МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению и оформлению курсовых и дипломных работ
для студентов всех форм обучения
специальности Юриспруденция
Апатиты
2009
СОДЕРЖАНИЕ
общие положения……………………………………………………… | 3 |
1. планирование работы над ТЕМОЙ дипломнОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (КУРСОВОЙ РАБОТЫ) ……………………………. | 7 |
1.1. Выбор и утверждение темы …………………..…………………… | 7 |
1.2. Поиск, изучение и отбор нормативно-правовых источников, специальной литературы по теме дипломной (курсовой) работы…………………………………………………………………………. | 9 |
1.3. Изучение и обобщение материалов правоприменительной практики………………………………………………………………………. | 11 |
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ…………….. | 13 |
2.1. Определение структуры дипломной (курсовой) работы и требования, предъявляемые к структурным элементам…………………… | 13 |
2.2. Формирование списка использованных источников…………….. | 18 |
2.3. Написание текста работы…………………………………………... | 20 |
3. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ……………... | 23 |
3.1. Общие положения…………………………………………………... | 23 |
3.2. Оформление ссылок………………………………………………... | 24 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… | 29 |
приложениЯ..…………………………………………………………....... | 31 |
|
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС-2000), учебным и рабочими планами специальности Юриспруденция очной и заочной форм обучения предусмотрено выполнение студентами за весь курс обучения четырех курсовых работ и, на завершающем этапе обучения, выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Курсовая работа включает в себя элементы самостоятельного научного исследования, что, безусловно, сближает её с дипломной работой. И курсовая, и дипломная работы – это итог длительного, творческого процесса, который требует от студента полной мобилизации всех его сил, знаний, умений, трудолюбия, настойчивости и требовательности к себе. При этом выполнение курсовых работ с соблюдением всех требований, предъявляемых к их написанию и оформлению, является своего рода подготовкой к выполнению дипломной работы, которая завершает курс обучения по специальности Юриспруденция и показывает готовность специалиста самостоятельно решать теоретические и практические задачи.
Единство требований, предъявляемых к выполнению и оформлению курсовых и дипломных работ, делает целесообразным разработку единых методических рекомендаций по выполнению и оформлению курсовых и дипломных работ студентами всех форм обучения специальности Юриспруденция.
|
|
Термин «работа», употребляемый по тексту методических рекомендаций, означает: «курсовая работа», «дипломная работа». Поэтому, когда речь идет о требованиях, предъявляемых к «работе», это означает, что названные требования или рекомендации являются общими для курсовой и дипломной работы. Отличительные особенности специально оговариваются с указанием на конкретный вид работы (дипломная или курсовая).
Если возникают вопросы и сомнения в правильности трактовки тех или иных требований, предъявляемых к курсовой работе, следует исходить из требований, предъявляемых к дипломной работе.
Прежде всего следует определить основные задачи и этапы выполнения курсовой и дипломной работы.
Главными задачами являются:
· систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных практических задач;
· приобретение навыков самостоятельной работы, способности логически и юридически грамотно, стилистически правильно излагать результаты своего исследования;
· овладение методикой исследования, показ широты и глубины научных исследований;
· выявление научных проблем по избранной теме и нахождение практических путей их разрешения;
· развитие способностей по применению полученных знаний и умений в различных сферах профессиональной и социальной деятельности.
Всю работу над дипломным исследованием (курсовой работой) можно разделить на несколько этапов:
· выбор и утверждение темы;
· изучение научной литературы и нормативно-правовых источников по теме работы;
· изучение и обобщение правоприменительной практики;
· определение структуры дипломной (курсовой) работы;
· написание текста работы;
· оформление работы;
· подготовка к защите курсовой или дипломной работы.
В курсовой и дипломной работе студент должен показать:
· навыки проведения анализа действующего законодательства;
· прочные теоретические знания по избранной теме;
· умение отыскать и правильно сформулировать выявленные проблемы;
· умение обобщать нормативные источники, решать практические задачи, делать выводы и предложения
Курсовая и дипломная работа должны отвечать определенным требованиям, к числу которых относятся:
· целевая направленность;
· четкость построения;
· логическая последовательность изложения материала;
· глубина исследования и полнота освещения поставленных вопросов;
· убедительность аргументации;
· краткость и точность формулировок;
· конкретность изложения результатов работы;
· доказанность выводов и обоснованность рекомендаций;
· не столько фиксация юридически значимых фактов, событий, мнений, сколько необходимость обобщения, объяснения, установления причинно-следственных связей, выявления тенденций и закономерностей, формулирование выводов и рекомендаций;
· грамотное оформление – отсутствие грамматических, стилистических и пунктуационных ошибок;
· работа не должна состоять из набора фактов, событий, точек зрения и цитат, она должна носить исследовательско-аналитический, а не описательный характер;
· работа студента должна основываться на нормативно-правовых документах, специальной научной и справочной литературе, достоверном фактическом материале из практики правоприменительной деятельности;
· дипломная работа должна содержать элементы новизны (выдвижение и разработка проблемы, еще не получившей в литературе достаточного освещения, выявление малоизвестных или не использовавшихся ранее источников или фактов, постановка новых задач и выработка предложений по их решению и т.д.);
· дипломная и курсовая работы должны носить самостоятельный и творческий характер, а дипломная работа также содержать теоретические или практические рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения.
|
|
Для того чтобы исследование темы дипломной (курсовой) работы было успешным, студент должен в обязательном порядке выполнить следующее:
· совместно с научным руководителем уточнить круг вопросов, подлежащих изучению;
· составить план исследования и календарный план работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов;
· систематически работать с научной и учебной литературой;
· заниматься сбором и анализом материалов правоприменительной практики;
· постоянно держать связь с научным руководителем: докладывать о ходе работы и получать необходимую информацию; по мере написания отдельных глав дипломной работы представлять их научному руководителю, исправлять и дополнять работу в соответствии с полученными замечаниями и рекомендациями;
· отчитываться в установленные сроки перед руководителем о готовности работы, в необходимых случаях – перед кафедрой.
За достоверность информации и обоснованность принятых в дипломной работе решений ответственность несет студент.
В целях создания благоприятных условий для выполнения студентами курсовых и дипломных работ кафедра обеспечивает:
· научное руководство и консультации по теме дипломной (курсовой) работы;
· систематический контроль за работой студента;
· методическое руководство (обеспечивает студентов соответствующей методической документацией);
· содействие в получении фактических материалов и их обработке;
· оказывает содействие в выборе стороннего специалиста для получения рецензии на дипломную работу студента (ПРИЛОЖЕНИЕ 8.1).
Общее организационное и научное руководство дипломной (курсовой) работой студента осуществляет научный руководитель, назначаемый, как правило, из числа преподавателей кафедры.
Научный руководитель:
· консультирует студента по вопросам выбора темы, разработки плана работы, подбора нормативно-правовых источников, специальной литературы и материалов практики;
|
|
· определяет студенту задание по выполнению дипломной работы, разрабатывает с ним календарный график работы студента над дипломным исследованием и контролирует ход его выполнения;
· проводит консультации в соответствии с утвержденным графиком;
· систематически контролирует ход подготовки дипломной работы и информирует кафедру о состоянии дел;
· проверяет содержание дипломной (курсовой) работы и соответствие её оформления установленным требованиям;
· представляет на кафедру отзыв на дипломную работу студента (рецензию – на курсовую работу) с рекомендацией о допуске работы к защите (ПРИЛОЖЕНИЯ 7 и 8.2 соответственно);
· консультирует студента по вопросам подготовки доклада к защите дипломной (курсовой) работы.
1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (КУРСОВОЙ РАБОТЫ)
1.1. Выбор и утверждение темы
Тематика курсовых и дипломных работ разрабатывается кафедрой юриспруденции с учетом актуальности проблем, существующих в юридической науке и правоприменительной практике. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной и курсовой работы. По желанию он может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Главным критерием при выборе темы является её проблемный характер. Тема должна быть актуальной в теоретическом и (или) практическом плане, социально и профессионально значимой. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований студента, проведенных им при написании курсовых и других научных работ за все время обучения в университете.
При подготовке к обсуждению самостоятельно избранной темы дипломной (курсовой) работы с преподавателем (будущим научным руководителем), студенту необходимо иметь четкое представление о тех проблемах, которые он намерен исследовать, список источников и примерный план дипломной (курсовой) работы.
После выбора темы дипломной работы и согласования её с научным руководителем студент оформляет заявление на имя заведующего кафедрой (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Тема дипломной работы и кандидатура научного руководителя утверждаются на заседании кафедры.
После утверждения темы дипломной работы научный руководитель выдает студенту письменное задание на выполнение дипломной работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Дипломное задание подписывается студентом, научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Дипломное задание составляется в трёх экземплярах: первый выдается студенту, второй – научному руководителю, а третий приобщается к дипломной работе.
После выбора темы курсовой работы и согласования её с научным руководителем студент обсуждает с преподавателем – научным руководителем план (содержание) и сроки выполнения всей работы (отдельных её глав), список источников, материалы правоприменительной практики.
