Выпускная квалификационная работа
Стратегии чтения научной литературы в структуре учебной мотивации студентов-психологов
Обучающейся 2 курса магистратуры
по направлению «Психологическое консультирование»
очной формы обучения
Абрамовой Полины Дмитриевны
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии профессиональной деятельности
Проект Юлия Львовна
Рецензент:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи
Бортникова Елена Геннадиевна
Санкт-Петербург
2017
Оглавление.
Введение
ГЛАВА 1.Теоретический анализ проблемы мотивации обучения у студентов-психологов
1.1. Понятие профессиональной подготовки
1.2. Мотивация обучения студентов-психологов
1.3. Чтение как феномен
ГЛАВА 2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
ГЛАВА 3
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение.
Актуальность:
Современная система образования уже со школьной скамьи предлагает молодёжи так называемый вариант «самообразования». Основные положения и примеры в рамках, какой бы то ни было, теории предоставляются студентам преподавателями в стенах ВУЗа, однако более полное раскрытие и углубление познаний ложится на плечи самого обучающегося.
|
|
Учитывая осовременивание процесса образования, а так же небывалый ежегодный технический прогресс, легко предположить, что большинство студентов в библиотеках бывают крайне редко, а некоторые не ходят в них вовсе. Сейчас куда удобнее пользоваться интернет-поисковиками для выполнения разного рода заданий, проектов, подготовки к экзаменам и прочее.
Отношение к литературе (как художественной, так и научной) в молодёжной среде стало исследоваться не так давно, однако данное направление является крайне перспективным в условиях XXI века. Сегодня необходимо знать: откуда студенты берут ту или иную информацию, которой они дополняют полученные в стенах ВУЗа знания; как они относятся к библиотекам; какими ресурсами пользуются, для поиска научной литературы.
Проводимое в рамках разработки темы диссертационное исследование должно помочь осветить вопросы, поставленные выше, собрать доступную научную библиотеку на базе института, а так же с возможной разработкой эффективных психолого-педагогических технологий, направленных на помощь студентам в образовательной, практической и научно-исследовательской деятельности.
Цель: выявлениестратегий чтения научной литературы студентами-психологами для разработки метода психологической помощи в становлении у них профессионально важных качеств с помощью прочтения специально подобранных научных материалов.
|
|
Задачи:
1. изучение выбора научной литературы студентами-психологами в процессе их профессионального становления.
2. подбор диагностического материаладля проведения эмпирического исследования.
3. разработка теоретико-практической программы для развития профессиональной и психологической готовности студентов-психологов к дальнейшей профессиональной деятельности.
4. создание теоретико-методологической базы, к которой смогут обращаться студенты во время обучения.
Объект: структура учебной мотивации студентов-психологов.
Предмет: стратегии чтения научной литературы.
Гипотеза:
Выборка: студенты Института психологии, обучающиеся на кафедрах психологии человека и психологии профессиональной деятельности на I – IVкурсах.
Проблематика исследования:
· В массе исследований о влиянии художественной литературы на становление личности человека количество исследований, затрагивающих непосредственно научную литературу и её влияние на личность студента, в общем, и формирование профессионально важных качеств для его будущей деятельности [психолог/педагог-психолог/педагог], в частности, крайне мало.
Теоретико-методологическая база:
·
Методики:
· «Мотивация и мотивы учебной деятельности» Т.И. Ильина
· «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реан, В.А. Якунин
· Опросник «Профессиональная идентичность студентов» Н.М. Фомина
· Авторская анкета «Читательские стратегии в научной литературе»
Методы обработки:
·
ГЛАВА 1. Общая характеристика учебной мотивации студентов-психологов через чтение научной литературы в контексте подготовки к профессиональной деятельности
Понятие профессиональной подготовки.
В условиях частого реформирования высшего образованияи обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда особую актуальность приобретает проблема формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. (морозова)
Современный этап развития общества предъявляет к работе профессионалов и высших учебных заведений, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Система подготовки специалистов в масштабах страны определяется спецификой конкретной профессиональной области. Однако связь между вузами и сферой деятельности их выпускников не всегда надежна. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется еще немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в вузе, одну из главных ролей играет наличие у молодого специалиста готовности к профессиональной деятельности.
Необходимость подготовки профессиональных психологов обусловлена растущей потребностью общества продуктивно решать проблемы в сферах образования, производства, управления, бизнеса и других областях повседневной жизни. Закономерно возрастают и требования к качеству подготовки специалистов.
Сегодня новая схема образовательного процесса основывается на идее, что и преподаватели, и студенты должны являться активными её «субъектами», то есть носителями знаний. Однако не все студенты готовы к роли «субъекта» учебной деятельности, что ставит перед преподавателем первоочередную задачу: «научить учиться» вчерашних школьников и только потом двигаться дальше, раскрывая многогранность и особенности работы психолога[1].
В тоже время в системе обучения психологических кадров еще недостаточно учитываются объективные тенденции личностно-профессионального становления будущего психолога в разнообразных условиях жизнедеятельности. Многие начинающие специалисты на себе почувствовали потребность не столько в «функциональной грамотности», несомненно, важной и нужной, сколько в сформированности «творчески значимых личностных качеств», преобразующих необходимые знания и опыт психологической деятельности в индивидуально-творческий стиль и мастерство. Исходя из этого, возникла необходимость в разработке новых эффективных практикоориентированных моделей обучения психологов, целью которых является не только формирование знаний умений и навыков на более высоком качественном уровне, но и профессионально-личностное развитие будущих специалистов.
|
|
«Профессиональная подготовка – совместная деятельность преподавателя и студента, направленная на формирование системы профессиоанальных знаний, умений и навыков студентов, развитие творческой индивидуальности, профессионально значимых качеств и свойств личности» (Виноградова Мария Аполлинарьевна, Смирнова Светлана Андреевна, с. 43)
Сегодня в рамках преобразования Российской образовательной системы и перехода к четвёртому образовательному стандарту обучения повышенное внимание уделяется комплексу полученных во время обучения в ВУЗе компетенций выпускника (компетентностный подход). Однако, рассматривая компетентность как уровень развития личности, профессиональную грамотность, навыки, познания, опыт и т.д. нельзя забывать об одной из наиболее важных составляющих профессиональной компетентности – о психологической готовности к деятельности [1].
В одной из своих работ Л. Ю. Субботина, проводя анализ различных научных подходов о проблеме психологической и профессиональной готовности, выделяет следующие её базовые составляющие: психологическую и деятельную. Рассматривая проблему психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, она отмечает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, социально-перцептивный, организационно-личностиный и когнитивно-оценочный [4].
|
|
Одним из первых у студента-психолога в процессе обучения закладывается социально-перцептивный компонент, включающий в себя развитие таких профессиональных качеств, как: психомоторные, интеллектуальные и эмоционально-волевые. Так же при становлении данного компонента необходимо развитие внимания (повышение распределяемости; большой объём; направленность на понимание чувств клиента), восприятия (должно быть активным, так как психологу при работе необходимо быстро сформировывать образ предмета проблемы), памяти (должна быть долговременной и произвольной; необходимо развитие зрительной и слуховой памяти), мышления (быстрота, абстрактность восприятия, образность) и навыков переработки информации (анализ и синтез полученной от клиента информации; умение обобщать) [4].
Не менее важным компонентом в развитии психологической готовности является организационно-личностный, включающий следующие профессионально важные для психолога качества: высокий профессионализм; желание и умение понимать людей, разбираться в их личностных и психологических особенностях; быстрая и своевременная ориентация в любой жизненной ситуации и т.д. [4]
Формирование адекватного образа профессии у студента во время обучения относится к развитию когнитивно-оценочного компонента. С его помощью студент учится разделять полученные в ВУЗе знания, определять и вырабатывать в себе профессионально важные качества на их основе, формировать отношение к учебному процессу в целом [4].
Эмоционально-волевой сфере в развитии психологической готовности отводится отдельная роль, так как профессия психолога связана с эмоционально-напряжёнными ситуациями и порой требует серьёзных волевых усилий. Помимо высокой рефлексивности, способности к эмпатии, тактичности и дипломатичности психолог должен обладать: высокой социальной адаптивностью, стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, высоким уровнем психологического здоровья, устойчивостью к неопределённым ситуациям и т.д. [4]
мотивационно-ценностный. В последние несколько лет наблюдается тенденция повышения интереса к профессии, вследствие чего данная область активно разрабатывается. На сегодняшний день ведущий мотив у большинства выпускников психологических факультетов – «быть социально значимым» – быть полезным для людей и осуществлять помогающую деятельность, приводящую к позитивным результатам [4].
В связи с этим возникают очень непростые вопросы: 1) как лучше формировать у студентов готовность быть «субъектами учебно-профессиональной деятельности»? 2) как работать в группах студентов, среди которых кто-то все-таки готов выступить в роли подлинных «субъектов», а кто-то вообще не желает занять активную позицию (ему проще оставаться «потребителем» знаний, как его приучили к этому в школе, где он был «отличником» или даже «медалистом»). Уже в вузовском (и университетском) образовании студент должен проявлять готовность к самоизменению и саморазвитию применительно к освоению научного метода познания. [Пряжников]