Основания классификации норм права:
1 по отраслям права выделяются нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.
2 по функциям: регулятивные нормы и охранительные. На основе этой классификации была предложена ныне популярная двухэлементная структура нормы права: регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные- из диспозиции и санкции.
3 по характеру закрепленных в нормах правил поведения: 1) обязывающие (предписывающие) устанавливают обязанность совершать определенные положительные действии
2) запрещающие- запрещают совершить определенные действия 3) упрамвомочивающие- предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов
4 по степени определенности элементов нормы: абсолютно определенные- это нормы,которые с абсолютной точностью определяют гипотезу, диспозицию и санкцию(например, при принятии Федеральным собранием конституционного закона Президент обязан его подписать и не имеет права наложить на него вето); относительно определенные- определяют обычно санкцию, а иногда и иные элементы нормы не абсолютно, а указанием на минимальный и максимальный предел какого-либо из признаков, характеризующих элемент нормы (напр. Убийство по общей норме наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет) альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов в описании их гипотезы, диспозиции или санкции(напр. Убийство при отягчающих обстоятельствах наказывается альтернативно лишением свободы на срок до 20 лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью)
|
|
5по логическому объему нормы бывают общие и отраслевые. Общая норма всегда логически охватывает отраслевую. При конкуренции общей и отраслевой номы применяется отраслевая. Например норма об убийстве- общая,норма об убийстве в состоянии афферкта- отраслевая
ДОПИСАТЬ
Способы изложения норм права в нормативных правовых актах
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может: все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов. По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: 1) прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, - это, в частности, ст. 139 "Нарушение неприкосновенности жилища"); 3) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Федеральный закон "Об оружии") от 13 декабря 1996 г.
|
|
Понятие правотворчества.
Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.
Правотворчество характеризуется тем, что: оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность; основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.
К принципам правотворчества относят: научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность, оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной