1. На титульном листе должны быть обозначены:
■ название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
■ фамилия, имя, отчество автора;
■ название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
■ название города;
■ год разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
■ сути рассматриваемых вопросов;
■ предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, педагогам дополнительного образования, руководителям структурных подразделений, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам-организаторам и т.д.);
■ источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
■ возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
■ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
■ определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам …; составить алгоритм подготовки и проведения мероприятия и т.п.);
■ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным дисциплинам; может способствовать повышению мотивации обучаемых и т.п.);
■ обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
■ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
■ дать советы по решению:
- организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
- финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
- кадровому обеспечению (требования к экспертам);
■ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
■ предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
■ планы проведения конкретных дел, мероприятий;
■ тестовые задания;
■ методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
■ примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
■ методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
■ схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
■ примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
. Требования к составлению методической разработки
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе дополнительного образования детей), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе-составителе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
№ 19.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ.
Термин «коррекция» буквально означает исправление. Под понятием «психокоррекция», по мнению А.А.Осиповой, в нашей стране, чаще всего подразумевается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств7 психологического воздействия. Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
По мнению Р.С.Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем:
психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных расстройств личности;
психокоррекция – это совокупность психологических приемов, используемых практикующим психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.
По мнению Ю.Е.Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психокоррекция» во многих странах мира, кроме России отсутсвует, а существует понятие «психотерапия», так как принципы работы, осуществляемые профессиональными психологами и психотерапевтами в мировой практике весьма схожи.
В связи с выше изложенным, в настоящее время вопрос о разделении двух сфер психологической помощи – психокоррекции и психотерапии, является дискуссионным. Ведь, как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.
Таким образом, психокоррекцией и психотерапией может заниматься специалист, который соответствует определенным требованиям:
Психолог, психотерапевт, имеющий фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов психокоррекционного и психотерапевтического воздействия.
При осуществлении психокоррекционного процесса психолог может работать самостоятельно с человеком условно здоровым физически и психическим, у которого в жизни возникли проблемы психологического либо поведенческого характера и он в силу сложившихся обстоятельств не может решить проблему самостоятельно. В случае, когда за помощью к психологу обращается человек, страдающий различного вида соматическими или психическими заболеваниями, аномалиями психических и поведенческих процессов, психологическая помощь осуществляется – патопсихологом, дефектологом, нейропсихологом, психоневрологом, психиатром - в зависимости от возраста, предъявляемых жалоб и запроса. Психокоррекционные мероприятия в данном случае, будут направлены на расширение здоровой части личности.
Методов психокоррекционных воздействий существует большое множество. Выбор формы, метода, способа работы для специалиста опирается на сочетании множества факторов:
o возраст (этапы детского и подросткового возраста, взрослые, пожилые люди);
o индивидуальные и специфические особенности особенности личности (интелект и его сохранность, уровень образования, тип личности);
o наличие либо отсутсвиясоматического и /или психического заботевания;
o материально-экономический аспект;
o социальные и семейные ресурсы;
o религиозная принадлежность;
o ориентированность на запрос и пр.
Это далеко не все факторы, которые учитывает специалист, но выше изложенное приводит к пониманию клиентцентрированности, выбор методов коррекции буде зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения.
Основные методы и методики, используемые в психокоррекционной практике в детском и подростковом, условно можно объединить на 5 основных групп:
o метод игровой терапии,
o методы арттерапии,
o методы поведенческой терапии,
o методы социальной терапии (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.).
o метод замещающего онтогенеза
В психореррекционной практике при работе со взрослыми, выделяют 3 основных направления:
o психодинамическое направление – коррекционное воздействие в классическом психоанализе З.Фрейда.
o гуманистическое направление - индивидуальнаяпсихокоррекцияА.Адлера; клиент-центрированный подход К.Роджерса; экзистенциальное направление, гештальт подход Ф.Перлза.
o когнитивно - поведенческое направление – классическое оперантноеобуславливание; (РЭТ) рационально- эмотивный подход; когнитивный подход А.Бекка; диалектический поведенческий подход (DBT) М.М.Линехан.
Предлагаю более подробно рассмотреть 5 основых групп ПК в работе с детьми: