Какие признаки фонемы Н.С.Трубецкой считал релевантными? нерелевантными?

В чем заключается основная функция фонемы?

Фонемы выполняют следующие функции:

  • дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фоне­тического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включа­ете себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смысл оразличительную) функции
  • перцептивная функция - функция доведения зву­ков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способ­ствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем
  • сигнификативная функция — смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка — морфем и слов.
  • делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфе­мами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сиг­налами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельству­ют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.

Как устанавливается фонемный состав языка? Что такое минимальная пара?

Какие варианты фонем называются свободными?

Какие признаки фонемы Н.С.Трубецкой считал релевантными? нерелевантными?

1. Интегральные и дифференциальные признаки фонем.

Трубецкой рассматривал классификационные признаки фонем с точки зрения их фонологического содержания. На примере фонемы /k/, в которой фонологически релевантными будут: 1. Образование полной смычки (в противоположность /ch/). 2. Закрытие доступа в полость носа (/ng/). 3. Напряжение мышц языка при одновременном расслаблении мышц гортани (/g/). 4. Участие спинки языка (/t/, /p/).

Все признаки фонемы Трубецкой делит на релевантные и иррелевантные. Релевантными он считает лишь привативные оппозиции: наличие признака (маркированность), отсутствие признака (немаркированность).

Если фонема противопоставлена всем другим фонемам, то, по Щербе, «каждая фонема определяется прежде всего, тем, что отличает ее от других фонем того же языка. Благодаря этому все фонемы каждого данного языка образуют единую систему противоположностей, где каждый член определяется серией различных противоположений как отдельных фонем, так и их групп».

Теорию признаков Трубецкого подверг критике Бернштейн, так как она противоречит фактам, наблюдаемым в практике общения. Так неназальность /g/ (нерелевантный признак, по Трубецкому) имеет значение для восприятия слова «год».

Различение релевантных признаков как существенных, а иррелевантных (интегральных) как несущественных неприемлемо при обучении иностранному произношению. Если сказать русскому учащемуся, что признак глухости для немецкой фонемы /sch/ не имеет существенного значения, то он может считать позволительным звонкое её произношение. Что не допустимо с точки зрения немецкой произносительной нормы.

Теория релевантных признаков получила дальнейшее развитие в трудах Якобсона и Халле. Они назвали эти признаки дифференциальными, так как их функция – различение значимых языковых единиц. Они исходят из того, что эти признаки являются первичными по отношению к фонеме, так как именно они позволяют фонеме быть различительной единицей, поэтому и сама фонема – пучок дифференциальных признаков.

Кузнецов: Лишь определив фонемы данного языка (на основании противопоставления их в составе различных значимых единиц в тождественных фонетических условиях), их фонетическое поведение в различных фонетических условиях и условиях противопоставления и непротивопоставления различных фонем, мы сможем из всей массы экспериментально установленных признаков отобрать те, которые для данного языка являются дифференциальными.


30. Назовите дистинктивные и недистинктивные признаки гласных и согласных фонем в английском и русском языках.
31. Какие типы фонологических оппозиций вам известны?

В книге Н. С. Трубецкого «Основы фонологии» описывается несколько принципов классификации оппозиций. Наибольшую известность получила классификация, связанная с характером участвующих в противопоставлении дистинктивных признаков:

  • Привативные оппозиции — такие оппозиции, в которых один из членов обладает указанным свойством, а другой — нет. Примером может судить противопоставление по звонкости/глухости: звонкому согласному присуща вибрация голосовых связок, а глухому — нет. Член привативной оппозиции, которому присуще наличие признака, называется маркированным (тот, у которого признак отсутствует, соответственно, немаркированным);
  • Эквивалентные оппозиции — такие оппозиции, в которых оба значения дистинктивного признака логически равноправны, ни одно из них не является простым отрицанием другого. Типичный пример эквивалентной оппозиции — противопоставление разных локальных рядов (место образования согласных);
  • Градуальные оппозиции — такие оппозиции, члены которых различаются степень проявления какого-либо признака. Таковы, например, противопоставления по подъёму у гласных или оппозиция кратких, полудолгих и долгих гласных.

Во многих направлениях фонологии существует тенденция использовать только привативные оппозиции: два других типа соответственно представляются как появляющиеся в результате взаимодействия нескольких бинарных привативных противопоставлений см., например, #Порождающая фонология. Понятие маркированности сыграло очень большую роль в развитии структурализма (не только в лингвистике) и остается в центре многих теоретических дискуссий.

Кроме того, Трубецкой проводил классификацию фонологических оппозиций и по другим критериям: например, одномерные и многомерные (по числу участвующих в противопоставлении признаков).


32. В чем заключаются различные точки зрения на фонему?
33. В чем состоит различие между гласными и согласными?

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. В числе основных различий этих двух категорий звуков как минимум нужно назвать:

Положение органов речи. При гласных речевой канал открыт, так что выходящая струя не встречает на своем пути препятствий. При согласных на пути выдыхаемой воздушной струи всегда образуется в определенном месте речевого канала преграда той или иной формы (ср: [а-а-а, о-о-о], с одной стороны, и [п,т,к] – с другой стороны).

Различие в напряженности органов речи. При образовании гласных наблюдается разлитое напряжение всего произносительного аппарата. При образовании согласных напряжение имеет место только в определенной точке речевого канала: иными словами, гласные характеризуются нелокализованной (несфокусированной) артикуляцией, согласные – локализованной (сфокусированной) артикуляцией.

Разницу в подаваемой из легких воздушной струе: при гласных она совсем слабая, при согласных – сильная, в особенности при глухих согласных.

Некоторые языковеды противопоставляют гласные согласным по степени раствора челюстного угла, квалифицируя гласные как «рторазмыкатели», а согласные – как «ртосмыкатели».


34. Какие этапы можно выделить в артикуляции любого звука?
35. Назовите принципы классификации английских согласных звуко

Главное артикуляционное различие между ними заключается в том, что гласные – «рторазмыкатели», а согласные – «ртосмыкатели», то есть при производстве гласных струя воздуха, выходящая из легких, не встречает на своем пути никакой преграды, а при артикуляции согласных – имеется такая преграда.

Кроме того, при артикуляции согласных имеет место определенный фокус образования: напряженность локализована в то м месте, где возникает преграда, а при артикуляции гласного нет единого фокуса, напряженность «разлита» по обширной площади и точно указать место образования гласного в произносительном аппарате невозможно.

При произнесении согласных звуков воздух на своём пути встречает разные преграды, образованные активными органами речи: языком, губами, зубами и альвеолами.







Согласные

Если органы речи смыкаются так, что полностью преграждают проход для воздуха, то мы произносим смычный согласный. Такие согласные также называют взрывными, так как при размыкании органов речи слышен небольшой взрыв. К смычным взрывным звукам принадлежат русские согласные [ п, б, т, д, к, г ] и английские [ p, b, t, d, k, g ].

Если воздух проходит наружу через полость носа, то такие смычные звуки называются носовыми. Примерами носовых смычных являются русские [ н, м ] и английские [ n, m, ŋ ].

Если органы речи смыкаются не полностью, а оставляют узкий проход - щель для воздуха, то мы произносим щелевой согласный. В русском языке щелевыми являются звуки [ с, з, ф, в, ш, ж, л ], в английском языке щелевые согласные [ θ, ð, ʃ, ʒ, s, z, h, f, v, w, r, j, l ]. Среди согласных имеются смычно-щелевые звуки. Они называются так потому, что размыкание преграды у них происходит замедленно; полная преграда переходит в щель. В русском языке это звуки [ ц, ч ], а в английском [ tʃ, dʒ ].

Преграда на пути выдыхаемого воздуха может быть образована различными органами речи. Если нижняя губа сближается с верхней, то появляются губно-губные согласные. В русском языке это звуки [ п, м ], в английском [ p, m, w ]. Если нижняя губа прикасается к верхним зубам, то такие согласные называются губно-зубными. В русском языке это звуки [ ф, в ], в английском - [ f, v ].

Если кончик языка находится между нижними и верхними передними зубами, то произносится межзубный согласный: [ θ, ð ].

Русские согласные [ т, д, н, л, с, з ] - зубные, так как конец языка поднимается к внутренней поверхности верхних зубов. Английские согласные [ t, d, l, s, z ] - альвеолярные, так как кончик языка прикасается или приподнимается к альвеолам.

По работе голосовых связок различают глухие и звонкие согласные. При произнесении глухих согласных голосовая щель раскрыта и выдыхаемый воздух проходит через гортань беззвучно. При звонких согласных голосовые связки сближены и напряжены. Выдыхаемый воздух приводит их в колебания, в результате чего образуется звонкий согласный звук. В русском языке звуки: [ б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, ц ] - звонкие согласные, а звуки: [ к, п, с, т, ф, х, ч, ш, щ ] - глухие согласные звуки. В английском языке к звонким звукам относятся: [ b, v, g, d, z, l, m, n, r ], к глухим - [ k, p, s, t, f, tʃ, ʃ, θ, h ].

Сравните:

Звонкие согласные: Глухие согласные:
б - [ b ] в - [ v ] г - [ g ] д - [ d ] ж - [ ʒ ] з - [ z ] л - [ l ] м - [ m ] н - [ n ] р - [ r ] ц - [ dʒ ] - [ ð ] к - [ k ] п - [ p ] с - [ s ] т - [ t ] ф - [ f ] х - [ h ] ч - [ tʃ ] ш - [ ʃ ] щ - [ θ ]

Гласные

Английские гласные обычно рассматриваются с точки зрения положения и движения активного органа артикуляции – языка – по отношению к пассивным. Качество гласного зависит от конфигурации всех надгортанных полостей, но прежде всего, полости рта.

По горизонтальному движению языка различают гласные переднего, смешанного и заднего ряда.    

По вертикальному движению языка выделяют гласные высокого, среднего и низкого подъемов.

Третьим параметром классификации гласных является положение губ; различают гласные огубленные и неогубленные.

Английские монофтонги в результате исторического развития языка получили различие по долготе и краткости (см. Таблицу 2),однако, длительность гласных в английском языке не абсолютна, а относительна: она зависит от положения звука в слоге, слове, от наличия или отсутствия ударения, от окружающих звуков и т.д. Так, наибольшую длительность гласные имеют в открытом ударном слоге, конечном в слоге: see, low, tie, etc. 

 В закрытом ударном слоге гласные имеют меньшую длительность в позиции перед глухим согласным, чем перед звонкими и сонантами. Ср.: need - neat; sea – sead – seat - sit.

В английском языке различаются исторически долгие – напряженные и исторически краткие – ненапряженные звуки. В русском языке такого различия нет

Как уже отмечалось, в системе английского вокализма есть дифтонги.

Дифтонг я вляется сложным звуком, состоящим из двух элементов. Органы речи сначала занимают положение, необходимое для произнесения первого гласного элемента - ядра, а затем постепенно переходят в позицию для произнесения второго, фактически не достигая его, поэтому вторая часть дифтонга называется скольжением. Ядро дифтонга звучит отчетливо, тогда как скольжение – значительно короче и слабее.                                                                      

При артикуляции монофтонговнаши органы речи могут быть напряжены или расслаблены. Напряжение органов речи связано с длительностью звучания гласного - чем больше длительность, тем больше мускульное напряжение. Поэтому, долгие гласные в английском языке считаются напряженными, а краткие – ненапряженными. Дифтонги можно назвать полунапряженными, так как спад мускульного напряжения происходит во время перехода (скольжения) ко второму элементу звука. В русском языке гласные не различаются по этому признаку, хотя гласные в ударном слоге более напряжены, чем в безударном.

Характер окончания гласного может быть различным. Он может быть сильным, усеченным, т.е. резко прерываться следующим за ним согласным. Такими звуками обычно являются краткие гласные под ударением или долгие гласные и дифтонги, если за ними следуют глухие согласные, например: net /net/, speak /spi:k/, type /taIp/.

 

Для классификации гласных рассматриваются различные положения языка относительно твёрдого нёба, а также, какая часть языка участвует в артикуляции и как высоко спинка языка поднимается к твёрдому нёбу.

Различают гласные переднего ряда, когда кончик языка упирается в основание нижних зубов, а спинка языка довольно близко подходит к твёрдому нёбу: английский гласный [ i: ] и русский [ и ].

Если язык оттянут назад и кончик языка опущен, а спинка языка приподнята к мягкому нёбу, мы произносим гласные заднего ряда: английский звук [ a: ] и русские звуки [ о ] и [ у ].

По положению губ различают огубленные и неогубленные гласные. Например, при произнесении русского звука [ у ] губы округляются и выдвигаются вперёд: [ у ] является огубленным гласным. При произнесении [ и ] губы чуть растянуты, но не выдвинуты вперёд: гласный [ и ] - неогубленный гласный.

Качество гласного зависит от напряжённости мускулатуры органов речи: чем напряжённее артикуляция, тем отчётливее и ярче звук. Соответственно различают гласные напряжённые и ненапряжённые. Например, английский гласный [ i: ] произносится с большим напряжением, чем [ i ]. *


36. В чем заключается различие в подходах к классификации согласных между отечественными и западными фонетистами?
37. На какие группы можно разделить английские согласные по месту артикуляции? Есть ли какие-либо различия по этому пункту классификации между английскими и русскими согласными звуками?

В отличие от гласного звука, то есть звука, состоящего только из тона (голоса), создаваемого при помощи голосовых связок и постоянной артикуляции других органов речи, согласные звуки образуются из тона и шума, или из одного шума. Поэтому все английские согласные звуки, как и русские, подразделяются на:

Глухие – согласные звуки, в произнесении которых голосовые связки не участвуют. Такие звуки состоят из одного шума

Звонкие – согласные звуки, в произнесении которых участвуют голосовые связки. Такие звуки состоят из тона (создаваемого вибрацией голосовых связок) и шума.

По этой причине согласные звуки, обычно, звучат гораздо тише и короче (отрывистей) чем гласные звуки.

Шум при произнесении согласных звуков создается различными способами, и в зависимости от того, как образовывается шум при его произнесении английские согласные звуки подразделяются на:

• Смычные согласные звуки

• Щелевые (фрикативные) согласные звуки

• Смычно-щелевые (африкативные) согласные звуки


38. На какие группы можно разделить английские согласные по типу преграды и способу образования шума? Есть ли какие-либо различия по этому пункту классификации между английскими и русскими согласными звуками?

По способу образования преграды согласные подразделяются на четыре большие группы: смычные, щелевые, аффрикаты и дрожащие.
Образование смычных согласных достигается полным смыканием артикулирующих органов речи, т. е. образованием в полости рта полной преграды для потока воздуха. Если при размыкании преграды струя воздуха производит сильный, подобно взрыву, звук, согласный носит название взрывного, например: английские [k], [g], [p], [b]. При произнесении смычных сонантов проход для воздуха через ротовую полость закрыт, так как мягкое нёбо опущено. Струя воздуха направляется через носовую полость. Произнесенные таким способом смычные сонанты [m], [n], [ŋ] называются носовыми.
При произнесении щелевых согласных достигается лишь некоторое сближение артикулирующих органов речи. Если образованная подобным образом щель не слишком широка, в произнесении согласных преобладает шум трения. Такие согласные носят название фрикативных, например: английские [f] [v], [h]. При произнесении щелевых сонантов проход для воздушной струи несколько шире.Такие согласные, как [j], [w], [r] называются срединными сонантами, а согласные [l] относятся к боковым, или латеральным,сонантам.
При произнесении аффрикат [tʃ ], [dʒ] полная преграда постепенно переходит в неполную.

2. По работе активного органа речи и месту образования преграды согласные подразделяются на следующие группы:
1. Губно-губные согласные, при произнесении которых преграда образуется смыканием или сближением верхней и нижней губ. К этой группе относятся согласные [р], [b], [m], [w].
2. Губно-зубные согласные, при произнесении которых преграда образуется путем сближения верхних зубов и нижней губы, как в случае [f], [v].
3. Переднеязычные согласные, при произнесении которых в образовании преграды принимает участие передняя, часть языка. [l], [n], [z], [θ], [р], [ r].
Переднеязычные согласные, артикулируемые у внутренней поверхности верхних зубов, называются зубными,. Переднеязычные согласные, артикулируемые у альвеол, называются альвеолярными, например: [t] [d], [n].
4. Среднеязычные согласные артикулируются средней спинкой языка, поднятой к твердому нёбу. Поэтому по месту образования преграды они называются палатальными: [j].
5. Заднеязычные согласные артикулируются задней спинкой языка, поднятой к мягкому нёбу. Поэтому они называются задненёбными, или велярными: [k], [g], [ŋ].


39. На какие группы можно разделить английские согласные по поведению голосовых связок? Есть ли какие-либо различия по этому пункту классификации между английскими и русскими согласными звуками?.

  • В теоретико-информационном отношении согласные более, чем гласные, информационно нагружены, слова могут быть во многих случаях опознаны по согласным, а гласные играют в передаче информации и, соответственно, в опознании слов как бы второстепепенную роль. Но гласные часто выполняют роль носителей той информации, которая позволяет опознавать разные словоформы.
  • С точки зрения слогообразования гласные играют ведущую роль: они выступают в качестве ядер, вершин слогов, тогда как согласные являются лишь сопутствующими элементами. Во многих языках вершину слога могут образовать сонанты (носовые [m], [n], [N] и плавные [l] и [r]), но только в соседстве с шумными. По соседству же с гласными эти звуки функционируют как периферийные элементы слога.
  • В акустическом отношении существенно то, что гласные (в отличие от согласных) обладают чёткой формантной структурой, требуют большего расхода общей энергии, являются по преимуществу тонами. Сонанты акустически оказываются в промежуточном положении между гласными и шумными согласными.
  • С физиологической точки зрения при артикуляции гласных в надставной трубе отсутствуют преграды для выходящей из лёгких струи воздуха, для согласных наличие той или иной преграды является обязательным.
  • При образовании согласных напряжение имеет место только в какой-то одной части произносительного аппарата, а при образовании гласных наблюдается разлитое напряжение всего произносительного аппарата. Согласные характеризуются определённым фокусом образования, у гласных же фокус образования отсутствует. Это обстоятельство делает более надёжными самые детальные классификации согласных.

Классификация согласных опирается на большее число признаков, чем классификация гласных. Различия между согласными, по Л.Р. Зиндеру, опираются на следующие признаки (см. классификационные таблицы Л.В. Щербы, Л.Р. Зиндера, Ю.С. Маслова, Л.В. Бондарко и её соавторов; таблицы МФА):

  • наличие - отсутствие струи воздуха (согласные "дыхательные" и "недыхательные", в т.ч. "щёлкающие");
  • степень воздушности (согласные непридыхательные и придыхательные);
  • участие голоса (согласные полнозвонкие, полузвонкие с глухим взрывом или с звонким взрывом, глухие; "хриплые");
  • сила артикуляции (согласные сильные и слабые);
  • длительность (согласные краткие и долгие);
  • характер шумообразующей преграды / способ артикуляции (согласные смычные, щелевые и дрожащие); смычные подразделяются на взрывные, имплозивные и аффрикаты; класс щелевых разбивается на ряд подклассов по расположению щели (серединные и боковые) и по форме щели (серединные круглощелевые и плоскощелевые).
  • действующий орган (согласные однофокусные и двухфокусные; губные, язычные, язычковые / увулярные, глотточные / фарингальные, связочные / гортанные с дальнейшим разбиением большинства из этих классов; у ЛВБ добавляется класс язычно-губных; весьма существенны дальнейшие разбиения язычных: переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные; среди переднеязычных различаются дорсальные, апикальные, какуминальные и ретрофлексные);
  • наличие - отсутствие дополнительных артикуляций (палатализация, лабиализация, веляризация, фарингализация);
  • внутри классов смычных, щелевых и дрожащих могут различаться подклассы шумных и сонантов.

Особую проблему представляет место аффрикат в классификации. Л.В. Щерба, а вслед за ним М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, Ю.С. Маслов, характеризуют их как двухфокусные (со вторым средним или задним фокусом).
В пособии Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкой и М.В. Гординой аффрикаты трактуются как длиннощелевые (т.е. сближаются с круглощелевыми и плоскощелевыми), что существенно упрощает классификацию.

Классификация согласных по МФА характеризуется:

  • наличием отдельной таблицы для недыхательных согласных (щёлкающие, звонкие имплозивные и эйективные),
  • отсутствием класса аффрикат (они квалифицируются как соединения артикуляций для смычного и щелевого),
  • учётом прежде всего не активного артикулятора, а места образования (двугубные, губнозубные, дентальные / зубные, альвеолярные, постальвеолярные, ретрофлексные, палатальные / нёбные, велярные / задненёбные, увулярные / язычковые, фарингальные / зёвные, гортанные / связочные),
  • различением по способу образования взрывных, носовых, дрожащих (многоударных), хлопающих (одноударных), фрикативных / щелевых, боковых фрикативных, срединных аппроксимантов (полугласных), боковых аппроксимантов (полугласных).


40. Как артикуляционный уклад влияет на артикуляцию сходных согласных в английском и русском языках?


41. Какие принципы лежат в основе классификации английских гласных звуков?
42. На какие группы по положению языка можно разделить английские гласные?
43. Что подразумевается под термином «стабильность артикуляции»?
44. Какие еще характеристики гласных звуков необходимо учитывать при их классификации?
45. Суммируйте основные различия между системами вокализма в английском и русском языках.
46. Как артикуляционный уклад влияет на артикуляцию сходных гласных в русском и английском языках?
47. На чем основана теория различительных признаков Якобсона, Фанта и Халле?
48. Назовите 12 бинарных признаков, положенных в основу классификации. Какое содержание вкладывают ее авторы в эти термины? Приведите свои примеры из английского и русского языков.
49. К чему сводились основные критические замечания по теории различительных признаков?
50. Что такое коартикуляция?

Коартикуляция — наложение артикуляции, характерной для последующего звука, на весь предшествующий звук, например, лабиализация согласного под влиянием последующего губного [o] или [u] (том vs. там). Иногда коартикуляцию противопоставляют аккомодации как полное наложение артикуляции частичному, однако часто эти термины употребляются как синонимы
51. Каковы причины, вызывающие коартикуляцию?


52. Что такое ассимиляция и аккомодация?

Ассимиля́ция в лингвистике — главным образом фонологический термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука). По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий) и регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий). Ассимиляция может быть контактной (участвующие в процессе звуки соседствуют) и дистантной (типичный пример — гармония гласных).

Ассимиляция противопоставляется диссимиляции, процессу расподобления двух звуков. Источником ассимилятивных процессов обычно является коартикуляция.Аккомодация (от лат. accommodatio — приспособление) — один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляций смежных согласного и гласного.
(рад—ряд, лот—лёд, лук—люк)

Аккомода́ция (от лат. accommodatio — приспособление) — один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляций смежных согласного и гласного. А. может быть прогрессивной или регрессивной. В первом случае экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего, во втором случае — наоборот.

Для одних языков характерна аккомодация гласных согласным, как, например, в русском языке, где гласные заднего или среднего ряда [a], [o], [у] после мягких согласных становятся более передними (рад—ряд, лот—лёд, лук—люк), для других — согласных гласным, например, в персидском языке, где перед передними гласными согласные палатализуются.

Иногда аккомодацию противопоставляют коартикуляции как частичное наложение артикуляции (охватывает только экскурсию или рекурсию звука) полному (накладывается на все этапы артикуляции звука). Однако часто эти термины употребляются как синонимы.






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: