Острая ревматическая лихорадка

НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНАЯ ДИСТОНИЯ В ПРАКТИКЕ УЧАСТКОВОГО ТЕРАПЕВТА

 

Учебно-методическая разработка для студентов по поликлинической терапии

 

                                                             V курс

 

 

    Автор: к.м.н., доцент Е.Е.Линкевич  

 

ГОМЕЛЬ, 2012 г.

 


   Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Ответы на вопросы темы. VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Тестовый контроль.

 


I. Актуальность темы

   Термин НЦД предложил Н.Н. Савицкий в 1963 году, подразумевая под этим нарушение функции центрального нервного аппарата, регулирующего и координирующего деятельность отдельных звеньев сердечно-сосудистой системы. Ее также называют функциональным расстройством сердечно-сосудистой системы, неврозом сердца, вегето-сосудистой дистонией и т.п.

 

II. Цель занятия

   Научить студентов диагностике и лечению соматоформной вегетативной дисфункции.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Современные представления об этиологии и патогенез СВД.

2. Клинические, лабораторные и инструментальные признаки СВД, ее классификацию.

3. Основы лечения больных СВД.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Ставить диагноз СВД и формулировать его в соответствии с современной классификацией.

2. Интерпретировать данные объективного осмотра, электрокардиографии, функциональных и фармакологических ЭКГ- проб.

3. Назначить план обследования больного с СВД.

4. Проводить дифференцированную терапию и диспансеризацию больного СВД.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

1. Перкуссия, пальпация, аускультация сердца.

2. Исследование пульса.

3. Измерение артериального давления.

4. Техника расшифровки ЭКГ.

5. Методика проведения функциональных и фармакологических ЭКГ-проб.

6. Интерпретация данных ЭКГ, ЭХО-КГ.

7. Составление программы обследования больного с СВД.

8. Назначение лечения больному с СВД.

 

III. Разделы, изученные ранее и необходимые

 для данного занятия (базисные знания)

1. Анатомо-физиологические особенности строения системы макро- и микроциркуляции.

2. Возможные причины развития нарушения регуляции ССС.

3. Выписать препараты для лечения СВД.

4. Повторить основы физикальной и инструментальной диагностики заболеваний сердца.

 

IV. Рекомендуемая литература по теме занятия

 

ОСНОВНАЯ:

1. Внутренние болезни под ред. Комарова Ф.И., М.: Медицина, 1990 г.

2. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни, М.: Медицина, 1994 г.

3. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов, том 3, Минск: Выш. Школа, Витебск: Белмедкнига, 1996 г.

4. Клинические протоколы диагностики и лечения больных при оказании 

амбулаторно-поликлинической помощи.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Болезни сердца и сосудов. Руководство для врачей в 4-х томах. Под ред. Чазова Е.И.. М.: Медицина. 1992-93 г.

2. Маколкин В.И., Абокумов С.А. нейроциркуляторная дистония в терапевтической практике. М.: Медицина. 1985 г.

 

V. Вопросы для самоподготовки:

1. Классификация, клиника, диагностика и дифференциальная диагностика ревматизма.

2. Лечение, противорецидивная терапия, профилактика острой и повторной ревматической лихорадки.

3. Диагностика, тактика ведения больных с приобретенными клапанными пороками сердца на фоне хронической ревматической болезни сердца.

  1. Реабилитация, диспансеризация, медико-социальная экспертиза больных ревматизмом.
  2. Соматоформная вегетативная дисфункция, определение, этиопатогенез.
  3. Нейроциркуляторная дистония: определение, классификация, клиническая характеристика, формулировка диагноза, дифференциальная диагностика.
  4. Методы исследования, проведение специальных проб, дифференциальная диагностика при нейроциркуляторной дистонии.
  5.  Лечение нейро-циркуляторной дистонии, оказание неотложной помощи при вагоинсулярном и симпато-адреналовом кризах.
  6. Временная нетрудоспособность, диспансеризация, профилактика при нейроциркуляторной дистонии.

Дидактические средства для организации

самостоятельной работы студентов:

 

· Амбулаторные карты больных с СВД

· результаты лабораторных анализов, ЭКГ, велоэргометрии, фармакологических ЭКГ-проб

· набор учебных таблиц

· ситуационные задачи

 

 

VI. Ответы на вопросы темы

ОСТРАЯ РЕВМАТИЧЕСКАЯ ЛИХОРАДКА

 

Клинические варианты:

Острая ревматическая лихорадка (ОРЛ) - постинфекционное осложнение тонзиллита (ангины) или фарингита, вызванных b-гемолитическим стрептококком группы А (БГСА), в виде системного воспалительного заболевания соединительной ткани с преимущественной локализацией в сердечно-сосудистой системе (кардит), суставах (мигрирующий полиартрит), мозге (хорея) и коже (кольцевидная эритема, ревматические узелки), развивающегося у предрасположенных лиц, главным образом молодого возраста (7-15 лет), в связи с аутоиммунным ответом организма на антигены стрептококка и их перекрестной реактивностью со схожими аутоантигенами перечисленных поражаемых тканей человека (феномен молекулярной мимикрии).

Повторная ревматическая лихорадка (ПРЛ) – повторный ревматический эпизод ОРЛ, но не рецидив первого (проявляется преимущественно кардитом, реже – кардитом с полиартритом, редко - хорея)

Хроническая ревматическая болезнь сердца (ХРБС) – заболевание сердца, возникающее после ОРЛ, характеризующееся стойким поражением сердечных клапанов в виде поствоспалительного краевого фиброза клапанных створок или сформированного порока сердца (недостаточность и/или стеноз).

ОРЛ – это первая острая атака ревматизма, имеющая свои особенности в детском и подростковом возрасте. Исход и прогноз заболевания зависит от того, как быстро поставлен ребенку диагноз и начато корректное лечение.

По данным ВОЗ (1999) распространенность ревматической лихорадки среди детей в различных регионах мира составила 0,3-18,6 на 1000 школьников. В Мире ежегодно заболевает 500тыс чел, из 300тыс которых исход – формирование порока сердца. Ревматические пороки сердца до сих пор являются основной причиной инвалидности среди лиц молодого возраста.

В Российской Федерации и в РБ первичная заболеваемость ОРЛ составляет от 0,2 до 0,6 на 1000 детского населения, 2 на 100тыс всего населения. ХРБС – 9,7 на 100тыс.

Преимущественный возраст поражаемых 7-15 лет.

Чаще болеют женщины 2-2,5:1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: