Рассмотрим кратко, используя материалы и [3.3], особенности управления качеством в зарубежной практике на каждом из этапов, характеризующихся определенной моделью деятельности в области качества (рис. 3.1). Достижение качества с помощью инспекции готовой продукции, характерное для производителя 30–40-х г. 20-го столетия, позволяло ему поставлять на рынок продукцию требуемого качества за счет больших издержек на производство и последующую доработку или переработку бракованной продукции. В результате этого стоимость качественной продукции была высока.
Чтобы снизить издержки на переработку некачественной продукции, производитель начинает (40–50-е годы 20-го столетия) направлять свои усилия на обнаружение дефектов будущей продукции в процессе ее изготовления - достижение качества с помощью контроля процессов и статистических методов обработки информации. Это позволило снизить количество дефектов в процессе производства продукции, повысить качество готовой продукции и одновременно снизить ее стоимость сокращением издержек производителя на исправление бракованной продукции.
Получение за счет контроля информации о несоответствии текущих характеристик продукции заданной стандартом позволило производителям проводить оперативное управлениекачеством реализацией корректирующих мероприятий для сглаживания отклонений в рамках действующих технологической системы.
Владея методами контроля и понимая ограниченность корректирующих мероприятий по ликвидации несоответствий, производитель начинает обращать внимание не только на качество процессов изготовления продукции, но и на качество проектирования, как самой продукции, так и процессов изготовления. Основное внимание при проектировании уделялось безотказности, ремонтопригодности, долговечности продукции и производительности процессов ее изготовления. Рост конкурентной борьбы в мировом сообществе (60-е годы) потребовал проводить исследования рынка и поставок материалов и сырья, удовлетворяющих установленным требованиям к качеству продукции. Производитель начинает интересоваться запросами потребителей и качеством продукции своих поставщиков.
Следующий шаг соответствует всему периоду 80-х г. 20-го столетия, когда производитель вынужден заниматься процессами доставки, установкии сервисногообслуживания проданной потребителю продукции. С этого времени в понятие качественной продукции входит не только качественное ее проектирование и производство, но и качество послепродажного обслуживания. Завершением рассматриваемого этапа является создание модели обеспечения качеством продукции по всему ее жизненному циклу.
Следующий этап заключается в развитии теории менеджмента качества. На этом этапе и последующем при освоении TQM основное усилие производителя должно быть направлено в большей степени на предупреждение ошибок, чем на их обнаружение и исправление. Деятельность в области качества, поставленная в зависимость от нужд, пожеланий и требований потребителя, охватывает всю управленческую деятельность производителя, включающую управление человеческими ресурсами, администрирование, логистику (процесс, относящийся к передвижению продукции и снабжению), продвижение продукции (promotion) и т.д. Качество не является больше эксклюзивной сферой деятельности отдела качества, а становится превалирующим требованиям к деятельности всех подразделений организации: каждый сотрудник является ответственным за качество работы организации и выпускаемой продукции. Поставщика организации рассматриваются как партнеры в обеспечении качества.
Основные особенности моделей видов деятельности в области качества, выраженные через изменение целей и развития функций управления, систематизированные по материалам [3.6], приведены в табл. 3.1
Таблица 3.1.
Принципы, цели и функции управления качеством по этапам развития
Модели управления качеством | Принцип и цель управления качеством | Функции управления в области качества | |||
Мотивация | Обучение | Взаимоотношение с потребителями | Взаимоотношение с поставщиками | ||
Контроль (система Тейлора) | Качество продукции как соответствие стандартам | Штрафы | Профессиональное | Приемочный контроль готовой продукции | Входной контроль поставляемой продукции |
Статистическое управление качеством –SQC (оперативное управление) | Качество как соответствие стандарта, стабильность процессов и снижение издержек | Материальное стимулирование | Обучение статистическим методам | Статистический приемочный контроль | Входной контроль, инспекция и сертификат на продукцию |
Всеобщее (комплексное) управление качеством (TQC) | Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям | Стремление к внедрению TQC | Обучение TQC | Приемочный контроль, инспекция, аудит потребителя | Входной контроль, инспекция и сертификат на продукцию |
Менеджмент качества (QM) | Качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и работников за счет качества и оптимизации деятельности | Стремление к тотальному менеджменту качества | Всеобщее обучение TQM и ISO 9000 | Сертификат на систему ISO 9000 и аудит потребителя | Сотрудничество, сертификат на систему ISO 9000, оценка поставщиков |
Тотальный менеджмент качества (TQM) | Качество как удовлетворение требований заинтересованных сторон за счет качества управления фирмой | Стремление к тотальному менеджменту качества | Всеобщее обучение TQM, ISO 9000 и ISO 14000 | Взаимодействие и сертификат ISO 9000 и ISO 14000 | Взаимодействие и сертификат ISO 9000 и ISO 14000 |