1 Цель занятия студент должен знать, как рассматривается проблема человека в истории философии – философии древнего мира (микрокосмос), Средневековья (образ и подобие Бога), Нового времени (как биологическое или как социальное существо), XX-XXI века как животное (Фрейд) и как биопсихосоциокультурное существо. Знать, как соотносятся биологическое и социальное в человеке; знать, что такое жизнь и смерть смысл жизни эвтаназия и суицид.
2 Задачи обучения:: студент должен уметь проанализировать постановку проблемы человека в истории философии, соотношение биопсихического и социокультурного в человеке. Должен уметь раскрыть проблему жизни и смерти, смысла жизни, эвтаназии и суицида в духовном опыте человечества.
Организационный момент -3 минут ы
Опрос студентов -35 минут
Решение тестовых заданий – 9 минут
Подведение итогов занятия – 3 минуты
3. Основные вопросы темы:
1. Проблема человека в философии древнего мира Средневековья, Нового времени и в XX-XXI веках.
2. Социальное и биологическое в человеке.
3. Проблема жизни и смерти в истории философии. Постановка проблемы жизни, смысла жизни и смерти в экзистенциальной философии (Хайдеггер, Сартр, Камю).
4. Эвтаназия и суицид: прошлое и настоящее.
Литература
1. Введение в философию. М 1990 г. часть 2
2. Спиркин А.Г. основы философии. М 2000 г.
3. Философия, изд. Ростов н/д 2001 г.
4. Мир философии. Часть 2 с 8-9, 17-19,21,27,33,71,91,127.
Контроль
1. Как менялась трактовка человека в истории философии?
2. Что значит, что человек есть биопсихосоциокультурное существо?
3. Что такое жизнь и смерть в трактовке экзистенциальной философии?
4. В чем смысл жизни по Л.Толстому?
5. Как стоит проблема эвтаназии в современной биоэтике?
6. Что такое суицид?
7. Используются тесты по всей теме.
Тема: Основы философской антропологии.
1
Концептуальные представления о человеке содержатся в:
1. Культурной антропологии.
2. Физической антропологии.
3. Этнографии.
4. Философской антропологии.
5. Этнологии.
2
Какое положение является философским:
1. Человек и его поведение определяются биологическими законами.
2. Поведение человека полностью определено его генотипом.
3. Человек – это социальное существо, биологические особенности не влияют на поведение человека.
4. Сознательное и подсознательное в человеке находятся в динамическом равновесии.
5. Человек - социальное существо, но его поведение зависит от биологических факторов.
3
Философский подход к человеку предполагает:
1. Измерение его роста и объёма.
2. Описание его внешнего вида.
3. Анализ его поведения.
4. Излечение от болезней.
5. Выявление его сущности.
4
Наиболее точное определение антропосоциогенеза:
1. Человек - существо политическое.
2. Специфика человека связана с функциями языка.
3. Человек - существо индивидуальное.
4. Человек - существо общественное.
5. Человек - существо производящее.
5
Центральный фактор антропосоциогенеза, по марксизму:
1. Праворукость.
2. Инстинкты.
3. Цвет кожи.
4. Труд.
5. Прямохождение.
6
В типологии антропологических учений М. Шелера отсутствует доктрина:
1. Теория декаданса.
2. Антично-греческая.
3. Арабо-мусульманская.
4. Концепция сверхчеловека.
5. Европейско-христианская.
7
Идея превосходства человека, сотворённого и одухотворённого Богом, над природой:
1. Нового времени.
2. Новейшего времени.
3. Эпохи Возрождения.
4. Античная.
5. Христианская.
8
Воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной:
Антропогенез.
Антропология.
Антропоморфизм.
Антропоцентризм.
Амфиболия.
9
Философ, характеризовавший человека как «мыслящий тростник»:
1. Б. Спиноза.
2. Д. Локк.
3. Платон.
4. Б. Паскаль.
5. Д. Юм.
10
Человека как «совокупность всех общественных отношений» определял:
И. Кант.
Сократ.
Ф. Энгельс.
К. Маркс.
Л. Фейербах.
11
По мысли Ж.-П. Сартра, человек – это:
1. Сверхчеловек.
2. Богочеловек.
3. Будущее человека.
4. Человекобог.
5. Абстрактный человек.
12
Философ, провозгласивший: «Скоро исчезнет человек…»:
1. С. Кьеркегор.
2. М. Хайдеггер.
3. А. Шопенгауэр.
4. М. Фуко.
5. Ф. Ницше.
13
Направление, объектом которого является человек:
Дуализм.
Позитивизм.
Идеализм.
Экзистенциализм.
Материализм.
14
«Вечный» философский вопрос:
Что означает глобализация.
В чём смысл жизни человека.
Роль культуры в жизни общества.
Что такое индивид.
Экологические проблемы.
15
Концепция смысла жизни, с позиции утилитаризма:
1. Цель жизни оправдывает любые средства её достижения.
2. Жизнь - это страдание.
3. Жить, значит из всего извлекать пользу.
4. Жить, значит наслаждаться.
5. Жизнь - это самопожертвование, альтруизм во имя служения долга.
16
Сущность человека проявляется:
1. В материальности.
2. В обладании ценностями.
3. В обладании властью.
4. В индивидуальности.
5. В социальности.
17
Марксистское понимание сущности человека:
1. Социально-трудовое.
2. Теологическое.
3. Биологизаторское.
4. Идеально-духовное.
5. Космо-планетарное.
18
В современной науке утвердилось мнение о природе человека:
1. Психологической.
2. Социальной.
3. Биологической.
4. Биосоциальной.
5. Физической.
19
Понятие, обозначающее уникальность и неповторимость человека:
Личность.
Особа.
Персона.
Индивидуальность.
Индивид.
20
Поиск индивидуальности – особенная черта философии:
1. Конвенционализма.
2. Жизни.
3. Ренессанса.
4. Рационализма.
5. Конформизма.
21
Учение, в котором превозносится достоинство человека:
1. Археология.
2. Антропология.
3. Иррациональное.
4. Антропософия.
5. Гуманизм.
22
Понятие «гендер» означает:
Связь с генетикой.
Проблему превосходства мужчин.
Социальное различие полов.
Область бизнеса.
Проблему дискриминации женщин.
23
Философская наука, изучающая ценности, есть:
1. Эпистемология.
Аксиология.
3. Онтология.
4. Антропология.
5. Гносеология.
24
«Аксиология» в переводе с греческого языка означает:
1. Практика
2. Бытие.
3. Ценности.
4. Знание.
5. Бог.
25
Термин «аксиология» впервые был использован:
1. М. Вебером.
2. М. Шелером.
3. В. Виндельбандом.
4. Г. Риккертом.
5. Э. фон Гартманом.
26
Аксиология как специальная отрасль философского знания выделилась в:
1. Античной философии.
2. Философии XX века.
3. Философии Нового времени.
4. Философии Средних веков.
5. Философии XIX века.
27
Категория «Ценность» - это: