1
Дилемма «наук о природе» и «наук о духе»:
1 Неотомизм.
2 Неоплатонизм.
3 Неопозитивизм.
4 Неокантианство.
5 Неогегельянство.
2
Основная проблема неопозитивизма:
1. Исследование языка научного познания.
2. Исследование проблем сознания.
3. Исследование общества и природы.
4. Исследование проблем личности.
5. Исследование природы человека.
3
К какому направлению относится «критический рационализм» К. Поппера:
1 Неопрагматизм.
2 Постмодернизм.
3 Постпозитивизм.
4 Неофрейдизм.
5 Постструктурализм.
4
Принцип, подлежащий опытной проверке на истинность:
1 Математический принцип.
2 Принцип верификации.
3 Методологический принцип.
4 Принцип фальсификации.
5 Мировоззренческий принцип.
5
Термин «демаркация» в философии Карла Поппера означает:
1 Отделение материалистических задач от логических.
2 Отделение реальных фактов от вымышленных.
3 Отделение научного знания от ненаучного.
4 Отделение религиозной веры от нерелигиозной.
5 Отделение этических от эстетических характеристик.
|
|
6
Представитель философии науки, автор концепции «научной парадигмы»:
1 М. Шлик.
2 К. Поппер.
3 Р. Карнап.
4 Т. Кун.
5 Б. Рассел.
7
Научно-исследовательская программа И. Лакатоса:
1. Из жёсткого ядра и защитного пояса.
2. Из жёсткого ядра и негативной эвристики.
3. Из жёсткого ядра и гипотезы.
4. Из жёсткого ядра и теории.
5. Из жёсткого ядра и практики.
8
Автор «теории компенсации»:
1 К. Ясперс.
2 А. Камю.
3 З. Фрейд.
4 А. Адлер.
5 Э. Фромм.
9
Архетип, согласно К. Юнгу, является:
1 Бессознательным.
2 Сверхличностным бессознательным.
3 Мировым бессознательным.
4 Коллективным бессознательным.
5 Личностным бессознательным.
10
Разум, будучи благословеньем человека, является одновременно и его проклятием - это постулат:
1. Й. Хейзинги.
2. Ф. Ницше.
3. М. Шелера.
4.Э. Фромма.
5. Х. Ортега-и-Гассета.
11
Предмет философской герменевтики:
1 Логика.
2 Всеобщие законы бытия.
3 Текст.
4 Самоорганизация.
5 Техника.
12
Круг понимания в герменевтике включает:
1. Пред-рассудки, пред-историю сознания.
2. Правильное воззрение.
3.Пред-усмотрение, пред-решение, пред-взятие.
4. Медитацию, вглядывание вовнутрь.
5. Правильную решимость.
13
Понятие «интенциональность сознания» впервые применяется в:
1 Феноменологии.
2 Лингвистической философии.
3 Прагматизме.
4 Экзистенциализме.
5 Неотомизме.
14
Творец метода феноменологической редукции:
1 О. Конт.
2 Г. Коген.
3 З. Фрейд.
4 П. Наторп.
5 Э. Гуссерль.
15
Философы – представители структурализма:
1 Б. Рассел, М. Шлик, Л. Витгенштейн.
2 К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан.
3 Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс.
|
|
4 Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийар.
5 Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер.
16
Автор выражения «Язык – это дом бытия»:
1 Будда.
2 Сартр.
3 Аристотель.
4 Хайдеггер.
5 Конфуций.
17
Автор произведения «Бытие и время»:
1 К. Ясперс.
2 Г.О. Марсель.
3А. Камю.
4 М. Хайдеггер.
5 Ж.-П. Сартр.
18
Для Хайдеггера, «чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего» - это:
1 Экзистенциализм.
2 Неотомизм.
3 Прагматизм.
4 Сайентизм.
5 Технологический детерминизм.
19
Автор произведения «Экзистенциализм – это гуманизм»:
1 Ф. Ницше.
2 А. Камю.
3 Ж.-П. Сартр.
4 Г. Марсель.
5 В. Франкл.
20
Согласно Ж.-П. Сартру, свобода для человека - это:
1. Завоевание цивилизации.
2. Неизбежное тяжкое бремя.
3. Великое счастье.
4. Свобода творчества.
5. Недостижимая мечта.
21
Автор эссе «Миф о Сизифе»:
1 Ж.-П. Сартр.
2 Г. Марсель.
3 А. Камю.
4 В. Франкл.
5. Ф. Ницше.
22
Характерные понятия экзистенциализма:
1. Интроспекция, индукция, дедукция.
2.Существование, абсурд, трагизм.
3. Опредмечивание, распредмечивание.
4. Всеединство, соборность, духовность.
5. Масса, скорость, плотность.
23
«Тревога», «заброшенность», «отчаяние» - термины:
1 Аналитической философии.
2 Феноменологии.
3 Постмодернизма.
4 Структурализма.
5 Экзистенциализма.
24
Учение о «пограничной ситуации» обозначено в философии:
1 Иррационализма.
2 Идеализма.
3 Атеизма.
4 Экзистенциализма.
5 Материализма.
25
Мыслитель-гуманист XX в., обосновавший концепцию «благоговения» перед жизнью:
1. Швейцер.
2. Печчеи.
3. Ганди.
4. Хайдеггер.
5. Ясперс.
26
Радиальная составляющая мира по Тейяру де Шардену:
1 Физическая энергия.
2 Психическая энергия.
3 Энергия ядра атома.
4 Гравитация.
5 Магнетизм.
27
О. Шпенглер пришёл к выводу, что цивилизация:
1 Синоним культуры.
2 Деградация, упадок культуры.
3 Становление новых элементов культуры.
4 Высший уровень культуры.
5. Вообще не сравнивал её с культурой.
28
Автором какой философско-исторической концепции является Тойнби:
1. «Осевого времени».
2. «Пассионарного толчка» как условия появления этноса.
3. Развития цивилизаций через Вызовы и Ответы.
4. Всемирной истории как единого духовного процесса.
5. Истории как практической деятельности человека.
29
По К. Ясперсу является универсальным условием человеческого бытия:
1 Бытие.
2 Трансценденция.
3 Сознание.
4 Экзистенция человека.
5 Коммуникация.
30
Создатель игровой концепции культурогенеза:
1.З. Фрейд.
2.А. Тойнби.
3.И. Хейзинга.
4.Э. Кассирер.
5.К. Маркс.
31
Аналитическая философия подвергла анализу:
1 Мысль.
2 Веру.
3 Интуицию.
4 Язык.
5 Чувства.
32
Структуру гуманитарного знания с позиции постструктурализма подробно исследовал:
1. Хайдеггер.
2. Фуко.
3. Фромм.
4. Гуссерль.
5. Леви-Стросс.
33
Постмодернизм представлен в таком направлении, как:
1 Буддизм.
2 Конфуцианство.
3 Экзистенциализм.
4 Постструктурализм.
5 Позитивизм.
34
Фрагментация, неопределённость, дискретность, рассеивание и др. - основные черты:
1. Постмодернизма.
2. Неокантианства.
3. Неопозитивизма.
4. Постпозитивизма.
5. Структурализма.
35
Автор «деконструкции»:
1 Бодрийар.
2 Делёз.
3 Кун.
4 Деррида.
5 Лиотар.
Тема № 11
Философия бытия
1 Цель занятия Студент должен знать, что бытие есть центральная категория философии, которая по- разному понимается на разных этапах истории. Студент должен знать три смысла бытия (существование, жизнь и смерти, единство мира), четыре формы бытия (вещей, сознания человека, общество). Надо знать, что бытие вещей, мира раскрывается через категорию материя и формы её существования (движение, пространство, время).
2 Задачи обучения: студент должен уметь раскрыть содержание категории бытия, начиная с Парменида и до наших дней – материалистическое, идеалистическое, целостное понимания бытия. Студент должен уметь анализировать 3 смысла бытия 4 формы (каждую форму раскрывать на 1 и 2 уровнях). Должен уметь показать, что есть материя, движение, пространство и время, каково их значение для духовно- практической деятельности человека.
|
|
Организационный момент -3 минут ы
Опрос студентов -35 минут
Решение тестовых заданий – 9 минут
Подведение итогов занятия – 3 минуты
3. Основные вопросы темы:
1) Онтология: что такое бытие, в чем его смысл. Проблема бытия в истории философии.
2) Основные формы бытия: бытие вещей мира, его уровни; бытие сознания, его уровни: бытие человека, его уровни; бытие общества, его уровни.
3) Материя как философская категория, развитие представлении о материи в истории философии. Современное представление о строении материи. Уровни организации материи.
4) Движение как атрибут материи, его черты. Многообразие форм движения материи. Механизациям и витализм.
5) Пространство и время как атрибуты материи. Естественно – научный и философски подходы к пространству и времени. Классическая физика Ньютона и Эйнштейна.
6) Конечное и бесконечное в трактовке материи и её атрибутов.
Литература
2. Введение в философию М 1990 г.ч 2.
3. Спиркин А.Г. Основы философии М 2000 г.
4. Философский энциклопедический словарь М 1998 г.
5. Слова “бытие ”, “материя”, “Т.О.Эйнштейна”.
5. Контроль 1) Что такое онтология, что такое бытие?
2. 3 смысла бытия?
3. Какие формы бытия существуют?
4. Как понимали материю в древней Греции, в XVIII веке, в XX веке?
5. Какие формы движения существуют?
6. В чем смысл теории относительности А. Эйнштейн?
7. Использование тестов по всей теме.