Студент очной формы обучения должен сдать методисту деканата курсовую работу для её рецензирования научным руководителем в срок до 01 апреля, а студент заочной формы – за 2 недели до начала текущей сессии.[1]
1.2. Поиск, изучение и отбор нормативно-правовых источников,
специальной литературы по теме дипломной (курсовой) работы
В начале данного этапа работы необходимо, прежде всего, установить круг научной и специальной литературы, а также нормативных актов и официальных документов, относящихся к избранной теме. Именно на этом этапе проявляются умения и навыки студента искать, находить, отбирать и систематизировать необходимые источники и содержащуюся в них информацию о фактах, событиях, правовых нормах. Задача студента – найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного и нормативного характера.[2] Это показатель его юридической грамотности и добросовестности.
Студенту-юристу необходимо постоянно помнить, что право нужно исследовать и изучать, прежде всего, по правовым источникам, а затем уже (или параллельно) по научной и учебной литературе. При выполнении дипломной (курсовой) работы необходимо использовать нормативно-правовые акты и другие официальные документы, а также ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п. (с разрешения руководителей соответствующих учреждений). Это могут быть международно-правовые акты, законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций. Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. В частности, официальными изданиями являются:
· Собрание законодательства Российской Федерации (до 1993 г. — Собрание актов Президента и Правительства РФ);
· Российская газета;
· Парламентская газета;
· Бюллетень международных договоров РФ (издается с 1993 г.);
· Сборник международных договоров СССР;
· Вестник Конституционного Суда РФ;
· Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ;
· Бюллетень Верховного суда РФ;
· Вестник Высшего Арбитражного суда РФ.
При выполнении дипломной (курсовой) работы следует использовать такую научную литературу, как:
· монографии (научные труды по отдельным темам);
· научные статьи в журналах;
· статьи в сборниках научных трудов;
· материалы научных конференций;
· рецензии на опубликованные монографии и научные статьи;
· авторефераты диссертаций;
· аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках;
· научно-практические комментарии законодательства;
· материалы «круглых столов» по научно-практическим проблемам.
Кроме того, необходимо использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках, расположенных в низу страниц книги (журнала), или в затекстовых ссылках, помещенных в конце книги (статьи), «Примечаниях, «Списке литературы» и др.
Источниками информации могут послужить и поступающие из центральных ведомств и министерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности.[3]
Специальная литература используется для обоснования и конкретизации разрабатываемых вопросов, поэтому изучение литературы в отдельных случаях целесообразно начать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям. Это зависит от темы дипломной (курсовой) работы, наличия, характера и полноты литературы, а также уровня подготовки студента.[4]
1.3. Изучение и обобщение материалов правоприменительной практики
Темы и характер многих дипломных (курсовых) работ требуют изучения и обобщения материалов правоприменительной практики. В связи с этим перед студентом стоит задача изучить и обобщить практику соответствующих правоприменительных органов.
Студент должен иметь четкое представление о том, что и где он будет изучать, а также какова цель изучения материалов практики. Для того чтобы изучение практики было плодотворным, студент совместно с научным руководителем должен определить его методику (в зависимости от характера обобщения и поставленной задачи).
Сбору материалов практики должно предшествовать тщательное изучение нормативных актов и опубликованных обзоров практики по тому или иному вопросу. Изучить следует такое количество материалов, которое позволило бы выявить те или иные закономерности и сделать определенные выводы. При этом необходимо избегать двух крайностей: обобщения практики за неопределенно длительный или, наоборот, за короткий период. В первом случае часть материала может оказаться устаревшей, а во втором его может быть недостаточно для выявления тенденций и закономерностей, а также для достоверности вывода.
Сбором практического материала целесообразно заняться в период прохождения всех видов производственной практики.
В ряде случаев целесообразно провести одновременное изучение нескольких связанных между собой категорий дел, например, уголовных – о нарушении правил охраны труда, техники безопасности и гражданских – о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью работника. Такое изучение позволит глубоко и всесторонне разобраться в интересующем вопросе и комплексно проследить наметившиеся закономерности.
Материалы обобщения практики могут использоваться как для подтверждения и иллюстрации каких-то теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства.
Собранные студентом материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к дипломной работе. Весь необходимый практический материал собирается и обрабатывается студентом, который несет всю ответственность за его достоверность.
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ
2.1. Определение структуры дипломной (курсовой) работы и требования,
предъявляемые к структурным элементам
Первой страницей любой работы (дипломной, курсовой) является титульный лист.
Структурными элементами (дипломной, курсовой) работы являются: введение; основная часть; заключение; список использованных источников; список сокращений, использованных в работе. Каждый структурный элемент работы должен отвечать определенным требованиям.
Титульный лист оформляется по установленной форме, приведенной в ПРИЛОЖЕНИЯХ 3.1 и 3.2.
Содержание (Оглавление) включает наименование всех глав, параграфов, пунктов, подпунктов с указанием начального номера страницы, с которой начинается текст главы (параграфа), пункта, подпункта. При этом знак параграфа (§) не ставится (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Наибольшую сложность для студентов представляет написание введения к работе, поэтому ниже подробно будут рассмотрены вопросы, освещение которых во введении является обязательным.
Во введении дипломной (курсовой) работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель работы и комплекс задач, подлежащих решению для достижения поставленной цели и раскрытия темы, указываются объект, предмет и методы исследования, основные источники (краткий обзор библиографии).
Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть кратким. Достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения. Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.[5] Об актуальности темы исследования может свидетельствовать ее практическая значимость, то есть когда результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной практике, а также недостаточная разработанность темы в научных исследованиях.
Цель – это конечный результат исследования, решение научной проблемы, то есть то, к чему в итоге автор должен прийти. Определение цели происходит на начальном этапе исследования, и цель, по сути, в течение работы меняется редко, может меняться только ее формулировка. Формулировка цели обычно начинается словами: «разработать», «обосновать», «выявить». [6]
Например, цель исследования в работе на тему «Участие прокурора в гражданском процессе» может быть сформулирована следующим образом: выявить проблемы (пробелы и противоречия) в правовом регулировании института участия прокурора в гражданском процессе и предложить пути их решения.
В приведенном примере для достижения цели исследования могут быть поставлены следующие задачи:
· определить место прокурора в гражданском процессе;
· обобщить и проанализировать законодательство, регулирующее участие прокурора в гражданском судопроизводстве на современном этапе;
· выявить компетенцию органов прокуратуры на всех стадиях гражданского процесса;
· проанализировать сформулированные в научной литературе и получившие реализацию в ГПК РФ предложения, касающиеся изменений правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве.
В соответствии с целью исследования формируется ряд задач. Формулироваться они должны в форме перечисления: изучить, описать, составить, установить, выявить и т.п. Тщательно сформулировав задачи, студент может облегчить себе работу, поскольку описание решения этих задач составляет содержание глав дипломной (курсовой) работы, а формулировки задач – названия глав.
В дипломных исследованиях объект исследования – это то, что исследуется: объект или явление, порождающие проблемную ситуацию. Эта совокупность свойств, связей и отношений, которые существуют независимо от субъекта-исследователя (что в данном случае можно ассоциировать с выражением «объективная реальность»). Объект всегда должен находиться в области данной науки и не выходить за ее пределы.
Предмет формируется (определяется, выявляется) самим исследователем, исходя из накопленных знаний об объекте исследования. Предмет – это то, что в границах научного объекта получает научное объяснение. Это сторона, аспект или точка зрения, с которой автор изучает объект, определяя своего рода границы, в пределах которых изучается объект.
Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное; предмет находится «внутри» объекта и является сосредоточением пристального внимания студента, определяя, конкретизируя тему работы, выявляя главные существенные признаки объекта, исходя из выбранного направления исследования. Объект фиксирует существование явлений, их свойств, связей и законов развития, а предмет определяет границы, в которых изучается данный объект: что именно в свойствах, связях и законах развития изучаемого объекта будет исследовано в конкретной работе. Например, объект – сложная система, предмет – закономерности ее организации. Объект – стол, предмет – характеристики его устойчивости.[7]
Пример: Тема дипломной работы носит название: «Участие прокурора в гражданском процессе». Объектом исследования здесь выступают правоотношения, которые складываются между субъектами гражданских процессуальных отношений при рассмотрении и разрешении гражданского дела с участием прокурора. Предметом, определяющим границы объекта исследования, будут нормы права, регулирующие основания и поводы для участия прокурора в гражданском процессе, его процессуальный статус (права, обязанности), а также научные взгляды, идеи и судебная практика.
Успешность выполнения дипломной (курсовой) работы во многом зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в работе цели. Методы научного познания принято делить на общие и специальные (общенаучные и частнонаучные).
Общие методы научного познания делят на три большие группы:
· методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
· методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
· методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).[8]
Среди частнонаучных методов можно выделить следующие: метод сравнительного правоведения, методы технико-юридического анализа, конкретизации, толкования.
Подробнее о методах исследования, применяемых в работе, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10.
Основная часть дипломной работы может содержать 2-3 главы, каждая из которых делится на 2-3 параграфа (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Параграфы, в свою очередь, могут содержать пункты. Более дробное деление не рекомендуется.
Основная часть курсовой работы может содержать 2-3 главы, каждая из которых может быть разделена на 2-3 параграфа. Допускается отсутствие параграфов.
Главы в дипломной (курсовой) работе должны быть примерно равными по объему. Каждый параграф завершается краткими выводами, сделанными в результате проведенного исследования.
Выводы должны формулироваться четко и недвусмысленно и основываться на материалах, изложенных в параграфе (пункте). Именно выводы позволяют судить о творческом подходе студента к исследованию темы дипломной (курсовой) работы и степени его самостоятельности.
Обязательной для дипломной и курсовой работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.
В заключении дипломной и курсовой работы логически, последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате проведенного исследования, а также (для дипломной работы) предложения по урегулированию теоретических и практических проблем, по совершенствованию действующего законодательства. Поэтому заключение целесообразно начать с краткого описания проблем, которые автор выявил в ходе исследования темы дипломной или курсовой работы. В заключении для дипломной работы далее следует перейти к выводам, обосновывающим необходимость разрешения этих проблем, и в завершении описать предложения по совершенствованию действующего законодательства, позволяющие разрешить проблемы, вскрытые в ходе проведенного исследования. Описание выводов и предложений должно быть кратким и четким, дающим полное представление о содержании выполненного исследования, обоснованности и эффективности предложений по совершенствованию законодательства.
2.2. Формирование списка использованных источников
Список использованных источников структурируется по разделам:
1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы.
2. Специальная литература.
3. Материалы практики.
Первый раздел «Нормативно-правовые акты и другие официальные документы» формируется по юридической силе нормативных актов, а нормативные акты, одинаковые по юридической силе, – в хронологическом порядке (по дате принятия), указываются дата, номер (в скобках – дата последних изменений и дополнений, внесенных в него). При этом Конституция Российской Федерации всегда ставится на первое место. Если используются международно-правовые акты, они следуют за Конституцией Российской Федерации (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
(!) Утратившие юридическую силу нормативные акты помещаются в конце первого раздела с соответствующей отметкой.
Пример: Уголовный кодекс РСФСР от 10.1960 (в ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР. – 1960. – № 40. – Ст. 591. (Утратил силу).
Во второй раздел «Специальная литература» помещается опубликованная научная и учебная литература по теме дипломного (курсового) исследования, а также статьи из журналов, исторические очерки ученых-юристов и т.п., при этом следует иметь в виду:
· выходные данные источников специальной литературы, помещаемых во втором разделе, должны содержать общий объем страниц учебника, комментария, монографии, пособия, рекомендации и т.п., а не конкретные страницы, которые были использованы и которые приводятся только в сноске (сносках) по тексту работы; источники данного раздела формируются в алфавитном порядке;
· в разделе не указывается общий объем страниц специального источника, взятого из периодической печати (журналов, сборников), а указываются конкретные страницы использованной публикации (ПРИЛОЖЕНИЕ 5);
· в конце списка источников данного раздела помещаются иностранные источники на языке оригинала.
В третьем разделе «Материалы практики» могут быть помещены материалы судебно-следственной практики и материалы практики иных органов и организаций (например, решения по конкретным делам, обзоры, обобщения, анализ статистических данных и т.п.), а также определения судебных коллегий по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ по конкретным делам. Источники данного раздела формируются в алфавитном порядке.
Нумерация списка источников в каждом из разделов формируется в виде: 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. (для первого раздела) 2.1, 2.2, 2.3 и т.д. (для второго раздела) и 3.1, 3.2, 3.3 и т.д. (для третьего раздела) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
(!) Студентам при оформлении списка использованных источников следует обратить внимание на то, что Информационно-поисковые системы КонсультантПлюс (Гарант) не содержат образцы оформления списка источников и не являются официальными источниками опубликования.
В случае, если официальный документ не был опубликован, допускается ссылка на справочные системы КонсультантПлюс (Гарант) как источник.
Пример: Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.10.2009 № 319 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» || Документ опубликован не был // Информационно-поисковая система КонсультантПлюс.
В списке использованных источников должны быть указаны только те материалы, на которые имеется ссылка (сноска) в работе.
В приложения к дипломной (курсовой) работе следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся: промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов. При этом в тексте работы следует обязательно делать отсылку к тому или иному приложению дипломной работы.
Пример: Данный проект разработан в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка на основании законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Мурманской области, являлся совместным российско-норвежским экспериментальным проектом в течение трех лет с момента подписания Контракта, подготовлен на русском и английском языках. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к настоящей дипломной работе).
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ. Каждое приложение должно иметь содержательный, но краткий заголовок. Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами без знака №. Единственное приложение к дипломной (курсовой) работе не нумеруется.
В конце работы приводится список сокращений, использованных в работе (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
2.3. Написание текста работы
К непосредственному написанию дипломной (курсовой) работы можно приступить только после детального (тщательного) изучения избранной темы, нормативного материала, научной и учебной литературы, материалов правоприменительной практики.
Рекомендуется написание работы начать с первой главы, однако не исключаются и другие варианты. Перед написанием отдельной главы необходимо иметь её детальный план, в котором определяются круг вопросов, подлежащих раскрытию, и их последовательность.
Введение и заключение рекомендуется писать, когда вся работа (основная её часть) уже завершена.
Написание дипломной (курсовой) работы носит творческий характер. Недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов (кроме случаев цитирования). Творческий подход и самостоятельность студента проявляются в умении проанализировать и сопоставить различные точки зрения, в способности найти самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, в умении проанализировать материалы практики и сделать выводы, логически вытекающие из проведенного анализа, сделать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения.
Дипломная (курсовая) работа должна быть написана юридически грамотно, хорошим литературным языком.
Рекомендуется при изложении текста использовать предложения типа: «Автором в работе рассмотрено...», «В дипломной работе излагаются положения...», «Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о необходимости внесения в ст. 252 УК РФ следующих изменений...» и т.д.
(!) Следует избегать таких выражений, как: «Я (мы) рассмотрел(и) положения...», «Я (мы) сделал(и) вывод...», «В моей работе...» и т.п.
При затруднении в написании того или иного слова следует обратиться к словарю русского языка.
Работа должна быть внимательно проверена студентом как минимум трижды:
· первый раз – перед тем, как отдать ее на проверку научному руководителю;
· второй раз – после устранения замечаний научного руководителя;
· третий раз – перед тем, как сдать окончательный вариант работы на кафедру.
Прежде чем сдать научному руководителю окончательный (чистовой) вариант дипломной (курсовой) работы для подготовки отзыва (рецензии), необходимо проверить работу в целом на предмет орфографических, стилистических, логических ошибок и соответствия оформления работы предъявляемым требованиям. При этом следует иметь в виду, что дипломная работа с отзывом научного руководителя поступает на кафедру после прохождения нормоконтроля на предмет соответствия ее оформления предъявляемым требованиям, о чем делается соответствующая отметка на обороте титульного листа дипломной работы специалистом кафедры. Дипломная работа проходит внутреннее рецензирование и предварительное слушание (предзащиту)[9] на заседании кафедры, после чего студенту не возвращается. Таким образом, возможность устранения тех или иных ошибок, выявленных при внутреннем рецензировании дипломной работы, исключается, а их наличие может негативно отразиться на оценке дипломной работы Государственной аттестационной комиссией.
Следует иметь в виду, что нарушение календарного графика работы над дипломным исследованием может отрицательно сказаться на качестве дипломной работы и, в отдельных случаях, делает невозможным допуск её к защите. В случае систематического нарушения сроков выполнения дипломного задания отчет студента о ходе выполнения задания может быть заслушан на заседании кафедры.
Если курсовая работа по своему оформлению не отвечает предъявляемым требованиям, она возвращается студенту для устранения замечаний.[10] В случае неудовлетворительной оценки научным руководителем курсовой работы, она не допускается к защите.
3. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ
3.1. Общие положения
Дипломная и курсовая работы должны быть не только грамотно написаны, но и правильно оформлены.
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС-2000, п. 7.2.2.) выпускная квалификационная работа (дипломная работа) юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц и др. материалов, иллюстрирующих содержание работы. Оптимальный объем выпускной квалификационной (дипломной) работы – 2-2.5 п. л., что составляет 50-60 страниц машинописного текста или 80000-100000 печатных знаков текста, набранного с применением печатных и графических устройств вывода компьютера на одной стороне листа белой бумаги (А4) через 1,5 интервала шрифтом «Times New Roman», размером 14. Параметры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Переносы в словах по тексту не допускаются.
В целях экономии объема работы допускается набор через 1 интервал раздела «Список использованных источников».
Примеры форматирования текста дипломной (курсовой) работы см. в ПРИЛОЖЕНИИ 9.
Объем курсовой работы для 1-2 курсов должен составлять 20-25 стр.; начиная с 3 курса – 25-30 стр.; объем дипломной работы – 50-60 стр. Введение и заключение в курсовой работе составляют по 1,5-2 стр., в дипломной работе они не должны превышать 3 стр.
Каждый структурный элемент работы – Титульный лист, Содержание, Введение, каждая глава основной части, Заключение, Список использованных источников, Приложения, Список сокращений, используемых в работе, – начинается с новой страницы.
Страницы нумеруются и обозначаются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту работы. Номер страницы проставляется в середине верхнего поля.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы, однако номер страницы на нем не проставляется. Титульный лист дипломной (курсовой) работы оформляется в соответствии с прилагаемыми образцами (ПРИЛОЖЕНИЯ 3.1 и 3.2).
Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах в виде приложений, также включаются в общую нумерацию.
Дипломное задание подшивается в конце работы, не нумеруется и в Оглавление не включается.
Оглавление работы желательно размещать на одном листе.[11] В этом случае допускается набор текста через 1 интервал, где указываются названия разделов работы и номера соответствующих им листов.
Названия глав и разделов основной части дипломной (курсовой) работы выполняются прописными (т.е. заглавными) буквами, располагаются по центру строки, не подчеркиваются. Слово «глава» не пишется. Точка в конце заголовка не ставится. Каждая глава начинается с новой страницы.
Названия параграфов, пунктов, подпунктов выполняются строчными (т.е. малыми) буквами, располагаются также по центру строки, не подчеркиваются. Точка в конце заголовка не ставится. От предыдущего и последующего текста заголовок пункта (подпункта, параграфа) отделяется одним дополнительным межстрочным полуторным интервалом.
Наименования структурных элементов работы непосредственно в тексте работы и в Содержании (оглавлении) работы должно быть идентичным.
3.2. Оформление ссылок
Библиографические ссылки, приводимые в работе, должны содержать сведения о книге, статье или ином источнике, цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте дипломной (курсовой) работы.
Библиографические ссылки следует оформлять в виде подстрочных сносок Для связи с текстом рекомендуется делать сноски со сквозной нумерацией в пределах всей дипломной (курсовой) работы в целом[12].
При ссылках на нормативно-правовые акты и другие официальные документы необходимо указывать их полные выходные данные, а именно: вид документа, дату, номер, полное название документа, дату последней редакции документа, источник публикации нормативного акта.
Примеры:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 с измен. от 18.07.2009) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 17.07.2009) // СЗ РФ. – 1996.– № 5. – Ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 11.11.2003) // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (в ред. от 08.11.2008) // СЗ РФ. – 2006. – № 52 (1 ч.). – Ст. 5496.
- Постановление Конституционного суда РФ от 28.02.2006 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» // Рос. газ. – 2006. – № 50.
- Решение Высшего Арбитражного суда РФ от 02.03.2006 № 16679/05 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 13.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК РФ от 08.09.2003 № 973» || Документ опубликован не был // Информационно-поисковая система КонсультантПлюс.
(!) При этом следует учесть, что при неоднократном упоминании одного и того же нормативного акта (официального документа) приводить его в виде подстрочной сноски в дальнейшем по тексту работы не нужно. Достаточно лишь упоминания данного документа только в тексте работы (без подстрочной сноски) в сокращенном виде. (Пример: Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются – п. 2 ст. 5 ГК РФ).
(!) В подстрочной сноске должны быть приведены полные выходные данные источника, впервые упоминаемого в тексте работы.
Примеры:
- Лушкин С.А. Ответственность сторон по договору участия в долевом строительстве // Право и экономика. – 2006. – № 2. – С. 5-11.
- Рыжаков А.П. Книга: Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого и др.): Научно-практ. рук-во. || Документ опубликован не был. – Режим доступа: http://www.combook.ru/product/2038910/. – 12.11.2009. [13]
- Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. – М.,1950. – С. 255-258.
- Отнюкова Г.Д. Исполнение обязательств // Российская юстиция. – 1996. – № 4. – С. 22.
- Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В.Крашенинникова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Изд. Статут, – 2005. – С. 265-266.
В дальнейшем указание полных выходных данныхэтого же источника необязательно, достаточно его краткое изложение.
Пример: а) первое упоминание: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. В 2-х кн. Кн. вторая: Договоры о передаче имущества. – М.: Статут. – 2007. – С. 980; б) в дальнейшем: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. – С. 1075.
В ссылке на неопубликованные материалы судебно-следственной практики и материалы иной правоприменительной деятельности указываются:
полное название дела; название архива учреждения (предприятия); город, где находится архив; год; страницы дела.
Примеры:
- Постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2009 № Ф09-4626/08-С6 по делу № А71-8672/2007-Г12 «Исковые требования о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества удовлетворены правомерно, поскольку стоимость спорного объекта недвижимости превышает 25 процентов балансовой стоимости активов общества, то есть договор является крупной сделкой, которая не была одобрена советом директоров общества» || Документ опубликован не был. // Информационно-поисковая система КонсультантПлюс.
- Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.06.2009 № КГ-А40/3552-09 по делу № А40-13739/08-145-201 «Дело по заявлению о признании незаконным отказа уполномоченного органа о предоставлении в собственность земельного участка направлено на новое рассмотрение, так как судом не было достоверно установлено, расположен ли спорный земельный участок на территории какого-либо природного парка» || Документ опубликован не был // Информационно-поисковая система Гарант.
- Уголовное дело по обвинению Иванова И.И. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ / Архив Кировского городского суда. – Кировск Мурманской области. – 2006. – С. 33-38.
- Протоколы оперативных совещаний Кировского городского суда за 2002 год / Архив Кировского городского суда. – Кировск Мурманской области. – 2006. – С. 45-46.
При ссылках на опубликованные материалы судебной практики указываются их полные выходные данные.
Пример: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2000 № А56-9017/00 «О подрядных отношениях в ОАО «Апатит», в которых участвовали три субъекта: подрядчик, заказчик, инвестор» // Вестник ВАС РФ. – 2000. – № 12. – С. 15-16.
Когда в тексте курсовой (дипломной) работы студентом приводится цитата автора из первоисточника, то в подстрочной сноске указываются: автор, наименование источника, издательство, год издания, номер страницы, содержащей приведенную цитату. (Пример: М.К.Треушников в своей работе отмечает: «В судебной практике по гражданским делам встречаются случаи некритического отношения суда к выводам и фактам, содержащимся в заключении эксперта, отсутствия надлежащей оценки этого вида доказательств с учетом совокупности всех других, собранных по делу, преувеличении их доказательственного значения»). [14]
В случаях цитирования не по оригиналу, а по другому источнику делается пометка «Цит. по: …».
В том случае, если источник не цитируется, а только излагается своими словами или упоминается, описание его в подстрочной сноске предваряется пометкой «См.: …». (Пример: См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2 ч. Ч. 2. – М.,1997. – С. 118).
Если в одной сноске приводится несколько источников, то их перечисление в сноске располагается либо по алфавиту, либо по хронологии, либо по важности работ (по юридической силе нормативно-правовых источников), через точку с запятой.
Ссылки на различные источники (в т.ч. законодательные акты, официальные документы), опубликованные не на русском языке, приводятся в дипломной (курсовой) работе на языке оригинала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
2. Приказ Министра образования России от 25.03.2003 № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений» // Рос. газ. – 2003. – № 91.
3. Положение об итоговой аттестации выпускников Петрозаводского государственного университета: утверждено ректором ПетрГУ 08.06.2004. – 4 с. || Документ опубликован не был. – Режим доступа: http://www.petrsu.ru/General/documents.html.
4. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособ. – 7-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2005. – 224 с.
5. Неволина Е.М. Написать и защитить диссертацию: Краткий курс для начинающих исследователей. – Челябинск: Урал-ЛТД, 2001. – 190 с.
6. Ртвеладзе В.В. Методические рекомендации по оформлению рефератов, контрольных и курсовых работ для студентов всех направлений и специальностей. – Апатиты: КФ ПетрГУ, 2006. – 36 с.
7. Шарапова Р.В., Полищук-Молодоженя Т.Р., Власова О.Я. Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите дипломных работ для студентов специальности 021100 «Юриспруденция». – Апатиты: КФ ПетрГУ, 2002. – 34 с.
8. Шарапова Р.В. Положение о защите курсовых работ по специальности Юриспруденция для студентов всех форм обучения. – Апатиты: КФ ПетрГУ. – 2003. – 13 с.
9. Шарапова Р.В. Положение о предварительном слушании (предварительной защите) дипломных работ студентов-выпускников специальности Юриспруденция (всех форм обучения). – Апатиты: КФ ПетрГУ, 2004. – 8 с.
10. Шарапова Р.В. Имашева С.Б. Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых и дипломных работ для студентов всех форм обучения специальности Юриспруденция / Рецензент Т.Р.Полищук-Молодоженя. – Апатиты: КФ ПетрГУ, 2007. – 48 с.
11. Панкратов Р.И. Кандидатская диссертация. Написание, оформление, защита: Методические рекомендации по подготовке и написанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук / Рецезенты: В.Д.Ермаков, Н.С.Гущина. – М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2001. – 88 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Заведующему кафедрой юриспруденции
__________________________________
(фамилия, имя, отчество)
студента __________________________
(фамилия, имя, отчество)
ЗАЯВЛЕНИЕ
«___» ______________200___ г.
Прошу утвердить мне тему дипломной работы _________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________