1)Теория естественного права (Локк, Руссо, Монтескье). Кроме позитивного права, которое создаётся государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения (право на жизнь, свободное развитие, труд и т.п.).
2)Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта). Право-выражение духа народа, народного правового убеждения, формирующегося подобно языку, постепенно, независимо от гос-ва. Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а вправе лишь фиксировать то, что сложилось в виде норм.
3)Нормативистская теория (Кельзен, Штаммлер). Полный отрыв от гос-ва: гос-во есть лишь результат действия норм права, "централизованный правопорядок"; право-иерархия норм во главе с "основной нормой", а внизу –индивидуальные акты, судебные решения, конкретные сделки; признание принципа законности.
4)Марксистская теория права (Маркс, Ленин). Право есть возведённая в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни общества.
|
|
5)Психологическая теория права (Мэрилл, Петражицкий). Существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях, и официальное право – совокупность норм.
6)Социологическая теория права (Эрлих, Муромцев, Паунд). Право-система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое право.
Основные черты нормативистского, социологического и филосовского подходов к пониманию права.
Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.
Основные идеи данного учения заключаются в следующем:
1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;
2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
|
|
Достоинства:
верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;
нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Недостатки:
представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;
признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.