Понятия: профессиональное, личностное становление, самореализация, индивидуальный образовательный маршрут.
В рамках гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога. В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение противоречия, возникающего в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - «Я».
Процесс становления личности это самопринятие человека в обществе (степень принятия человеком самого себя, удовлетворенность нынешним уровнем индивидуального развития, личностных особенностей.), саморазвитие в деятельности, общении.
Различают внешнее и внутренне саморазвитие. Внешнее – требования и ожидания общества. Внешние требования являются основными и определяют глубину и направление необходимое для саморазвития. Внутренние – потребность педагога в самовоспитании (убеждения, чувство долга и ответственности, здоровья, самолюбия). Важную роль играет уровень самооценки педагога.
Выделяют 2 приема саморазвития педагога:
1) умение соотнести уровень своих действий с достигнутым результатом;
2) умение сопоставить свое мнение с мнением окружающих.
Саморазвитие имеет двойной педагогический результат. С одной стороны происходит изменение в личностном развитии и профессиональном росте. С другой стороны овладение способностью заниматься саморазвитием.
Выделяют 3 стадии профессионального саморазвития:
1) цели и задачи еще неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура. Студент нуждается в помощи со стороны учителя.
2) цель и полагание становятся более определенными и конкретными. Многое зависит от внешних обстоятельств (рассуждение, самоинструкция, самокритичность) – это существенное проявление саморазвития;
3) педагог самостоятельно формирует цели и задачи. Все действия осуществляются автоматически и непринужденно. Самовоспитание – самосовершенствование личности.
Процесс становления как составляющая процесса развития: становление, формирование, преобразование.
Становление – это единство существующего и потенциально возможного. Формирование – это единство цели и результата развития.
Преобразование – это кардинальное изменение в духовной сфере.
Антропологический смысл становления – достижение субъективности: духовной, творческой и социальной сущностей.
Основные признаки, через которые проявляется индивидуальный стиль деятельности педагога:
1) темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
2) характер реакций на те или иные педагогические ситуации;
3) выбор методов обучения;
4) подбор средств воспитания
5) стиль педагогического общения;
6) реагирование на действия и поступки детей;
7) манера поведения и т. д.
Главным условием и средством самовоспитания педагога является реальная, теоретическая практическая педагогическая деятельность.
Профессиональное становление педагога: потребность в
самовоспитании (1-й уровень),сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями выбранной профессии. Совершенствование своей личности предполагает, что педагог целенаправленно развивает в себе профессионально значимые личностные качества, поскольку наличие профессиональных знаний - далеко не единственное условие успеха педагогической деятельности. Зачастую серьёзным препятствием в ней могут стать недостаточно развитые коммуникативные способности, излишняя застенчивость, неуверенность в себе, неорганизованность, хвастливость, чрезмерная самонадеянность, бестактность, вспыльчивость и т.д. В развитии необходимых качеств и преодолении имеющихся недостатков и состоит смысл профессионального самовоспитания.
саморазвитии (2-й уровень), Саморазвитие – процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, которое является результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и как деятельность личности, направленную на изменение тех своих психических и личностных свойств, которые уже есть, заложены в природе человека или предшествующим этапом его развития, например: памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей и задатков, и т.д. самостоятельно формируемые цели профессионального саморазвития на основе самоконтроля и коррекции результатов (3-й уровень).