Список использованных источников

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению и оформлению курсовых и дипломных работ

для студентов всех форм обучения

специальности Юриспруденция

 

 

Апатиты

2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

общие положения……………………………………………………… 3
1. планирование работы над ТЕМОЙ дипломнОГО ИССЛЕДОВАНИЯ   (КУРСОВОЙ РАБОТЫ)  …………………………….   7
1.1. Выбор и утверждение темы …………………..…………………… 7
1.2. Поиск, изучение и отбор нормативно-правовых источников, специальной литературы по теме дипломной (курсовой) работы………………………………………………………………………….     9
1.3. Изучение и обобщение материалов правоприменительной практики……………………………………………………………………….   11
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ…………….. 13
2.1. Определение структуры дипломной (курсовой) работы и требования, предъявляемые к структурным элементам……………………   13
2.2. Формирование списка использованных источников…………….. 18
2.3. Написание текста работы…………………………………………... 20
3. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ……………... 23
3.1. Общие положения…………………………………………………... 23
3.2. Оформление ссылок………………………………………………... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 29
приложениЯ..…………………………………………………………....... 31

 




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС-2000), учебным и рабочими планами специальности Юриспруденция очной и заочной форм обучения предусмотрено выполнение студентами за весь курс обучения четырех курсовых работ и, на завершающем этапе обучения, выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Курсовая работа включает в себя элементы самостоятельного научного исследования, что, безусловно, сближает её с дипломной работой. И курсовая, и дипломная работы – это итог длительного, творческого процесса, который требует от студента полной мобилизации всех его сил, знаний, умений, трудолюбия, настойчивости и требовательности к себе. При этом выполнение курсовых работ с соблюдением всех требований, предъявляемых к их написанию и оформлению, является своего рода подготовкой к выполнению дипломной работы, которая завершает курс обучения по специальности Юриспруденция и показывает готовность специалиста самостоятельно решать теоретические и практические задачи.

Единство требований, предъявляемых к выполнению и оформлению курсовых и дипломных работ, делает целесообразным разработку единых методических рекомендаций по выполнению и оформлению курсовых и дипломных работ студентами всех форм обучения специальности Юриспруденция.

Термин «работа», употребляемый по тексту методических рекомендаций, означает: «курсовая работа», «дипломная работа». Поэтому, когда речь идет о требованиях, предъявляемых к «работе», это означает, что названные требования или рекомендации являются общими для курсовой и дипломной работы. Отличительные особенности специально оговариваются с указанием на конкретный вид работы (дипломная или курсовая).

Если возникают вопросы и сомнения в правильности трактовки тех или иных требований, предъявляемых к курсовой работе, следует исходить из требований, предъявляемых к дипломной работе.

Прежде всего  следует определить  основные задачи и этапы выполнения курсовой и дипломной работы.

Главными задачами являются:

· систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных практических задач;

· приобретение навыков самостоятельной работы, способности логически и юридически грамотно, стилистически правильно излагать результаты своего исследования;

· овладение методикой исследования, показ широты и глубины научных исследований;

· выявление научных проблем по избранной теме и нахождение практических путей их разрешения;

· развитие способностей по применению полученных знаний и умений в различных сферах профессиональной и социальной деятельности.

Всю работу над дипломным исследованием (курсовой работой) можно разделить на несколько этапов:

· выбор и утверждение темы;

· изучение научной литературы и нормативно-правовых источников по теме работы;

· изучение и обобщение правоприменительной практики;

· определение структуры дипломной (курсовой) работы;

· написание текста работы;

· оформление работы;

· подготовка к защите курсовой или дипломной работы.

В курсовой и  дипломной работе студент должен показать:

· навыки проведения анализа действующего законодательства;

· прочные теоретические знания по избранной теме;

· умение отыскать и правильно сформулировать выявленные проблемы;

· умение обобщать нормативные источники, решать практические задачи, делать выводы и предложения

Курсовая и  дипломная работа должны отвечать определенным требованиям, к числу которых относятся:

· целевая направленность;

· четкость построения;

· логическая последовательность изложения материала;

· глубина исследования и полнота освещения поставленных вопросов;

· убедительность аргументации;

· краткость и точность формулировок;

· конкретность изложения результатов работы;

· доказанность выводов и обоснованность рекомендаций;

· не столько фиксация юридически значимых фактов, событий, мнений, сколько необходимость обобщения, объяснения, установления причинно-следственных связей, выявления тенденций и закономерностей, формулирование выводов и рекомендаций;

· грамотное оформление – отсутствие грамматических, стилистических и пунктуационных ошибок;

· работа не должна состоять из набора фактов, событий, точек зрения и цитат, она должна носить исследовательско-аналитический, а не описательный характер;

· работа студента должна основываться на нормативно-правовых документах, специальной научной и справочной литературе, достоверном фактическом материале из практики правоприменительной деятельности;

· дипломная работа должна содержать элементы новизны (выдвижение и разработка проблемы, еще не получившей в литературе достаточного освещения, выявление малоизвестных или не использовавшихся ранее источников или фактов, постановка новых задач и выработка предложений по их решению и т.д.);

· дипломная и курсовая работы должны носить самостоятельный и творческий характер,  а дипломная работа также содержать теоретические или практические рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения.

Для того чтобы исследование темы дипломной (курсовой) работы было успешным, студент должен в обязательном порядке выполнить следующее:

· совместно с научным руководителем уточнить круг вопросов, подлежащих изучению;

· составить план исследования и календарный план работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов;

· систематически работать с научной и учебной литературой;

· заниматься сбором и анализом материалов правоприменительной практики;

· постоянно держать связь с научным руководителем: докладывать о ходе работы и получать необходимую информацию; по мере написания отдельных глав дипломной работы представлять их научному руководителю, исправлять и дополнять работу в соответствии с полученными замечаниями и рекомендациями;

· отчитываться в установленные сроки перед руководителем о готовности работы, в необходимых случаях  –   перед кафедрой.

За достоверность информации и обоснованность принятых в дипломной работе решений ответственность несет студент.

В целях создания благоприятных условий для выполнения студентами курсовых и дипломных работ кафедра обеспечивает:

· научное руководство и консультации по теме дипломной (курсовой) работы;

· систематический контроль за работой студента;

· методическое руководство (обеспечивает студентов соответствующей методической документацией);

· содействие в получении фактических материалов и их обработке;

· оказывает содействие в выборе стороннего специалиста для получения рецензии на дипломную работу студента (ПРИЛОЖЕНИЕ 8.1).

Общее организационное и научное руководство дипломной (курсовой) работой студента осуществляет научный руководитель, назначаемый, как правило,  из числа преподавателей кафедры.

Научный руководитель:

· консультирует студента по вопросам выбора темы, разработки плана работы, подбора нормативно-правовых источников, специальной литературы и материалов практики;

· определяет студенту задание по выполнению дипломной работы, разрабатывает с ним календарный график работы студента над дипломным исследованием и контролирует ход его выполнения;

· проводит консультации в соответствии с утвержденным графиком;

· систематически контролирует ход подготовки дипломной работы и информирует кафедру о состоянии дел;

· проверяет содержание дипломной (курсовой) работы и соответствие её оформления установленным требованиям;

· представляет на кафедру отзыв на дипломную работу студента (рецензию – на курсовую работу) с рекомендацией о допуске работы к защите (ПРИЛОЖЕНИЯ 7 и 8.2 соответственно);

· консультирует студента по вопросам подготовки доклада к защите дипломной (курсовой) работы.

 

1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (КУРСОВОЙ РАБОТЫ)

 

1.1. Выбор и утверждение темы

 

Тематика курсовых и дипломных работ разрабатывается кафедрой юриспруденции с учетом актуальности проблем, существующих в юридической науке и правоприменительной практике. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной и курсовой работы. По желанию он может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Главным критерием при выборе темы является её проблемный характер. Тема должна быть актуальной в теоретическом и (или) практическом плане, социально и профессионально значимой. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований студента, проведенных им при написании курсовых и других научных работ за все время обучения в университете.

При подготовке к обсуждению самостоятельно избранной темы дипломной (курсовой) работы с преподавателем (будущим научным руководителем), студенту необходимо иметь четкое представление о тех проблемах, которые он намерен исследовать, список источников и примерный план дипломной (курсовой) работы.

После выбора темы дипломной работы и согласования её с научным руководителем студент оформляет заявление на имя заведующего кафедрой (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Тема дипломной работы и кандидатура научного руководителя утверждаются на заседании кафедры.

После утверждения темы дипломной работы научный руководитель выдает студенту письменное задание на выполнение дипломной работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Дипломное задание подписывается студентом, научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Дипломное задание составляется в трёх экземплярах: первый выдается студенту, второй – научному руководителю, а третий приобщается к дипломной работе.

После выбора темы курсовой работы и согласования её с научным руководителем студент обсуждает с преподавателем – научным руководителем план (содержание) и сроки выполнения всей работы (отдельных её глав), список источников, материалы правоприменительной практики.

Студент очной формы обучения должен сдать методисту деканата курсовую работу для её рецензирования научным руководителем   в   срок  до 01 апреля, а студент заочной формы – за 2 недели до начала текущей сессии.[1]

 

 

1.2. Поиск, изучение и отбор нормативно-правовых источников,

специальной литературы по теме дипломной (курсовой) работы

 

В начале данного этапа работы необходимо, прежде всего, установить круг научной и специальной литературы, а также нормативных актов и официальных документов, относящихся к избранной теме. Именно на этом этапе проявляются умения и навыки студента искать, находить, отбирать и систематизировать необходимые источники и содержащуюся в них информацию о фактах, событиях, правовых нормах. Задача студента – найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного и нормативного характера.[2] Это показатель его юридической грамотности и добросовестности.

Студенту-юристу необходимо постоянно помнить, что право нужно исследовать и изучать, прежде всего, по правовым источникам, а затем уже (или параллельно) по научной и учебной литературе. При выполнении дипломной (курсовой) работы необходимо использовать нормативно-правовые акты и другие официальные документы, а также ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п. (с разрешения руководителей соответствующих учреждений). Это могут быть международно-правовые акты, законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций. Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. В частности, официальными изданиями являются:

· Собрание законодательства Российской Федерации (до 1993 г. — Собрание актов Президента и Правительства РФ);

· Российская газета;

· Парламентская газета;

· Бюллетень международных договоров РФ (издается с 1993 г.);

· Сборник международных договоров СССР;

· Вестник Конституционного Суда РФ;

· Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ;

· Бюллетень Верховного суда РФ;

· Вестник Высшего Арбитражного суда РФ.

При выполнении дипломной (курсовой) работы следует использовать такую научную литературу, как:

· монографии (научные труды по отдельным темам);

· научные статьи в журналах;

· статьи в сборниках научных трудов;

· материалы научных конференций;

· рецензии на опубликованные монографии и научные статьи;

· авторефераты диссертаций;

· аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках;

· научно-практические комментарии законодательства;

· материалы «круглых столов» по научно-практическим проблемам.

Кроме того, необходимо использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках, расположенных в низу страниц книги (журнала), или в затекстовых ссылках, помещенных в конце книги (статьи), «Примечаниях, «Списке литературы» и др.

Источниками информации могут послужить и поступающие из центральных ведомств и министерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности.[3]

Специальная литература используется для обоснования и конкретизации разрабатываемых вопросов, поэтому изучение литературы в отдельных случаях целесообразно начать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям. Это зависит от темы дипломной (курсовой) работы, наличия, характера и полноты литературы, а также уровня подготовки студента.[4]

 

1.3. Изучение и обобщение материалов правоприменительной практики

 

Темы и характер многих дипломных (курсовых) работ требуют изучения и обобщения материалов правоприменительной практики. В связи с этим перед студентом стоит задача изучить и обобщить практику соответствующих правоприменительных органов.

Студент должен иметь четкое представление о том, что и где он будет изучать, а также какова цель изучения материалов практики. Для того чтобы изучение практики было плодотворным, студент совместно с научным руководителем должен определить его методику (в зависимости от характера обобщения и поставленной задачи).

Сбору материалов практики должно предшествовать тщательное изучение нормативных актов и опубликованных обзоров практики по тому или иному вопросу. Изучить следует такое количество материалов, которое позволило бы выявить те или иные закономерности и сделать определенные выводы. При этом необходимо избегать двух крайностей: обобщения практики за неопределенно длительный или, наоборот, за короткий период. В первом случае часть материала может оказаться устаревшей, а во втором его может быть недостаточно для выявления тенденций и закономерностей, а также для достоверности вывода.

Сбором практического материала целесообразно заняться в период прохождения всех видов производственной практики.

В ряде случаев целесообразно провести одновременное изучение нескольких связанных между собой категорий дел, например, уголовных – о нарушении правил охраны труда, техники безопасности и гражданских – о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью работника. Такое изучение позволит глубоко и всесторонне разобраться в интересующем вопросе и комплексно проследить наметившиеся закономерности.

Материалы обобщения практики могут использоваться как для подтверждения и иллюстрации каких-то теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства.

Собранные студентом материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к дипломной работе. Весь необходимый практический материал собирается и обрабатывается студентом, который несет всю ответственность за его достоверность.

 

2. ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ

 

2.1. Определение структуры дипломной (курсовой) работы и требования,

предъявляемые к структурным элементам

 

Первой страницей любой работы (дипломной, курсовой) является титульный лист.

Структурными элементами (дипломной, курсовой) работы являются: введение; основная часть; заключение; список использованных источников; список сокращений, использованных в работе. Каждый структурный элемент работы должен отвечать определенным требованиям.

Титульный лист оформляется по установленной форме, приведенной в ПРИЛОЖЕНИЯХ 3.1 и 3.2.

Содержание (Оглавление) включает наименование всех глав, параграфов, пунктов, подпунктов с указанием начального номера страницы, с которой начинается текст главы (параграфа), пункта, подпункта. При этом знак параграфа (§) не ставится (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Наибольшую сложность для студентов представляет написание введения к работе, поэтому ниже подробно будут рассмотрены вопросы, освещение которых во введении является обязательным.

Во введении дипломной (курсовой) работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель работы и комплекс задач, подлежащих решению для достижения поставленной цели и раскрытия темы, указываются объект, предмет и методы исследования, основные источники (краткий обзор библиографии).

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть кратким. Достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения.  Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.[5] Об актуальности темы исследования может свидетельствовать ее практическая значимость, то есть когда результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной практике, а также недостаточная разработанность темы в научных исследованиях.

Цель – это конечный результат исследования, решение научной проблемы, то есть то, к чему в итоге автор должен прийти. Определение цели происходит на начальном этапе исследования, и цель, по сути, в течение работы меняется редко, может меняться только ее формулировка. Формулировка цели обычно начинается словами: «разработать», «обосновать», «выявить». [6]

Например, цель исследования в работе на тему «Участие прокурора в гражданском процессе» может быть сформулирована следующим образом: выявить проблемы (пробелы и противоречия) в правовом регулировании института участия прокурора в гражданском процессе и предложить пути их решения.

В приведенном примере для достижения цели исследования могут быть поставлены следующие задачи:

· определить место прокурора в гражданском процессе;

· обобщить и проанализировать законодательство, регулирующее участие прокурора в гражданском судопроизводстве на современном этапе;

· выявить компетенцию органов прокуратуры на всех стадиях гражданского процесса;

· проанализировать сформулированные в научной литературе и получившие реализацию в ГПК РФ предложения, касающиеся изменений правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве.

В соответствии с целью исследования формируется ряд задач. Формулироваться они должны в форме перечисления: изучить, описать, составить, установить, выявить и т.п. Тщательно сформулировав задачи, студент может облегчить себе работу, поскольку описание решения этих задач составляет содержание глав дипломной (курсовой) работы, а формулировки задач – названия глав.

В дипломных исследованиях объект исследования – это то, что исследуется: объект или явление, порождающие проблемную ситуацию. Эта совокупность свойств, связей и отношений, которые существуют независимо от субъекта-исследователя (что в данном случае можно ассоциировать с выражением «объективная реальность»). Объект всегда должен находиться в области данной науки и не выходить за ее пределы.

Предмет формируется (определяется, выявляется) самим исследователем, исходя из накопленных знаний об объекте исследования. Предмет – это то, что в границах научного объекта получает научное объяснение. Это сторона, аспект или точка зрения, с которой автор изучает объект, определяя своего рода границы, в пределах которых изучается объект.

Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное; предмет находится «внутри» объекта и является сосредоточением пристального внимания студента, определяя, конкретизируя тему работы, выявляя главные существенные признаки объекта, исходя из выбранного направления исследования. Объект фиксирует существование явлений, их свойств, связей и законов развития, а предмет определяет границы, в которых изучается данный объект:   что именно в свойствах, связях и законах развития изучаемого объекта будет исследовано в конкретной работе. Например, объект – сложная система, предмет – закономерности ее организации. Объект – стол, предмет – характеристики его устойчивости.[7]

Пример: Тема дипломной работы носит название:  «Участие прокурора в гражданском процессе». Объектом исследования здесь выступают правоотношения, которые складываются между субъектами гражданских процессуальных отношений при рассмотрении и разрешении гражданского дела с участием прокурора. Предметом, определяющим границы объекта исследования, будут нормы права, регулирующие основания и поводы для участия прокурора в гражданском процессе, его процессуальный статус (права, обязанности), а также научные взгляды, идеи и судебная практика.

Успешность выполнения дипломной (курсовой) работы во многом зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в работе цели. Методы научного познания принято делить на общие и специальные (общенаучные и частнонаучные). 

Общие методы научного познания делят на три большие группы:

· методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

· методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

· методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).[8]

Среди частнонаучных методов можно выделить следующие: метод сравнительного правоведения, методы технико-юридического анализа, конкретизации, толкования.

Подробнее о методах исследования, применяемых в работе, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Основная часть дипломной работы может содержать 2-3 главы, каждая из которых делится на 2-3 параграфа (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Параграфы, в свою очередь, могут содержать пункты.  Более дробное деление не рекомендуется.

Основная часть курсовой работы может содержать 2-3 главы, каждая из которых может быть разделена на 2-3 параграфа. Допускается отсутствие параграфов.

Главы в дипломной (курсовой) работе должны быть примерно равными по объему. Каждый параграф завершается краткими выводами, сделанными в результате проведенного исследования.

Выводы должны формулироваться четко и недвусмысленно и основываться на материалах, изложенных в параграфе (пункте). Именно выводы позволяют судить о творческом подходе студента к исследованию темы дипломной (курсовой) работы и степени его самостоятельности.

Обязательной для дипломной и курсовой работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

В заключении дипломной и курсовой работы логически, последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате проведенного исследования, а также (для дипломной работы) предложения по урегулированию теоретических и практических проблем, по совершенствованию действующего законодательства. Поэтому заключение целесообразно начать с краткого описания проблем, которые автор выявил в ходе исследования темы дипломной или курсовой работы. В заключении для дипломной работы далее следует перейти к выводам, обосновывающим необходимость разрешения этих проблем, и в завершении описать предложения по совершенствованию действующего законодательства, позволяющие разрешить проблемы, вскрытые в ходе проведенного исследования. Описание выводов и предложений должно быть кратким и четким, дающим полное представление о содержании выполненного исследования, обоснованности и эффективности предложений по совершенствованию законодательства.

 

 

2.2. Формирование списка использованных источников

 

Список использованных источников структурируется по разделам:

1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы.

2. Специальная литература.

3. Материалы практики.

Первый раздел «Нормативно-правовые акты и другие официальные документы» формируется по юридической силе нормативных актов, а нормативные акты, одинаковые по юридической силе, – в хронологическом порядке (по дате принятия), указываются дата, номер (в скобках – дата последних изменений и дополнений, внесенных в него). При этом Конституция Российской Федерации всегда ставится на первое место. Если используются международно-правовые акты, они следуют за Конституцией Российской Федерации (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

(!) Утратившие юридическую силу нормативные акты помещаются в конце первого раздела с соответствующей отметкой.

Пример: Уголовный кодекс РСФСР от 10.1960 (в ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР. – 1960. –  № 40. – Ст. 591. (Утратил силу).

 Во второй раздел «Специальная литература» помещается опубликованная научная и учебная литература по теме дипломного (курсового)  исследования, а также статьи из журналов, исторические очерки ученых-юристов и т.п., при этом следует иметь в виду:

· выходные данные источников специальной литературы, помещаемых во втором разделе, должны содержать общий объем страниц учебника, комментария, монографии, пособия, рекомендации и т.п., а не конкретные страницы, которые были использованы и которые приводятся только в сноске (сносках) по тексту работы; источники данного раздела формируются в алфавитном порядке;

· в разделе не указывается общий  объем страниц специального источника, взятого из периодической печати (журналов, сборников), а указываются конкретные страницы использованной публикации (ПРИЛОЖЕНИЕ 5);

· в конце списка источников данного раздела помещаются иностранные источники на языке оригинала.

В третьем разделе «Материалы практики» могут быть помещены материалы судебно-следственной практики и материалы практики иных органов и организаций (например, решения по конкретным делам, обзоры, обобщения, анализ статистических данных и т.п.), а также определения судебных коллегий по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ по конкретным делам. Источники данного раздела формируются в алфавитном порядке.

Нумерация списка источников в каждом из разделов формируется в виде: 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. (для первого раздела) 2.1, 2.2, 2.3 и т.д. (для второго раздела) и 3.1, 3.2, 3.3 и т.д. (для третьего раздела) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

(!) Студентам при оформлении списка использованных источников следует обратить внимание на то, что Информационно-поисковые системы КонсультантПлюс (Гарант) не содержат образцы оформления списка источников и не являются официальными источниками опубликования.

В случае, если официальный документ не был опубликован, допускается ссылка на справочные системы КонсультантПлюс (Гарант) как источник.

Пример: Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.10.2009 № 319 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» || Документ опубликован не был // Информационно-поисковая система КонсультантПлюс.

В списке использованных источников должны быть указаны только те материалы, на которые имеется ссылка (сноска) в работе.

В приложения к дипломной (курсовой) работе следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся: промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов. При этом в тексте работы следует обязательно делать отсылку к тому или иному приложению дипломной работы.

Пример: Данный проект разработан в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка на основании законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Мурманской области, являлся совместным российско-норвежским экспериментальным проектом в течение трех лет с момента подписания Контракта, подготовлен на русском и английском языках. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к настоящей дипломной работе).

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ. Каждое приложение должно иметь содержательный, но краткий заголовок. Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами без знака №. Единственное приложение к дипломной (курсовой) работе не нумеруется.

В конце работы приводится список сокращений, использованных в работе (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). 

 

2.3. Написание текста работы

 

К непосредственному написанию дипломной (курсовой) работы можно приступить только после детального (тщательного) изучения избранной темы, нормативного материала,  научной и учебной литературы, материалов правоприменительной практики.

Рекомендуется написание работы начать с первой главы, однако не исключаются и другие варианты. Перед написанием отдельной главы необходимо иметь её детальный план, в котором определяются круг вопросов, подлежащих раскрытию, и их последовательность.

Введение и заключение рекомендуется писать, когда вся работа (основная её часть) уже завершена.

Написание дипломной (курсовой) работы носит творческий характер. Недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов (кроме случаев цитирования). Творческий подход и самостоятельность студента проявляются в умении проанализировать и сопоставить различные точки зрения, в способности найти самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, в умении проанализировать материалы практики и сделать выводы, логически вытекающие из проведенного анализа, сделать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения.

Дипломная (курсовая) работа должна быть написана юридически грамотно, хорошим литературным языком.

Рекомендуется при изложении текста использовать предложения типа: «Автором в работе рассмотрено...», «В дипломной работе излагаются положения...», «Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о необходимости внесения в ст. 252 УК РФ следующих изменений...» и т.д.

(!) Следует избегать таких выражений, как: «Я (мы) рассмотрел(и) положения...», «Я (мы) сделал(и) вывод...», «В моей работе...» и т.п.

При затруднении в написании того или иного слова следует обратиться к словарю русского языка.

Работа должна быть внимательно проверена студентом как минимум трижды:

· первый раз – перед тем, как отдать ее на проверку научному руководителю;

· второй раз – после устранения замечаний научного руководителя;

· третий раз – перед тем, как сдать окончательный  вариант работы на кафедру.

Прежде чем сдать научному руководителю окончательный (чистовой) вариант дипломной (курсовой) работы для подготовки отзыва (рецензии), необходимо проверить работу в целом на предмет орфографических, стилистических, логических ошибок и соответствия оформления работы предъявляемым требованиям. При этом следует иметь в виду, что дипломная работа с отзывом научного руководителя поступает на кафедру после прохождения нормоконтроля на предмет соответствия ее оформления предъявляемым требованиям, о чем делается соответствующая отметка на обороте титульного листа дипломной работы специалистом кафедры. Дипломная работа проходит внутреннее рецензирование и предварительное слушание (предзащиту)[9]  на заседании кафедры, после чего студенту не возвращается. Таким образом, возможность устранения тех или иных ошибок, выявленных при внутреннем рецензировании дипломной работы, исключается, а их наличие может негативно отразиться на оценке дипломной работы Государственной аттестационной комиссией.

Следует иметь в виду, что нарушение календарного графика работы над дипломным исследованием может отрицательно сказаться на качестве дипломной работы и, в отдельных случаях, делает невозможным допуск её к защите. В случае систематического нарушения сроков выполнения дипломного задания отчет студента о ходе выполнения задания может быть заслушан на заседании кафедры.

Если курсовая работа по своему оформлению не отвечает предъявляемым требованиям, она  возвращается студенту для устранения замечаний.[10] В случае неудовлетворительной оценки научным руководителем курсовой работы,  она не допускается к защите.

 

3. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ

 

3.1. Общие положения

 

Дипломная и курсовая работы должны быть не только грамотно написаны, но и правильно оформлены.

     Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС-2000, п. 7.2.2.) выпускная квалификационная работа (дипломная работа) юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц и др. материалов, иллюстрирующих содержание работы. Оптимальный объем выпускной квалификационной (дипломной) работы – 2-2.5 п. л., что составляет 50-60 страниц машинописного текста или  80000-100000 печатных знаков текста, набранного с применением печатных и графических устройств вывода компьютера на одной стороне листа белой бумаги (А4) через 1,5 интервала шрифтом «Times New Roman», размером 14. Параметры полей:  левое –   30 мм,  правое –   10 мм,  верхнее –  20 мм,  нижнее –  20 мм. Переносы в словах по тексту не допускаются.

В целях экономии объема работы допускается набор через 1 интервал раздела «Список использованных источников».

Примеры форматирования текста дипломной (курсовой) работы см. в ПРИЛОЖЕНИИ 9.  

Объем курсовой работы для 1-2 курсов должен составлять 20-25 стр.; начиная с 3 курса – 25-30 стр.;  объем дипломной работы – 50-60 стр. Введение и заключение в курсовой работе составляют по 1,5-2 стр., в дипломной работе они не должны превышать 3 стр.

Каждый структурный элемент работы –  Титульный лист, Содержание, Введение, каждая глава основной части, Заключение, Список использованных источников, Приложения, Список сокращений, используемых в работе, –   начинается с новой страницы.

Страницы нумеруются и обозначаются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту работы. Номер страницы проставляется в середине верхнего поля.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы, однако номер страницы на нем не проставляется. Титульный лист дипломной (курсовой) работы оформляется в соответствии с прилагаемыми образцами (ПРИЛОЖЕНИЯ 3.1 и 3.2).

Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах в виде приложений, также включаются в общую нумерацию.

Дипломное задание подшивается в конце работы, не нумеруется и в Оглавление не включается.

Оглавление работы желательно размещать на одном листе.[11] В этом случае допускается набор текста через 1 интервал, где указываются названия разделов работы и номера соответствующих им листов.

Названия глав и разделов основной части дипломной (курсовой) работы выполняются прописными (т.е. заглавными) буквами, располагаются по центру строки, не подчеркиваются. Слово «глава» не пишется. Точка в конце заголовка не ставится. Каждая глава начинается с новой страницы.

Названия параграфов, пунктов, подпунктов выполняются строчными (т.е. малыми) буквами, располагаются также по центру строки, не подчеркиваются. Точка в конце заголовка не ставится. От предыдущего и последующего текста заголовок пункта (подпункта, параграфа) отделяется одним дополнительным межстрочным полуторным интервалом.

Наименования структурных элементов работы непосредственно в тексте работы и в Содержании (оглавлении) работы должно быть идентичным.

 

3.2. Оформление ссылок

 

Библиографические ссылки, приводимые в работе, должны содержать сведения о книге, статье или ином источнике, цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте дипломной (курсовой) работы.

Библиографические ссылки следует оформлять в виде подстрочных сносок Для связи с текстом рекомендуется делать сноски со сквозной нумерацией в пределах всей дипломной (курсовой) работы в целом[12].

При ссылках на нормативно-правовые акты и другие официальные документы необходимо указывать их полные выходные данные, а именно: вид документа, дату,  номер, полное название документа, дату последней редакции документа, источник публикации нормативного акта.

Примеры:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 с измен. от 18.07.2009) // СЗ РФ. –  1994. –  № 32. –  Ст. 3301.

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 17.07.2009) // СЗ РФ. –  1996.–  № 5. –  Ст. 410.

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2001. –  № 49. – Ст. 4552.

- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 11.11.2003) // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (в ред. от 08.11.2008) // СЗ РФ. – 2006. – № 52 (1 ч.). – Ст. 5496.

- Постановление Конституционного суда РФ от 28.02.2006 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» // Рос. газ. –  2006. –  № 50.

- Решение Высшего Арбитражного суда РФ от 02.03.2006 № 16679/05 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 13.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК РФ от 08.09.2003 № 973» ||   Документ  опубликован не был // Информационно-поисковая система КонсультантПлюс.

(!) При этом следует учесть, что при неоднократном упоминании одного и того же нормативного акта (официального документа) приводить его в виде подстрочной сноски в дальнейшем по тексту работы не нужно. Достаточно лишь упоминания данного документа только в тексте работы (без подстрочной сноски) в сокращенном виде. (Пример: Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются – п. 2 ст. 5 ГК РФ).

(!) В подстрочной сноске должны быть приведены полные выходные данные источника, впервые упоминаемого в тексте работы.

Примеры:

- Лушкин С.А. Ответственность сторон по договору участия в долевом строительстве // Право и экономика. – 2006. –  № 2. – С. 5-11.

- Рыжаков А.П. Книга: Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого и др.): Научно-практ. рук-во. || Документ опубликован не был.  – Режим доступа: http://www.combook.ru/product/2038910/. – 12.11.2009. [13]

- Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. – М.,1950. – С. 255-258.

- Отнюкова Г.Д. Исполнение обязательств  // Российская юстиция. – 1996. – № 4. – С. 22.

- Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации  / Под ред. П.В.Крашенинникова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Изд. Статут, – 2005. –  С. 265-266.

В дальнейшем указание полных выходных данныхэтого же источника необязательно, достаточно его краткое изложение.

Пример:   а) первое упоминание: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. В 2-х кн. Кн. вторая: Договоры о передаче имущества. – М.: Статут. – 2007. – С. 980;  б) в дальнейшем:  Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. – С. 1075.

В ссылке на неопубликованные материалы судебно-следственной практики и материалы иной правоприменительной деятельности  указываются:

полное название дела;  название архива учреждения (предприятия); город, где находится архив; год;  страницы дела.

Примеры:

- Постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2009 № Ф09-4626/08-С6 по делу № А71-8672/2007-Г12 «Исковые требования о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества удовлетворены правомерно, поскольку стоимость спорного объекта недвижимости превышает 25 процентов балансовой стоимости активов общества, то есть договор является крупной сделкой, которая не была одобрена советом директоров общества» || Документ опубликован не был. // Информационно-поисковая система КонсультантПлюс.

- Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.06.2009 № КГ-А40/3552-09 по делу № А40-13739/08-145-201 «Дело по заявлению о признании незаконным отказа уполномоченного органа о предоставлении в собственность земельного участка направлено на новое рассмотрение, так как судом не было достоверно установлено, расположен ли спорный земельный участок на территории какого-либо природного парка» || Документ опубликован не был // Информационно-поисковая система Гарант.

- Уголовное дело по обвинению Иванова И.И. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ / Архив Кировского городского суда. –  Кировск Мурманской области. – 2006. – С. 33-38.

- Протоколы оперативных совещаний Кировского городского суда за 2002 год / Архив Кировского городского суда. – Кировск Мурманской области. – 2006. – С. 45-46.

При ссылках на опубликованные материалы судебной практики указываются их полные выходные данные.

Пример: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Запад­ного округа от 02.11.2000 № А56-9017/00 «О подрядных отношениях в ОАО «Апатит», в которых участвовали  три субъекта: подрядчик, заказчик, инвестор» // Вестник ВАС РФ. –  2000. –  № 12. –  С. 15-16.

Когда в тексте курсовой (дипломной) работы студентом приводится цитата автора из первоисточника, то в подстрочной сноске указываются: автор, наименование источника, издательство, год издания, номер страницы, содержащей приведенную цитату. (Пример: М.К.Треушников в своей работе отмечает: «В судебной практике по гражданским делам встречаются случаи некритического отношения суда к выводам и фактам, содержащимся в заключении эксперта, отсутствия надлежащей оценки этого вида доказательств с учетом совокупности всех других, собранных по делу, преувеличении их доказательственного значения»). [14]

В случаях цитирования не по оригиналу, а по другому источнику делается пометка «Цит. по: …».

В том случае, если источник не цитируется, а только излагается своими словами или упоминается, описание его в подстрочной сноске предваряется пометкой «См.: …». (Пример: См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2 ч. Ч. 2. – М.,1997. – С. 118).

Если в одной сноске приводится несколько источников, то их перечисление в сноске располагается либо по алфавиту, либо по хронологии, либо по важности работ (по юридической силе нормативно-правовых источников), через точку с запятой.

Ссылки на различные источники (в т.ч. законодательные акты, официальные документы), опубликованные не на русском языке, приводятся в дипломной (курсовой) работе на языке оригинала.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. – 1996. –  № 35. –  Ст. 4135.

2. Приказ Министра образования России от 25.03.2003 № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений» // Рос. газ. – 2003. – № 91.

3. Положение об итоговой аттестации выпускников Петрозаводского государственного университета: утверждено ректором ПетрГУ 08.06.2004. – 4 с. || Документ опубликован не был. – Режим доступа: http://www.petrsu.ru/General/documents.html.

4. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособ.  – 7-е изд., доп. – М.: Ось-89,  2005. – 224 с.

5. Неволина Е.М. Написать и защитить диссертацию: Краткий курс для начинающих исследователей. – Челябинск:  Урал-ЛТД, 2001. – 190 с.

6. Ртвеладзе В.В. Методические рекомендации по оформлению рефератов, контрольных и курсовых работ для студентов всех направлений и специальностей. – Апатиты: КФ ПетрГУ, 2006. – 36 с.

7. Шарапова Р.В., Полищук-Молодоженя Т.Р., Власова О.Я. Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите дипломных работ для студентов специальности 021100 «Юриспруденция». – Апатиты: КФ ПетрГУ, 2002. –  34 с.

8.  Шарапова Р.В. Положение о защите курсовых работ по специальности Юриспруденция для студентов всех форм обучения. – Апатиты: КФ ПетрГУ. –  2003. –  13 с.

9. Шарапова Р.В. Положение о предварительном слушании (предварительной защите) дипломных работ студентов-выпускников специальности Юриспруденция (всех форм обучения). – Апатиты: КФ ПетрГУ, 2004. –  8 с.

10. Шарапова Р.В. Имашева С.Б. Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых и дипломных работ для студентов всех форм обучения специальности Юриспруденция / Рецензент Т.Р.Полищук-Молодоженя. – Апатиты: КФ ПетрГУ, 2007. – 48 с.

11. Панкратов Р.И. Кандидатская диссертация. Написание, оформление, защита: Методические рекомендации по подготовке и написанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук / Рецезенты: В.Д.Ермаков, Н.С.Гущина. – М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2001. – 88 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                                                  

                                                               Заведующему кафедрой юриспруденции

                                                               __________________________________

                                                                                    (фамилия, имя, отчество)

                                                               студента __________________________

                                                                          (фамилия, имя, отчество)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

«___» ______________200___ г.

 

Прошу утвердить мне тему дипломной работы _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: