Преобразования во внешнеэкономической сфере шли в России в направлении ее либерализации. Суть осуществленных мероприятий состояла в отказе от государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и переходе к системе их регулирования с помощью преимущественно экономических методов, в устранении существовавших ранее запретов и ограничений, препятствовавших свободному ведению хозяйствующими субъектами страны экспортно-импортных и валютных операций с зарубежными партнерами.
Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности России с начала 90-х гг. происходило в сложных и порой противоречивых внутренних и внешних условиях. С одной стороны, наряду с перестройкой базовых основ внешнеэкономической деятельности в результате рыночных реформ и либерализации сильное воздействие на состояние и тенденции развития внешней торговли оказал pразразившийся в России системный экономический кризис. Спад производства, деградация технически прогрессивных отраслей промышленности, свертывание платежеспособного инвестиционного и потребительского спроса на внутреннем рынке во многом определяли динамику, структуру и географические направления экспортно-импортных потоков. С другой стороны, «шоковый» переход к внешнеэкономической открытости резко усилил влияние мирохозяйственной конъюнктуры как на внешнюю торговлю, так и на экономику страны целом. Изменения, происходящие в мировой экономике и на международных рынках, стали одним из ведущих факторов, формирующих объемные и ценовые параметры российской внешней торговли.
В итоге и само развитие внешней торговли, и ее воздействие на отечественную экономику приобрели противоречивый характер.
Формирование системы государственного регулирования внешнеторговой деятельностью России осуществлялось по следующим направлениям:
• ликвидация монополии на внешнюю торговлю;
• расширение числа участников внешнеторговой деятельности;
• регулирование экспорта и импорта, ставок таможенного тарифа и курса рубля, а также организации внутреннего валютного рынка, что предоставляет хозяйствующим субъектам свободный доступ к валютным ресурсам;
• уменьшение роли государства в финансировании внешнеторговых операций, вовлечение в сферу расчетно-кредитного обслуживания экспорта и импорта в рублях и в иностранной валюте значительного числа коммерческих банков.
Основным итогом перевода внешнеэкономического комплекса страны на рыночные рельсы стала почти полная ликвидация системы прямого административного регулирования внешнеторговых операций в России и ее замена системой государственного контроля за их осуществлением.
Поворот России к политике открытости в отношении мирового хозяйства был и остается необходимым и обоснованным. Иначе, как подтверждает опыт многих стран, невозможно освоить достижения мирового научно-технического прогресса, научиться управлять рыночными процессами, осуществить качественные изменения в национальной экономике, создать эффективное и конкурентоспособное производство, равноправно включенное в систему мирохозяйственных связей.
Два основных направления торговой политики
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Протекционизм — политика использования ограничений, направленная на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нем иностранной конкуренции и создания более благоприятных условий для отечественных предприятий.
Свободная торговля (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил — спроса и предложения. Политика свободной торговли почти всегда проводится как часть общей политики формирования и развития открытой экономики и мер по расширению доступа отечественных товаров на зарубежные рынки в рамках многосторонних или двусторонних усилий по либерализации международной торговли.
Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свободная торговля, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону. В 50-60-е гг. для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х гг. проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это сельское хозяйство, текстиль, одежда и сталь. В торговле развитых Стран с развивающимися — экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - товары традиционного экспорта.
Роль Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в регулировании внешней торговли России