позволяет сделать вывод и др.). Могут использоваться также и местоимения, указывающие на объект или предмет исследования (данный, этот, тот, такой, следующий, названный, вышеуказанный и др.). Также используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, возможно, вероятно и др.)

2.Использование специальных терминов (например, абсентеизм, аннексия, андеррайтинг и др.) и метатекстовых оборотов (от греч. «meta» - «после», «за», «между» и лат. «textum» – «связь», «соединение»), когда автор сообщает не о непосредственном предмете исследования, а том, как он организовал собственный текст: в следующем параграфе мы рассмотрим; обратимся теперь; перейдем к рассмотрению вопроса о; как отмечалось выше и т.д.[4]

3. Предпочтение следует отдавать определенному обозначению лиц (следует писать не просто В. В. Ярков, а Ярков В. В., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса).

4.Использование специальных вводных слов (по мнению автора, по мнению исследователя, по сообщению, по данным, по сведениям, согласно мнению и др.).

5.Использование словосочетаний, позволяющих осуществить переход от одной мысли к другой, от одной части к другой (приступим к рассмотрению, прежде чем рассмотреть...и др.) либо выражать логические связи между частями высказывания (привести результаты, как показал анализ, резюмируя сказанное, на основании полученных данных и др.).

6.Нежелательность, а в ряде случаев и недопустимость использования языковых средств, выражающих субъективную оценку студентом научных фактов. Например, не принято употреблять прилагательные или наречия в форме сравнительной степени или образованные с помощью приставки «по» (получше, побыстрее, поинтереснее и др.), а также существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами «-енък-», «-оньк-», «-ущ/ющ-», «-енн-» (маленький, здоровенный, сильнющий и др.). Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Также в работе не используются местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» по причине неопределенности их значения.

7. Текст работы должен излагаться от третьего лица (не используется местоимение «я», «мной»). Если нельзя не упомянуть об авторе работы, следует писать, например, «проведенное автором исследование показало...» и др.

8. В тексте выпускной квалификационной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Выпускная квалификационная работа может быть напечатана на машинке или распечатана на принтере на стандартных листах белой бумаги формата А 4 (210x297 мм).

Текст на машинке печатается с использованием ленты черного цвета.

Цвет распечатки компьютерного набора - черный.

Работа печатается на машинке через 2 интервала. При этом на стандартной странице размещается 28-30 строк текста (включая текст подстрочных примечаний) по 65-70 знаков в строке. Подстрочные примечания допускается печатать через 1,5 интервала.

Кегль (размер) шрифта компьютерной распечатки в редакторе Word - 14 пунктов, но не мельче. Кегль подстрочных примечаний может быть также 12-14 пунктов. Интерлиньяж (интервал, расстояние между строками) при компьютерном наборе кеглем 14 устанавливается в текстовом редакторе Word таким образом, чтобы на странице умещалось 28-30 строк текста (включая подстрочные примечания). Текст, набранный кеглем 14, требует полуторного интерлиньяжа.

При подготовке работы в виде компьютерного набора выбирается наиболее простой и экономичный тип шрифта (гарнитура), например Times New Roman Cyr, TimesET, Arial и близкие по начертанию.

В работе не допускается использование шрифта разных гарнитур.

Возможно применение следующих видов выделения фрагментов текста:

Жирным шрифтом

подчеркиванием

курсивом

ПЕЧАТИ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ

Возможно также сочетание нескольких способов выделения текста, например:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: