Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющие свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.
Государственный орган - это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.
Принципиальное различие органа государства от различных общественных организаций и объединений в том, что орган государства представляет собой организацию власти, он наделяется властно-принудительными полномочиями для осуществления своих функций, имеет свою сферу, область занятий, которую именуют предметом ведения.
Признаки государственного органа состоят в том, что он:
- представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
- все органы государства образуются в законодательном порядке, то есть на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию;
- наделён властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;
- органы государства тесно взаимодействуют между собой.
Компетенция государственного органа - это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за органом, а также его юридические обязанности. Кроме того, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.
Иерархия государственных органов предусматривает подотчетность и подконтрольность одних органов другим.
Существует несколько классификаций государственных органов:
1. По порядку их создания и характеру выполняемых ими задач (в соответствии с принципом разделения властей):
а) представительные (законодательные) (Государственная Дума, Совет народных депутатов и т. п.);
б) исполнительные (Министерство образования и науки, Правительство Воронежской области и т.п.);
в) судебные (Верховный суд РФ, Воронежский областной суд и т.д.);
г) контрольно-надзорные органы (Прокуратура РФ, прокурор Воронежской области);
2. По сроку полномочий:
а) временные - создаются для достижения краткосрочных целей (Учредительное собрание, Временное правительство);
б) постоянные - создаются без ограничения срока полномочий (Правительство РФ, император России);
3. По месту в иерархии государственных органов:
а) высшие или федеральные (Государственная Дума РФ, Президент РФ);
б) орган субъектов государства (Правительство Москвы, Воронежская областная дума);
в) местные (Муниципальный совет, Администрация городского округа);
4. По порядку осуществления компетенции:
а) коллегиальные - совместно принимающие властные решения (Совет Федерации РФ, Верховный суд РФ);
б) единоначальные - орган, в составе которого одно должностное лицо, в компетенцию которого входит право принятия самостоятельно властного решения (Председатель Правительства РФ, губернатор, генеральный прокурор).
5. По порядку формирования:
а) первичные - непосредственно избираются населением (Президент РФ, Воронежская областная Дума);
б) производные - формируются первичными органами (посол России во Франции, губернатор, Министерство здравоохранения и социального развития);
в) наследственные (монарх).
6. По правовым формам деятельности:
а) правотворческие (парламент);
б) правоприменительные (налоговая инспекция);
в) правоохранительные (районный отдел внутренних дел, городская прокуратура).
7. По характеру компетенции:
а) орган общей компетенции - имеют широкий круг вопросов, относящихся к предмету ведения (Президент, Правительство);
б) органы специальной компетенции - полномочия ограничены определенной сферой (МВД).