Методы информационно-правового регулирования 3 страница

<*> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2004. N 35. Ст. 3607.

Конфиденциальная информация. Режим защиты информации устанавливается собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании Закона об информации.

Персональные данные. Режим защиты информации устанавливается специальным Федеральным законом N 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. "О персональных данных" <*> (вступает в действие по истечении ста восьмидесяти дней со дня его опубликования).

<*> СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3451.

Контроль за соблюдением требований к защите информации, а также обеспечение органами мер защиты информационной системы, образующие информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, возложены на государственные органы. Собственник информации также имеет право осуществить аналогичный контроль. Законом устанавливаются только перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом. Исключение - перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Цели защиты информации:

1) предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и подделки информации;

2) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, копированию и блокированию информации;

3) реализация права на государственную тайну и конфиденциальную информацию.

На основании ст. 16 Закона об информации защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Защищаемая информация – информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

Защита информации осуществляется от:

– утечки (неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками);

– несанкционированного воздействия (воздействия на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации);

– непреднамеренного воздействия (воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных не целенаправленных на изменение информации мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации);

– разглашения (несанкционированного доведения защищаемой информации до потребителей, не имеющих права доступа к этой информации);

– несанкционированного доступа (получения защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации);

 

 

67. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА КАК ПРЕДМЕТ, ИЗЪЯТЫЙ ИЗ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики:

– о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

– о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Определяется информация, доступ к которой не может быть ограничен:

• информация, необходимая для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц;

• законы, иные нормативные правовые акты;

• информация о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах; экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;

• информация о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

• информация о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям;

• информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных законодательством РФ к категории высших должностных лиц Российской Федерации;

• информация о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридических лиц;

• информация о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения, о состоянии борьбы с преступностью;

• информация, ограничение доступа к которой запрещено иными федеральными законами и законами РФ.

 

68. СЛУЖЕБНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

ГК защищает особый вид информации – служебную и коммерческую тайну. Этот вид информации получает защиту при наличии следующих признаков.

1. Информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность.

Круг сведений, представляющих служебную или коммерческую тайну, определяет, как правило, сам обладатель информации, руководствуясь законом, иными правовыми актами, учредительными документами, обычаями делового оборота. В этот перечень могут быть включены, в принципе, любые сведения, влияющие, по мнению обладателя, на успех осуществляемой им деятельности. В отдельных случаях закон независимо от воли носителя информации решает вопрос о возможности ее распространения.

Например, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 184 ГК коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения; в силу п. 1 ст. 857 ГК банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

С другой стороны, абз. 2 п. 1 ст. 97 ГК обязывает открытые акционерные общества ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков. Согласно п. 1 ст. 63 ГК должны быть опубликованы сведения о ликвидации юридического лица, в силу абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Законом могут быть открыты и другие виды информации, не представляющие служебной и коммерческой тайны.

2. Соответствующая информация неизвестна третьим лицам.

3. К данной информации нет свободного доступа на законном основании.

4. Обладатель информации принял меры к охране ее конфиденциальности.

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

Такая обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, или контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

 

69. КОММЕРЧЕСКАЯ И БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

Различные аспекты обеспечения коммерческой и банковской тайны урегулированы в большом количестве нормативных актов.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении конкретных сведений, определенных в законе о коммерческой тайне.

По мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

На документы, содержащих коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и местонахождение, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Банк обязан гарантировать тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Такие сведения могут передаваться как устно, так и предоставляться в форме письменных справок.

Кроме самих клиентов, сведения могут быть выданы судам и арбитражным судам (судьям). Счетной палате России, органам Государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам в специально установленных случаях и органам предварительного следствия с согласия прокурора. В случае смерти клиентов-граждан сведения об их счетах выдаются наследникам, а также нотариусам и консульским учреждениям.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

 

70. ТАЙНА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ - составной элемент права на неприкосновенность частной жизни, она включает в себя личную, семейную тайну и охрану персональных данных См.: Ковалева Н.Н. Указ.соч. С. 117..

В УК РФ предусмотрена ответственность физических лиц за нарушение тайны частной жизни. Так, в ст. 137 УК РФ предусмотрена ответственность граждан за нарушение неприкосновенность частной жизни граждан, а в ст. 138 за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Субъектами этих преступлений могут быть физические лица, достигшие 16 лет. Нарушение неприкосновенности частной жизни является умышленным преступлением и может быть выражено, например, в распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, причинившем вред потерпевшему, его правам и законным интересам. Для данного преступления, как отмечают исследователи, характерен обычно корыстный мотив См.: Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). М.: Изд-во ИГП РАН, 1998. С. 38.

, но у виновного лица может быть и иная заинтересованность в нанесении вреда потерпевшему.

Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений также является умышленным преступлением. Оно выражается в незаконном, без согласия адресата и без разрешения правоохранительных органов, ознакомлении с содержанием корреспонденции, подслушивании телефонных разговоров, выемке корреспонденции и т.д. В ст. 129 и ст. 130 УК РФ установлена ответственность за клевету и оскорбление. Их отличие от нарушения неприкосновенности частной жизни и тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений состоит в том, что последние связаны с получением и распространением достоверной информации о гражданах, тогда как, например, под клеветой подразумевается сообщение ложных сведений. Кроме того, для наступления уголовной ответственности за клевету достаточно только факта произнесения одним лицом ложных сведений о другом лице, а для наступления уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни граждан необходимо, чтобы разглашение сведений о частной жизни потерпевших нанесло им вред (формальный и материальный составы, соответственно).

Кроме того, статьей 155 УК предусмотрена ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения).

В последнее время очень активно обсуждается в обществе такое понятие как персональные данные, что связано с постоянными нарушениями режима персональных данных. Общественные отношения в этой сфере регулируются соответствующим Федеральным Законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3451.. А впервые нормы, касающихся персональных данных, были введены Конституцией РФ 1993 г., провозгласившей право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (см. ч. 1 ст. 23) и право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (см. ч. 2 ст. 23), а также недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (см. ч. 1 ст. 24).

Что же такое персональные данные? В Законе о персональных данных предлагается такое определение: персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Помимо этого законодателем установлены некоторые специальные категории персональных данных, в отношении которых действуют повышенные меры защиты от несанкционированной обработки и распространения. Это информация, касающаяся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни физического лица, а также биометрические персональные данные - сведения, характеризующие физиологические особенности человека (ст. 10 и ст. 11 Закона).

То есть, так как каждый гражданин в процессе своей жизни вступает во взаимоотношения с различными предприятиями, организациями, учреждениями, а также другими гражданами и при этом у последних происходит накопление данных о конкретном индивиде, начиная с самых простых (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и т.п.) и заканчивая очень специфическими (сведения о заболеваниях, судимостях, размерах доходов, имуществе и пр.). Все это, исходя их предложенного определения и следует считать примерами персональных данных.

Согласно ст. 3 Закона о персональных данных термин «обработка персональных данных» включает в себя весь спектр действий (операций) с персональными данными, в том числе сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение. По общему правилу (п. 1 ст. 6 Закона о персональных данных) обработка данных возможна только с согласия субъекта персональных данных (далее - субъект), однако существует перечень исключений из этого правила. Так, согласие субъекта не требуется, когда обработка данных:

- ведется на основании Федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

- проводится в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект;

- ведется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

- необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта, если получение его согласия на обработку данных невозможно;

- необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для расчетов операторами электросвязи с пользователями за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

- ведется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта.

Также не требуется согласия субъекта на обработку данных, подлежащих опубликованию в соответствии с законодательством, в том числе персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности, а также лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы.

Действие Закона о персональных данных распространяется на все отношения, связанные с обработкой персональных данных с использованием (или без использования) средств автоматизации, если обработка данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с данными с использованием средств автоматизации. При этом за рамки Закона о персональных данных выведены следующие случаи:

- обработка персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъекта;

- организация хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ;

- обработка подлежащих включению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если она проводится в соответствии с законодательством РФ в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- обработка персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

Согласно ст. 5 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

Последний из принципов призван противостоять созданию единого государственного регистра, об опасности которого говорят представители Русской Православной Церкви и деятели правозащитных организаций

Персональные данные являются строго конфиденциальными, любые лица, получившие к ним доступ, обязаны хранить эти данные в тайне (п. 9 ст. 9 Закона о персональных данных). Однако из этого правила имеются два исключения:

- обезличенные персональные данные,

- данные, в отношении которых не возможно определить их принадлежность конкретному физическому лицу (такие данные могут собираться для статистики),

- общедоступные персональные данные.

В Законе о персональных данных предусмотрена возможность размещать персональные данные в общедоступных источниках (например, в телефонных справочниках) исключительно с согласия субъекта.

Для размещения персональных данных в общедоступных источниках необходимо письменное согласие, в котором субъект среди прочего указывает адрес и все сведения об основном документе, удостоверяющем его личность. Кроме того, письменное согласие необходимо в случае: обработки специальных персональных данных; трансграничной передачи персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъекта; принятия на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта или иным образом затрагивающих его права и законные интересы.

Юридические и физические лица, которые согласно своим полномочиями владеют информацией о гражданах, получают и используют ее, несут ответственность по законодательству Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в судебном порядке по требованию заинтересованных субъектов.

В целом, давая оценку этому Закону, нужно отметить, что его несомненное достоинство в том, что он дает ряд определений: персональные данные, субъект персональных данных, обработка персональных данных, оператор и др. Но, с другой стороны, не лишен и ряда недостатков. Так, излишне широким является определение оператора - это «государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных» (ст. 3 Закона). Такое определение автоматически превращает в оператора любое физическое лицо, если оно хотя бы однажды осуществляло обработку персональных данных другого лица не для личных и семейных нужд, а, например, по его просьбе или по иному случаю.

В настоящее время информация - один из самых дорогих видов ресурсов. Это проявляется в тенденции стремительного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную.

В настоящее время при обсуждении проблем информации существуют три точки зрения.

-Первая отождествляет понятие «информация» со знанием.

-Вторая точка зрения ограничивает предметную область понятия «информация» социальными и биологическими процессами, отвергая существование информационных процессов в неорганической природе.

-Третья точка зрения, широко используемая в настоящее время, связана с атрибутивным понятием информации.

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» - разъяснение, изложение, осведомленность.

В широком смысле информация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Одновременно информация представляет собой новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации. Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации.

 

Виды и свойства информации, базовые информационные процессы

 

Информация обладает следующими свойствами:

всегда существует вещественный или энергетический ее носитель — сигнал;

в социально-экономических системах она не тождественна своему носителю и данным, она относительна конкретного получателя;

информация имеет количественные и качественные характеристики, что позволяет автоматизировать управленческий труд;

информация количественно не изменяется от употребления и может многократно использоваться;

информация способна накапливаться;

существование информации определяется ее использованием, неиспользуемые сведения устаревают.

Виды информации

научная информация. Ее делят

- по областям получения или использования на следующие виды: политическая, техническая, биологическая, химическая, физическая и т.д.;

- по назначению - на массовую и специальную.

документальной информации.

экономическую информацию,

научно-техническая информация.


Экономическая информация, ее виды и особенности

ономическая информация отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. В связи с тем, что экономическая информация большей частью связана с общественным производством, ее часто называют производственной информацией.

Экономическая информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и относительно несложных математических расчетов для получения многих видов результатной информации.

Структурной единицей экономической информации является показатель. Показатель представляет собой контролируемый параметр экономического объекта и состоит из совокупности реквизитов. Реквизит имеет законченное смысловое содержание и потребительскую значимость. Реквизит - это логически неделимый элемент показателя, отражающий определенные свойства объекта или процесса. Реквизит нельзя разделить на более мелкие единицы без разрушения его смысла. Каждый показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков. Реквизит - признак характеризует смысловое значение показателя и определяет его наименование. Реквизит-основание характеризует, как правило, количественное значение показателя.

По степени обработки информации:

первичная, получаемая в результате наблюдения и фиксации фактов, имеющих отношение к деятельности организации;

производная (вторичная, выводная, обобщенная), образующаяся путем переработки первичной;

По функциональному предназначению:

служебная (производственная);

управленческая;

По источникам получения:

гласная (открытая);

конфиденциальная.

 

71. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Согласно Закону РБ «Об информатизации» от 06.09.1995 № 3850-XII, информационные технологии – это совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.

Под компьютерными информационными технологиями можно понимать компьютерное оборудование и программное обеспечение, предназначенное для получения, хранения и передачи информации.

В состав КИТ входит программное обеспечение.

По функциональному принципу выделяют системное и прикладное ПО.

Под системным понимается ПО, включающее в себя операционные системы, которые управляют физическими и логическими ресурсами и процессами вычислительных систем; сетевое ПО для управления общими ресурсами в распределенных вычислительных системах; сервисные программы, расширяющие возможности операционных систем и предоставляющие набор дополнительных услуг.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: