Теоретическое обоснование положений МФШ. Каким Вы видите будущее ЩФШ?

В центре внимания мфш позиция фонемы, при этом мфш настаивает на изучении фонологии в тесной связи с другими ярусами языка, т.к. функция фонем различать и отождествлять не просто звуки, а значимые единицы языка, именно поэтому москвичи отстаивают морфолог. принцип в фонологии, который развивают идеи Бодуэна де Куртунэ, о фонеме, как о подвижном компоненте морфемы. В одну фонему объединяются звуки, которые позиционно, т.е. в зависимости от фон.условий, чередуются в пределах морфемы, при этом в одну фонему могут быть объединены звуки, вообще не имеющие фон.сходства. (и с призвуком е в составе А).

С позиции мфш фонема может быть представлена нулем (солнце). Мфш начала формироваться в 30 гг, однако окончательное ее становление происходит после войны. Продолжателем мфш стал Реформатский в своем учебнике «Введение в языкознание» и в ряде статей развил многие положения этой школы.

Сегодня идеи мфш продолжают развиваться в работах Н.Л.Касаткина, С.М.Кузьмина и Леонтьева.

 

Итак: Фонема-минимальная единица языка, служащая для отождествления слов и морфем. Различать значимые ед-цы языка (слова и морфемы) – способность фонем.

Иллюстрируется подбором звуков квадиомонимов: том-дом; том-там; том-ток.

Воды, вода, водонос (о, а и ер). Слова представляют собой некую функциональную общность, которую москвичи считают одной фонемой. Определить состав фонем – значит узнать число звуков, выполняющих смыслоразличительную функцию. Способ выявления фонем в языке – оппозиция. «Мыл» и «Мил», твердость и мягкость «м», «Ы» и «И» разновидности одной фонемы. Состав фонем не является одинаковым в языках.

Под влиянием фон.окружения фонема может сильно видоизменяться, оставаясь при этом все той же фонемой. Пример: предлог С состоит из одной фонемы. С Колей (с), с Тимошей (с'), с Галей (з), с Димой (з'), с Шурой (ш), с Женей (ж), с Чуком (щ)… Таким образом, фонема – ряд позиционно чередующихся звуков.

Однако, не всякие чередующиеся звуки объединяются в одну фонему. Следует разграничивать позиционные фонет. чередования и исторические (=граммат.) чередования.

 

52. Зубные перед мягкими передненебными:

Находятся в слабой позиции по твердости\мягкости. Однако некоторые индивиды упрямо произносят такие слова как "женщина" с [нщ'], вместо [н'щ']. Вероятно, это связано с графикой. То есть, Некоторый Индивид видит, что мягкий знак в данном слове не прописан, запоминает это и делает вывод, что на мягкость "н", стало быть, ничего не указывает. Вследствие этого Индивид совершает вышеобозначенную роковую ошибку. Странно, однако, что Он, явно дюже напрягаясь, вопреки увещеваниям филологов, стремиться не дать волю вечным фонетическим законам и таки не позволить перманентно мягкому передненебному "щ" регрессивно ассимилировать зубной "н". Это, бля, просто ужасно, однако Индивид доволен.

 

 

53. Понятие интегральных и дифференциальных признаков:

Разные фонемы могут противопоставляться друг другу по одному, двум или более признакам, причём в системе языка есть такие конститутивные признаки фонем, по которым различаются хотя бы две фонемы, совпадающие по остальным признакам, и есть такие конститутивные признаки, которые, характеризуя ту или иную фонему, не отличают её от какой-либо другой фонемы, совпадающей с первой по остальным признакам. Например, глухость фонемы (п) является конститутивным её признаком, и она отличает эту фонему от звонкой (б), которая совпадает с (п) по всем остальным признакам; глухость же фонемы (х) тоже является её конститутивным признаком, но в русском литературном языке нет другой фонемы, которая отличалась бы от (х) только звонкостью, и поэтому глухость (х) находится в ином положении, чем глухость (п). если конститутивный признак какой-либо фонемы является таким, который может противопоставлять её другой фонеме, тождественной с первой по всем остальным конститутивным признакам, то такой признак называется дифференциальным (ДП); если же конститутивный признак фонемы самостоятельно не противопоставляет её другой фонеме данной системы, то он является интегральным. Интегральный (т.е. неразрывно связанный) признак противопоставляет данную фонему иным фонемам языка вместе с другими конститутивными признаками, присущими этой фонеме.

 

55. Морфологический принцип в МФШ:

В центре МФШ позиция фонемы. При этом МФШ настаивает на изучении фонологии в тесной связи с ярусами языка, так как функции фонемы - различать и противопоставлять не просто звук, а значение единицы языка.

 

С точки зрения МФШ фонема функционирует в составе ближайшей фонетической единицы - морфемы. Определить фонемный состав слова - значит поставить в сильную позицию каждый звук, функционирующий в морфемах. Именно таким образом фонема избавляется от позиционных наслоений.

 

Именно поэтому москвичи отстаивают морфологический принцип фонологии, который развивает идею Бодуэна о фонеме как подлинном компоненте морфемы.

Поэтому определение фонетического состава слов начинается с его разбора по составу слова.

 

В одну фонему объединяют звуки, которые позиционно (в зависимости от фонетических условий) чередуются в пределах морфемы. При этом в одну фонему могут быть объединены звуки, вообще не имеющие никакого фонетического сходства (и с призвуком е в составе А).

 

56. Закон распределения звучности в слове:

Распределение звучности между слогами в русских словах подчиняется строгому фонетическому закону, выражаемому формулой 12311, где цифрами обозначена звучность слога в зависимости от его положения по отношению к ударному слогу, обладающему максимальной звучностью (формула А.А. Потебни).

 

57. Как соотносится предмет фонологии с теорией Ф. де Соссюра о языке и речи:

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра — различение между языком и речью.

 

Языком Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью — конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

 

Речевая деятельность, речевой акт, согласно Соссюру, имеет три составляющие: физическую (распространение звуковых волн), физиологическую (от уха к акустическому образу, либо от акустического образа к движениям органов речи), психическую (во-первых, акустические образы — психическая реальность, не совпадающая с самим звучанием, психическое представление о физическом звучании; во-вторых — понятия).

 

Речь — часть психической составляющей речевого акта, — вызывание понятием акустического образа. Язык — также составляющая речевой деятельности. Язык отличается от речи как (1) социальное от индивидуального; (2) существенное от побочного и случайного. Язык представляет собой не деятельность говорящего, а готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим. Это «социальный продукт, совокупность необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности»; «это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу», причём язык полностью не существует ни в одном человеке, но лишь в целом коллективе; это система знаков, состоящих из ассоциативно связанных понятия и акустического образа, причём оба эти компонента знака в равной мере психичны. Психическая природа акустического образа (в отличие от всего речевого акта) даёт возможность обозначить его зрительным образом (на письме).

 

Изучение речевой деятельность следует начинать с изучения языка как основания всех явлений речевой деятельности. Лингвистика языка — ядро лингвистики, лингвистика «в собственном смысле слова».

 

Фонология - раздел фонетики, изучающий смыслоразличительную роль звука, звуковую структуру языка с точки зрения его форм выражения мысли.

Таким образом, фонология изучает речь.

58. Акустическая фонетика. Её основные положения:

В акустической фонетике изучаются аэродинамическая и акустическая фазы речи:

-аэродинамическая фаза – сжатие и выталкивание воздуха, возникновение воздушных импульсов, завихрений вследствие движений артикулирующих органов;

-акустическая фаза – колебания воздушного давления (звуковые волны), которые являются следствием аэродинамических процессов и распространяются от говорящего к слушающему.

 

Основной объект изучения в акустической фонетике – акустический речевой сигнал, который является единственной наблюдаемой формой речевого произведения. Акустический сигнал представляет собой результат работы механизма речепроизводства, поэтому одна из важнейших задач акустической фонетики – изучение связи между артикуляцией и ее аэродинамическими следствиями. Кроме того, изучение акустического речевого сигнала позволяет узнать и о перцептивных свойствах звуков, так как именно он поступает на вход механизма речевосприятия. Сегодняшняя речевая акустика тесно связана и с чисто прикладными задачами – например, такими, как синтез и анализ речи при помощи компьютера.

 

В акустическом аспекте основные характеристики, необходимые для описания звука речи, следующие:

- частота колебаний, которой определяется субъективная высота звука. Частотный диапазон речевого сигнала - от 50-60 до 10 000 Гц: чем больше частота колебаний, тем выше звук.

- время звучания, длительность звука измеряется в миллисекундах (-0.001 с): звук опознаётся человеком, если он звучит не менее 30-50 мс.

- интенсивность звука (сила) зависит от амплитуды колебаний звучащего тела и измеряется в дицибеллах; интенсивность обеспечивает ясность передачи и восприятия речи и лежит в основе силового (динамического) ударения.

- спектр и тембр. Звуки речи являются результатом сложных колебаний голосовых связок: на основную частоту (или основной тон) накладываются дополнительные обертоны или гармоники основного тона, частота которых всегда в кратное число раз выше частоты основного тона. Кроме того, в образовании звуков речи важную роль играет явление резонанса. Объём воздуха, заключённого в полое тело, имеет собственную частоту колебания. Такое полое тело называется резонатором. Если собственная частота резонатора совпадает с частотой колебаний звучащего тела, помещённого поблизости, то громкость звука усиливается. Для звуков речи роль резонатора выполняют надгортанные полости: глотки, ртовая и носовая. Чтобы охарактеризовать сложный звук акустически, необходимо получить представления о частоте источника, частоте гармоник основного тона и о том, как основной тон и гармоники относятся друг к другу по интенсивности - все эти характеристики составляют спектр звука. Спектр в определённой степени влияет на субъективное восприятие тембра звука.

- форманты звука формируют специфическое звучание каждого гласного и согласного. Форманта - это усиленные собственные частоты резонаторов. Число формант и их частота определяют тембр звука.

 

59. Фонология и фонетика. Взаимообусловленность и взаимоисключительность:

Фонетика и фонология:

Фонетика - раздел языкознаная, изучающий звуковую сторону языка и речи (естественная наука о звуках).

Фонология - раздел фонетики, изучающий смыслоразличительную роль звука, звуковую структуру языка с точки зрения его форм выражения мысли. Трубецкой основал фонологию и фонетику. Фонологию также называют лингвистической фонетикой.

 

В 20х-30х гг. 20 в. на Западе фонология стала развиваться как самостоятельная наука, противопоставленная фонетике.

Одним из ее создателей был Трубецкой, который сначала следовал идеям Бодуэна и Щербы, затем изменил свою позицию, приняв Соссюровскую точку зрения.

"Целесообразно весто одной, иметь 2 науки, одна из которой ориентировалась бы на речь, другая - на язык." Трубецкой.

Трубецкой считал, что учение о звуках речи должно иметь естественные методы, в то время как учение о звуках языка - чисто лингвистические, методы общественных и гуманитарных наук.

 

Отрыв фонологии от фонетики теоретически заманчив, но практически неосуществим. Все основные положения фонологии (определение фонологичности конкретного противопоставления звуков, учения об оппозициях, их харатеристиках...) базируются на фонетических данных. Большинство отечествнных ученых критически относятся к этой точке зрения Трубецкого:

Реформатский писал, что весь смысл фонологии в том, чтобы понять звуки как обязательный элемент языка.

 

Вероятно самое слабое место в точке зрения Трубецкого - то, что отдельный звук речи как акустическая единица задан как бы изначально. На самом же деле, отдельные звуки, в которых реализуются фонемы в реальной речи как изолированные явления не даны. Речь не складывается из таких единиц, она представляет собой совокупность работы произносительных органов.

 

Фонетика и фонология тесно связаны не смотря на то, что сначала были противопоставлены. По большому счету, и фонетика и фонология занимаются одним - языком, только в разных его проявлениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: