Становление СП как науки. История СП

Оглавление.

 

№ 1. Специальная психология как наука. Объект, предмет, задачи, методы............................................. 2

№ 2. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского....................................................................... 6

№ 3. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компесации......................................................... 9

№ 4. Основные принципы компенсации нарушенных функций................................................................ 14

№ 5. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка............................ 18

№ 6. Общие и специфические закономерности развития детей с отклонениями в развитии................. 20

№ 7. Проявления общих закономерностей психического развития у различных категорий детей с отклонениями в развитии.............................................................................................................................................. 23

№ 8. Специфические закономерности развития детей с отклонениями в развитии (по Лубовскому).... 25

№ 9. Психологические параметры дизонтогенеза..................................................................................... 29

№ 10. Варианты дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.............................................................................. 35

№ 11. Психологическая коррекция и компенсация нарушенных функций.............................................. 38

№ 12. Особенности психического развития слепых и слабовидящих детей............................................ 41

№ 13. Особенности формирования предметных представлений у незрячих и слабовидящих детей..... 48

№ 14. Специфика пространственной ориентации незрячих и слабовидящих детей................................ 51

№ 15. Особенности эмоционально-волевой сферы незрячих и слабовидящих детей............................. 54

№ 16. Специфика сенсорного развития неслышаших детей..................................................................... 55

№ 17. Особенности внимания и памяти детей с нарушениями слуха...................................................... 57

№ 18. Особенности речевого развития детей с нарушением слуха......................................................... 59

№ 19. Особенности развития речи у неслышащих и слабослышащих детей.......................................... 61

№ 20. Специфика развития мышления неслышаших детей..................................................................... 65

№ 21. ЗПР как специфический вид дизонтогенеза..................................................................................... 70

№ 22. Систематика детей с ЗПР.................................................................................................................. 74

№ 23. Дифференциальная диагностика ЗПР и УО..................................................................................... 77

№ 24. Готовность к школе ребенка с ЗПР.................................................................................................. 81

№ 25. Умственная отсталость, как тип отклоняющегося развития.......................................................... 88

№ 26. Причины УО и ее основные формы................................................................................................. 92

№ 27. Основные признаки умственной отсталости. Степени УО............................................................. 96

№ 28. Особенности развития речи умственно отсталых детей.............................................................. 102

№ 29. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития умственно отсталых детей.      106

№ 30. Особенности развития мышления умственно отсталых детей..................................................... 108

№ 31. Специфические закономерности развития умственно отсталых детей....................................... 112

№ 32. Особенности психического развития детей с ОНР....................................................................... 115

№ 33. Особенности психического развития детей с заиканием.............................................................. 118

№ 34. Особенности психического развития детей с ДЦП....................................................................... 120

№ 35. Особенности психического развития детей с аутизмом............................................................... 123

№ 36. Психология девиантного поведения.............................................................................................. 127

№ 37. Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Пути коррекции..................... 130

№ 38. Психическое развитие ребенка в условиях социальной депривации........................................... 133

№ 39. Этиология и виды сложных нарушений психического развития.................................................. 135

№ 40. Соотношение понятий:................................................................................................................... 138

№ 41. Психологическая абилитация и социальная адаптация детей с проблемами в развитии........... 143

№ 42. Организация и содержание психокоррекционной пработы с детьми с нарушениями поведения. 144

№ 43. Организация и содержание работы психолога специального дошкольного учреждения........... 147

№ 44. Организация и содержание работы психолога специальной школы............................................ 150

Список используемой литературы........................................................................................................... 153

 


№ 1. Специальная психология как наука. Объект, предмет, задачи, методы.

 


Становление СП как науки. История СП.

История любой науки никогда не начинается с пустого места или чистого листа; всегда существует некая предыстория. Научная психология уходит своими корнями в так называемую обыденную, житейскую психологию. Люди с подобными нарушениями жили в человеческом сообществе всегда и не могли не обращать на себя внимания окружающих.

Впервые попытка дать рациональное объяснение природы различных отклонений в психическом развитии была предпринята в рамках медицины. Характер этого объяснения и способов лечения напрямую зависел от развития естествознания и, прежде всего, от представлений о строении и функциях нервной системы и их связи с психикой. Большинство из них сегодня выглядят более чем наивно, но для нас важнее другое: появление научных исследований знаменует собой иной способ получения знания путем систематического наблюдения и эксперимента, а также причинно-рационального способа трактовки добытых фактов.

По существу, первые научные, в строгом смысле этого слова, представления начали формироваться в процессе систематического обучения и воспитания детей с нарушениями в раз витии. Подобная система стала складываться в Европе в ХVIII столетии под влиянием гуманистических и просветительских идей. Не последнюю роль в этом процессе сыграла популярность сенсуалистических теорий, подчеркивавших исключительную роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Немаловажно отметить и достижения медицины того времени. Достаточно указать в качестве примера на весьма знаменательный факт отграничения умственной отсталости как стойкого состояния недоразвития от психических заболеваний, впервые проведенное французским психиатром Ж. Эскиролем.

Формированию специальной психологии в качестве самостоятельной дисциплины во многом способствовало развитие экспериментальной психологии во второй половине ХIХ века. Уже к 90-м годам начали формироваться прикладные отрасли психологии.

В начале ХХ века клинический аспект в специальной психологии явно доминировал. И это не случайно, если учесть, что первыми специалистами в этой только что народившейся области были врачи, и, прежде всего, психоневрологи. Интересно отметить, что в конце ХIХ — начале ХХ века предметы специальной и медицинской психологии часто не разделялись, Та и другая дисциплины распространенно обозначались термином «патологическая психология», которая не менее часто путалась с психопатологией.

Бурное развитие специальной психологии в дореволюционный период России, в становлении которой помимо упомянутых ученых принимали самое непосредственное участие такие признанные лидеры психологической науки, как П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, Г. И. Россолимо, А. Ф. Лазурский, Г. И. Залкинд, А. М. Шуберт, Н. А. Рыбаков, А. П. Нечаев, Г. И. Челпанов, М. О. Гуревич, П. П. Соколов, М. Я. Басов и др., было серьезно приостановлено до середины 20-х годов в связи со сложной политико-экономической ситуацией, сложившейся в результате революции, гражданской войны, массового голода и разрухи.

Особое место в истории становления специальной психологии по праву принадлежит Л. С. Выготскому. Он придал специальной психологии характер сформированной науки с собственным предметом, методами, задачами и системой объяснительных принципов. Еще раз подчеркнем, что Л. С. Выготский не основал специальную психологию (как это часто утверждается), а способствовал ее окончательному оформлению и превращению в самостоятельную научную область.

Со временем трансформации подвергается и предмет разных разделов специальной психологии. Помимо внутренней модификации традиционных отраслей специальной психологии (тифло-, сурдо - и олигофренопсихологии) можно наблюдать формирование ее новых направлений, таких как психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с патологией опорно-двигательного аппарата. Закладываются основы логопсихологии, психологии детей, выросших в условиях материнской депривации, реабилитационной психологии.

Современная специальная психология представляет собой сложно дифференцированную и динамично развивающуюся отрасль психологической науки. Кроме того, по уровню практической востребованности специальная психология на современном этапе является одним из лидеров среди прочих прикладных направлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: