Коллектив как социально-психологический феномен

Понятие "коллектив" (и его производные: "коллективизм", "коллективистическое самоопределение" и т.д.) было идеологически популярным в советский период времени. Л. С. Выготский в своих работах отмечал, что "социальная коллективность" заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ее члена и отвечает за реализацию полноценного развития личности. В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом.

Под коллективом понималась максимально сплоченная группа, объединенная общностью благородной и социально прогрессивной цели и сознательностью устремлений. Соответственно, коллективизмом называли особое качество личности в социалистическом обществе, противоположное конформизму и нонконформизму, характерным для общества капиталистического.

Понятие "коллективность" часто употребляется как эквивалентное понятие "совместная деятельность". Ю. В. Платонов поясняет, что "совместность раскрывает форму организации деятельности, а коллективность является специфическим качеством, психологической характеристикой".

Коллективность – субъектный результат совместной деятельности в группе, который характеризует отношение ее членов к различным сторонам деятельности (трудовой, учебной, игровой и пр.).

Ю. П. Платонов выделяет девять социально-психологических показателей, характеризующих коллективность.

1. Инициативность характеризует преодоление членами коллектива определенных нормативных ограничений, неизбежных в любом виде деятельности; по своей сути близка к инновационной деятельности.

2. Заинтересованность в делах позволяет определить степень мотивирования членов коллектива в совместной деятельности, способствует реализации индивидуальных интересов при достижении целей совместной деятельности.

3. Дисциплинированность проявляется через отношения членов коллектива к нормативным ограничениям, целесообразности и справедливости требований правопорядка, к соблюдению правопорядка как ценности.

4. Ответственность раскрывается через совпадение интересов, возникающих в процессе коллективного трудового взаимодействия за результаты совместного труда.

5. Добросовестность обнаруживает соответствие реального поведения и деятельности членов коллектива в отношении к функционально-ролевым обязанностям, нормативным предписаниям, которые существуют в виде коллективных традиций, обычаев, групповых норм.

6. Требовательность выявляет степень активности принятия членами коллектива ценностно-нормативных предписаний, направленных на решение трудовых и социальных задач организации.

7. Бережливость и экономичность показывают единство социальной и хозяйственной сторон деятельности организации, проявляются опосредованно через отношения персонала к процессу и результатам своего труда и являются показателями его экономической воспитанности.

8. Критичность характеризует отношение к недостаткам у членов коллектива и способствует коррекции отклонений, возникающих как в организации трудовой деятельности, так и в межличностных отношениях.

9. Соревновательная активность определяет возможность каждого члена коллектива реализовывать себя в труде, проявлять самостоятельность, сравнивать свои результаты с результатами аналогичной деятельности других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: