Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Какой алфавит лежит в основе кириллицы?

2. Чем отличается современный русский алфавит от кириллицы?

3. Что обозначают буквы русского алфавита?

4. Какой принцип лежит в основе русской графики?

5. Какие буквы в русском алфавите многозначные, какие – однозначные?

 

52. Как обозначена на письме мягкость согласных фонем в следующих словах:

нес, лютый, столько, тюль, жили, любящий, счищу, раньше, лишь, чаща, лещ?

 

53. Как обозначена на письме твердость согласных фонем в следующих словах:

мода, банка, выброс, томный, ракетка, крот, широко, ожег, ожог, брошюра, шажок, цып-цып, цирк, чугун?

54. Определите значения букв е, ё, ю, я, и в данных словах и сгруппируйте слова в зависимости от значений букв.

Голубая, меня, поехать, чьи-то, сияют, копье, юрта, полет, ладья, его, ее, еловый, съешь, синий.

55. Почему А. А. Реформатский в классическом учебнике «Введение в языковедение» называет букву ьъ) «предупредительный» знак. О чем предупреждают эти буквы?

56. Определите, какую функцию в данных словах выполняет буква ь.

Цезарь, моль, ночь, тушь, чью-то, угольки, льется, вставьте, отрежьте, сберечь, ходить, коньяк, свиньи, съешь, ложь.

 

57. Выполните графический анализ выделенных слов.

Жаворонки никогда не садятся на высокие деревья, избегают густых темных лесов. От берегов теплого моря до таежных лесов живут жаворонки. Над широкой степью, над полями и лугами почти все лето слышны их радостные песни. В прошлые времена в весенний праздничный день матери наши пекли в русских печах слепленных из теста жаворонков. Хорошо помню, как вынимала мать из печи подрумяненных тестяных «жаворонков» (И. С. Соколов-Микитов).

 

Русская орфография

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Из каких разделов состоит русская орфография?

2. Назовите принципы, лежащие в основе правил каждого из разделов орфографии.

3. Что такое орфограмма?

 

58. Назовите раздел орфографии, в который входит каждое из следующих правил:

- правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением,

- правописание приставок,

- правописание сложных наречий,

- правописание окончаний имен прилагательных.

 

59. Сгруппируйте следующие правила по разделам. Заполните таблицу.

 

Передача буквами фонемного состава слова Слитные, раздельные и дефисные написания
Правописание безударных гласных в корне, не проверяемых ударением Дефисное написание наречий    
Употребление прописных и строчных букв Графические сокращения
Правописание астрономических названий   Точечные сокращения

 

1. Употребление Ь и Ъ

2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов

3. Правописание гласных после шипящих и Ц

4. Правописание суффиксов наречий

5. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

5. Правописание Ы и И после приставок

6. Правописание Н и НН в причастиях

7. Раздельное написание частиц

8. Правописание личных окончаний глагола

9. Правописание падежных окончаний имен существительных

10. Правописание названий орденов, медалей, знаков отличия

11. Правописание суффиксов имен прилагательных

12. Правописание НЕ с наречиями

13. Правописание НИ

14. Правила сокращения единиц измерения

15. Слитное написание наречий

16. Правописание названий государств

17. Правописание НЕ с местоимениями.

 

60. Вставьте, если необходимо, пропущенные буквы в следующих словах, объясните написание, определите принцип орфографии, лежащий в основе правила написания.

Ут…пический, ед…ница, изв…яние, изморо…ь, диссиден…, гран…, аген…ство, ф…нтастика, фан…тизм, зар…сли, си…метрия, к…мпания;

…доба, бе…вкусица, сверх…зысканный, раз…грать, в..езд, в…юга, настеж…, роскош…, убереч…;

ш…пот, ш…рох, ш…в, реч…нка, сгущ…нка, стосвеч…вый, перч…ный, стаж…р, танц…р, плавц…м, китайц…м, ц…трусовый, ц…плячий, лисиц…, эрудиц….я;

пр…небрежительный, пр…следование, пр…митивный, вр…ссыпную, по…датливый, п…ддакивать, н…доело, на…пись, о…делка;

на речк…, в домишк…, в галере…, в округ…, в син…ю чашку;

апельсин…вый, направ…, слев…, сначал…, досух….

 

61. Выделите в тексте все орфограммы и укажите, какой принцип определяет каждое написание.

Огромные белые, как снег, птицы прилетают каждый год. Они прибывают из Гренландии и других полярных областей. Сентябрь – свидетель того, как они появляются с севера: сначала в осенних сумерках слышатся крики птиц, извещающие об их возвращении в эти края, потом показываются одиночки, летящие впереди мигрирующей массы, затем обособленные группы, и вот, словно разлив вод, над землей снежным вихрем кружится вся стая. Эти птицы, большие снежные гуси, размножаются в Арктике, а зиму проводят в широких открытых проливах и бухтах восточного побережья США (По Г. Бестону).

 

62. Перечислите правила орфографии, изучаемые в начальной школе (см. учебники русского языка 2, 3, 4 кл.). Укажите, какие принципы орфографии лежат в основе каждого из них. Заполните таблицу.

Правило Класс Принцип орфографии

 

63. Одно из произведений В. Шукшина называется «Раскас» - в соответствии с тем, как пишет это слово малограмотный человек. Какие принципы орфографии лежат в основе такого написания и в основе написания «рассказ»?

 

64. Выполните орфографический анализ выделенных слов.

Некоторое время дрожащий багряный диск раскаленного за день солнца сопровождал нас с левой стороны, а потом свалился за высокую гору, возникшую внезапно, когда заросшая тропинка круто вильнула в очередной раз… Тишину возмущал только осторожный шаг коней да почти неуловимый ток мелких ручьев, там и сям пересекавших неезженую тропу (А. Уткин).

 

65. Выполните фонетический, фонематический, графический, орфографический анализы выделенных слов.

Из множества звуков земли, пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья самый веселый и радостный звук – песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригорке образовались первые темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости – жаворонки. Столбом понимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне (И. С. Соколов-Микитов).

Орфоэпия

66. Распределите слова в три столбика: 1) в ударном слоге произносится [э]; 2) в ударном слоге произносится [о]; 3) слова, допускающие орфоэпические варианты.

Атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, головешка, гололедица, гренадер, дебелый, желоб, желчь, жердочка, жернов, житие, забытье, запечатленный, истекший, коленопреклоненный, маневр, маркер, местоименный, многоженец, никчемный, обыденщина, одновременный, околесица, опека, оседлость, перышко, преемник, приемник, принесший, сметка, сметливый, стартер, хлестче, шерстка.

67. Внесите данные слова в таблицу.

Твердые согласные перед «е» Мягкие согласные перед «е» Вариантное произношение
     

 

Агрессор, адекватный, академия, антенна, бактерия, бандероль, бижутерия, бизнес, брудершафт, брюнет, бутерброд, газель, галантерея, галифе, гангстер, гротеск, дебаты, девальвация, деградация, дезинфекция, декан, декольте, демисезонный, демонтаж, депрессия, детектив, детектор, дефис, идентичный, интеграл, интервал, интервенция, компьютер, конгресс, корректный, лазер, либретто, лотерея, менеджер, музей, нонсенс, Одесса, патент, претензия, прогресс, продюсер, ревю, рейд, рейс, реле, рельс, свитер, синтез, тезис, темп, тенор, тент, терапевт, термин, термос, террор, фланель, цистерна, шинель, экспресс, энергия.

68. В данных предложениях укажите и устраните недочеты, связанные с неудачной звуковой организацией письменного высказывания.

1. Ты стоял в вагоне, а я в агонии. 2. – Очень жаль! – жестоко ответил Жан. 3. Тут, знаете ли, или историческая достоверность, или очереди в кассу. 3. Вот такие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. 4. Никакая река так не глубока, как Ока. 5. На борьбу с листожором вышли все во главе со стажером.

69. Какие языковые средства использованы авторами для речевой и / или социальной характеристики персонажей?

1. – А Ванька с Катькой – в кабаке… - У ей керенки сесть в чулке! (Бл.). 2. – Так. Допустим. Собака – это ладно. А вот змея укусит?... Идее они были, доктора-то, раньше? Не было. А бабка, бывало, пошепчет – и как рукой сымет. А вить она институтов не кончала (Шукш.). 3. Да вышло по-матушкиному. Уперлась: три, говорит, поколения ЭНТЕЛЕГЕНЦЫИ в роду было, не допущу прерывать ТРОДИЦЫЮ (Т. Н. Толстая «Кысь»).

70. Прочитайте. Укажите слова, произношение которых: а) опирается на фонетические законы русского языка; б) требует знания орфоэпических норм.

Афера, бесчисленный, блеклый, брюзжать, бухгалтер, веснушчатый, втайне, де-факто, жжет, зоосад, извозчичий, когти, купейный, монтировать, нарочно, оазис, пионер, подскакивать, разжать, расчет, тенденция, чеснок, языки, яичница.

 

71. Затранскрибируйте. Как проявляются такие требования современной орфоэпической нормы, которые называются «литературное аканье» и «литературное иканье»?

Бежать, вязать, горизонт, жара, желудевый, лошадей, ортодонт, посвящать, пояснить, рязанский, цена, шагомер, шаровой, язык.

 

72. Сделайте выбор: [чн] или [шн]?

Арочный, бессрочный, булочная, вечно, взяточник, горчичный, двоечник, двуручный, единичный, Ильинична, лавочник, лоточник, мелочность, молочник, нарочно, пересылочный, пустячный, убыточный, шапочный, порядочный, конечно, конечный.

73. Произведите орфоэпический анализ предложений.

1. Это и со мной случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день все играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно… (Од.). 2. Гербовый пакет готов был лопнуть с досады и лопнул бы, наверное, если бы в это самое время почтальон не вытащил его из сумки и не передал раззолоченному швейцару (Уш.). 3. Когда пальму вытащили из оранжереи, на отрезе оставшегося пня валялись размозженные пилою, истерзанные стебельки и листья (Гарш.). 4. Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов (М. Г.). 5. Барсук не очень-то умный, но жизни порядочной, аккуратной; нору роет на солнечной стороне, обложит ее мохом и листьями, а вверх трубы проделает, для чистого воздуха… (Форш.). 6. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время – и хлебца напросишься (Т.).

7. – Признайся, что тебе завидно

Смотреть на мой высокий столь полет?

- Завидно? Право, нет (Кр.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: