–анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению составляющих их: предметное содержание;
- изучение мотивов, побуждающих субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты.
- специальная работа по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения (обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности).
- суть подхода состоит «в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельностногоопосредования межличностных отношений».
Природосообразный подход – обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с общими законами развития природы и человека.
|
|
Полисубъектный (диалогический) подход - составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Создание нравственно-психологического единства субъектов (педагога и учащихся), благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития, взаимообразования и самообразования, взаимовоспитания и самовоспитания.
Культурологический подход помогает исследователю приобщить воспитанников к различным пластам культуры как системы ценностей.
Антропологический подход – предполагает системное использование исследователем данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении учебно-воспитательного процесса. К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
ФГОС педагога (2014) как ориентир компетентности образовательной деятельности: общая характеристикакомпетентности по основным разделам: воспитания, обучения, развития, проектирования образовательной деятельности.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
– инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
– объективный измеритель квалификации педагога.
– средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
– основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
- Работа с одаренными учащимися.
|
|
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
1. Компетентность в области личностных качеств – отражает наличие у преподавателя ряда профессиональных характеристик специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. Прежде всего - это большая любовь к детям, способность поставить себя на место другого, умение сопереживать, точно определять эмоциональное состояние людей на основе мимики, поступков, жестов.
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности - отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса обучения:
- выбор цели занятия;
- формулирование и обоснование цели урока или задания;
- создание образа результата и объяснение системы требований к нему;
- описание способа достижения результата и объяснение требований к нему;
- оценка деятельности обучающихся и собственной деятельности.
3. Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности отражает качество реализации педагогом такой задачи как формирование мотивации у детей на образовательную деятельность.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет эту задачу как одну из важнейших для педагога. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Мотивация - это настроенность, стремление человека что-то сделать, проявить активность.
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности - отражает теоретическую и методическую грамотность педагога, свободное владение предметом.
Умение получать, обрабатывать и профессионально представлять необходимую информацию.
Компетентный педагог сочетает теоретическое знание предмета с пониманием возможностей его практического применения.