Обзор форматов аудионосителей. Роль и место рекорд-компаний в современной музыкальной индустрии

Музыкальная индустрия переживает не лучшие годы — продажи носителей продолжают падать, музыка распространяется бесплатно через интернет, и даже большие музыкальные концерны не способны на это повлиять. Однако молодые независимые лейблы продолжают появляться, причем даже в России — недавно Anton Zap открыл свой Ethereal Sound, немногим позже Proxy основал Mako Records, а в прошлом году организовался лейбл-коммьюнити Xuman Rec.

Мы поговорили с основателями молодых российских лейблов о будущем музыкальной индустрии.

Деньги: как должны зарабатывать современные лейблы.

На вопрос о том, на чем же лейбл должен сейчас зарабатывать, когда музыка не так уж хорошо продается, есть ответы. Так как лейбл помогает организовывать выступления, он имеет процент с этого — сейчас это вообще главный заработок артиста. Также музыку можно продавать в рекламу и кино, распространять мерч. Ну, и все-таки кое-что из цифровых и мобильных продаж все еще имеет некоторую отдачу. Помимо всего этого, к нам как к студии иногда поступают заказы на разного рода музыкальный продакшн.

Роль: что должны лейблы делать и зачем они нужны

Xuman Records — это скорее некий продюсерский центр, который выполняет ко всему прочему функции лейбла. На наш взгляд, современный рекорд-лейбл должен быть сообществом людей, где осуществляется полный цикл задач для каждого из их артистов.

· музыкальная концепция, саунд-продюсирование, запись;

· визуальная концепция и ее воплощение (обложки, интернет-ресурсы, внешний вид артиста, фотосессии, видеоклипы);

· организация выступлений;

· пиар;

· выпуск музыки;

При такой схеме задача лейбла — дать артисту все, что мы можем, или, другими словами, дать миру знать об артисте и его музыке. Звучит, конечно, немного пафосно, но это то, к чему мы стремимся.

Есть хороший пример лейбла, работающего по такому принципу — это Ed Banger Records. Многое из того, что делает Педро Уинтер, их руководитель, смело, свежо и имеет невероятную отдачу. Есть наши друзья — подмосковные электронщики Mako Records (лейбл Жени Proxy), треки которых уже входят в Top 50 чарта «Beatport», а у лейбла всего три релиза.

Будущее: что с лейблами станет через несколько лет

Мы думаем, что мейджоры никуда не денутся — они неотъемлемая часть большой-большой машины, не только музыкальной. DIY-артисты сейчас многое могут сделать сами — если есть интернет и голова на плечах, все может заработать.Тем не менее, на более серьезном уровне будет необходим менеджмент. А это может быть и лейбл, и пиар-компания, и менеджмент-компания или же сам артист. Роль лейбла, как выпускающего звена уже не так важна. А лейблы, вроде нашего, будут развиваться, потому что, во-первых, мы занимаемся менеджментом, а во-вторых, такой лейбл имеет собственное понятное и идентифицируемое лицо, которое может быть интересно слушателю.

Инди-лейблы, которые только выпускают — это не очень перспективно. Тем не менее, если они и исчезнут, то очень нескоро. А инди-лейблы, работающие на 360 градусов —это более перспективно и круто.

Роль. Работа по организации рекорд-лейбла мало чем отличается от работы клубного промоутера или диск-жокея. Есть человек, который вылавливает из потока то, что ему нравится и показывает остальным людям. Роль лейблов сейчас такая же, как и 20 лет назад — люди качают не абстрактную музыку, а релизы конкретных лейблов. Да,Radiohead выложили свой альбом на сайте бесплатно, минуя лейбл, но тут совсем другая история: просто бренд «Radiohead» в тысячи раз более известен, чем бренд, например, «Mute».

Моя работа как руководителя — это полный цикл перечисленных работ — я занимаюсь поиском и подбором музыки для лейбла, оформлением обложек, написанием пресс-релизов, ремиксами, промо-акциями, общением с заводом-изготовителем и дистрибьюторами в Европе, организацией цифровых продаж, презентацией «рельсов» в Москве и еще множеством различной технической и организационной работы. Есть желание помочь или поработать? Пишите.

Деньги

Чтобы выжить на современном рынке, лейблы должны либо предоставлять эксклюзивный продукт (например, CD и винил в нестандартной и красивой упаковке, который захочется купить и поставить на полку), либо учитывать современные реалии этого рынка — продажа mp3 приносит артистам сейчас не меньше денег, чем физические носители. И пока мейджоры судились с интернет-пиратством и пытались ограничить mp3, Apple зарабатывала миллионы долларов на торговле килобайтами в своём iTunes Store.

Зачем покупать, если можно скачать бесплатно? Это уже вопрос не условий, а культуры рынка. Маленький лейбл не может выжить, продавая только цифровой контент? Продавайте сопутствующие товары и услуги — футболки, постеры, лимитированные (но дорогие) издания на носителях для коллекционеров, организуйте букинг-агенство для своих артистов.

Будущее

Думаю, что скоро лейблы превратятся в некое подобие подкастов, когда слушатель будет получать новую музыку по подписке. Человеку будет достаточно поставить галочку и указать данные кредитной карты, чтобы ближайший год самая новая музыка сама попадала к нему в плеер.

Роль

Сейчас все равно есть люди, которые не скачивают музыку в интернете, а покупают пластинки за деньги. Потребитель есть, хотя виниловая индустрия переживает далеко не самые лучшие свои годы. Мы довольны тем, что мы делаем. Это для нас своего рода арт-проект, который мы вынашивали шесть лет и на седьмой год все-таки смогли осуществить. Он представляет наши музыкальные увлечения и ориентиры, как здесь, так и во всем мире.

Будущее

Музыкальные объединения будут существовать всегда, уже сейчас рекорд компании становятся интерактивными — занимаются маркетингом собственного звучания. Хороший промо-шаг — выпуск артистов на разных носителях, в том числе в виде бесплатных интернет-релизов. Существовать также можно благодаря работе с рекламными агентствами по созданию музыки для рекламных роликов и занимаясь организацией выступлений артистов. Думаю, что подобная тенденция сохранится в ближайшие годы, но добавятся новые инновационные элементы.

Роль

Пусть люди скачивают музыку — это уже не остановить, мы только против последующего распространения треков, как это все и делают: нашел трек и выкладывает дальше в интернет. Наша работа как руководителей лейбла — это полный процесс, в котором есть поиск артистов, сбор релизов, ремиксов, выпуск музыки на носителях и промо-кампании в поддержку каждого релиза. Так лейбл и должен функционировать в современных условиях.

Будущее

В будущем все банально просто — все произойдет по принципу естественного отбора. Выживут, разумеется, сильнейшие, целеустремленные и имеющую свою собственную точку зрения и вкус. Ну, а слабые умрут, естественно.

Роль

Если бы я сейчас создавал молодой лейбл в тех условиях, что мы имеем, то я бы начал работать по такой схеме — выпускал бы много бесплатных релизов, дорогие лимитированные издания на виниле и «семерочки» с синглами — штук по двести копий. Если лейбл более-менее известен ну хоть в какой-либо небольшой тусовке, то 200 копий распихать не так-то уж и трудно.

Деньги

Заработок лейблу приходит от гастролей и букинга артистов. Эта система работает так, как она работала всегда. Сейчас просто важно создать среду, в которой твоим артистом приятно было бы существовать. Ты выпускаешь их релизы, формируешь своего рода коммьюнити, в котором эти артисты потом и остаются, как остаются и деньги, которые потом можно тратить на эти самые бесплатные релизы, их мастеринг и их обложки.

Деньги

Вопрос, как и на чем должен в наше время зарабатывать независимый музыкальный лейбл, достаточно сложен. С одной стороны зарабатывать он должен, конечно же, на том, что он выпускает. Но в наше время было бы более уместно задать вопрос, а должен ли он что-нибудь зарабатывать вообще? Возможно странно звучит, но то малое количество независимых лэйблов, чьи пластинки я покупаю сегодня — либо краткосрочные проекты, либо лэйблы дотационные. Что это значит? Это значит, что они существуют до тех пор, пока их кто-то может себе позволить. Ими занимаются люди, для которых эти лэйблы не являются основным источником дохода, а скорее являются способом самовыражения. Такой лэйбл может поставить себе главным ориентиром музыкальную составляющую, задавать тон, а не бежать по нисходящей лестнице массового вкуса, это скорее своеобразный орган просвещения, а может быть, даже вид меценатства.

И все таки — это совсем не исключает возможность зарабатывать на этом деньги. Просто очень неплохо, если у лэйбла есть какая-то амортизационная подушка, которая может подстраховать его в сложный период. Тяжело видеть как загибаются или роняют планку качества лэйблы, чья музыка была когда-то ориентиром для тебя самого.

Типы аудионосителей

1) Audio CD - аудио компакт диск полного альбомного формата (подробное описание см. ниже). Среднее время звучания - от 35 до 75 минут. Стандартный компакт-диск (CD) состоит из трех слоев: основы, отражающего и защитного. Основа выполнена из прозрачного поликарбоната, на котором методом прессования сформирован информационный рельеф. Поверх рельефа напыляется металлический отражающий слой (алюминий, золото, серебро, другие металлы и сплавы). Отражающий слой покрывается сверху защитным слоем поликарбоната или нейтрального лака - так, чтобы вся металлическая поверхность была защищена от контакта со внешней средой. Общая толщина диска - 1.2 мм.

2) CD-single (Maxi Single) - аудио компакт диск неполного формата (сингл). Как правило, включает 3-4 композиции либо 1 композицию и несколько ее обработок. Среднее время звучания - от 10 до 35 минут.

3) Audio MC - компакт кассета. Устаревший формат. Проигрывается на кассетных магнитофонах.

4) Dual Disc - двусторонний диск (подробное описание см. ниже). DualDisc - двусторонний диск, на одной стороне которого записана DVD-информация, а на другой стороне - цифровая аудио-информация. Размер диска DualDisc совпадает с размером дисков DVD и обычных компакт-дисков. Сторона DVD диска DualDisc содержит DVD видео или DVD аудио, которые могут включать такую же информацию, как и на обычном DVD-диске, например объемный звук, музыкальные видео, интервью с артистами, закулисные съемки, документальные съемки, фото галереи, тексты песен и другой материал, предоставленный исполнителем или студией-производителем. Аудио сторона DualDisc может не полностью отвечать техническим характеристикам, присущим стандарту Цифровых аудио компакт дисков.

Типы упаковки:

· Jewel case - пластиковая коробка

· Box Set - подарочная коробка, бокс для нескольких CD

· Slim Case - тонкая пластиковая коробка для сингла

· Подарочное оформление - необычное, красивое оформление (может варьироваться)

· Digipack - упаковка для 1-го и более дисков из плотного картона, раскладывающаяся как книжка.


5) MP3 CD - диск с сжатыми цифровыми аудио файлами. Позволяет хранить до нескольких альбомов на одном диске. MP3 (MPEG Layer3) - цифровой формат мультимедиасжатия семейства MPEG, предназначенный исключительно для кодирования звука. Имел предшественников в лице МР1 и МР2, отличатся высокой сложностью алгоритма, как следствие высокими требованиями к системным ресурсам. Лучший в своем классе по соотношению размер/качество.

Формат может проигрываться на любой операционной системе (например, в последних версиях Windows даже имеется уже встроенный кодек), поддерживается некоторыми моделями музыкальных центров и DVD-плееров.

Качество звучания MP3 файла во многом зависит от битрейта - объема информации в единицу времени. Основные величины битрейта - 112/128/192/224/256/320. Чем выше битрейт, тем выше качество записи.

6) Super Audio CD - аудиодиск высокого качества. Супер Аудио Компакт Диск (Super Audio CD или SACD) появился в сентябре 1999 года, как идеальный цифровой звукоовой формат для сохранения уникального звукового наследия человека. Из профессионального стандарта он постепенно превращается в общедоступный формат, открывающий нам все тонкости звука в его многоканальном выражении. В магазинах появляются диски и аппаратура для прослушивания SACD. Форма и размер SACD совпадает с обычным компакт диском (CD), цвет рабочей поверхности стал золотистым.

SACD обеспечивает:

· Естественность звучания и высочайшее качество записи;

· Совместимость с предыдущим форматом СD;

· Невозможность цифрового копирования дисков;

· Cохранность архивных записей от старения магнитных материалов;

· Многоканальное воспроизведение записи;

· Поддержку ведущих производителей техники и фирм звукозаписи.

Емкость SACD стала в 6 раз больше обычного CD, кроме звука на них можно записывать текст и изображения. Частота воспроизведения звука достигла 100 кГц, а четкость сигнала увеличилась в 64 раза. Преемственность сохраняется благодаря, так называемым, двуслойным или гибридным дискам. Все SACD проигрыватели воспроизводят обычные CD в стерео режиме.

7) Грампластинка (LP) - виниловый диск (пластинка),vinyl.Audio CD. Аналоговый аудионоситель, представляющий собой двусторонний (реже односторонний) диск, изготовленный из синтетических материалов (первоначально из шеллака), на поверхности или поверхностях которого отштампована непрерывная, извилистая канавка или дорожка, представляющей собой отражение звуковых волн.

Основные типы LP
1) Долгоиграющая пластинка («гигант», «лонг-плей» (LP), «альбом») — диаметр 30 см, скорость вращения 33 1/3 об/мин, средняя продолжительность звучания 35 — 45 минут;
2) Маленькая пластинка («миньон», «сингл-плей») — диаметр 18 см, скорость 45 об/мин, на каждой стороне по одному номеру.

Типы упаковки
1) Cardboard box – картонная коробка
2) Box Set - подарочная коробка (бокс) для нескольких LP
3) Подарочное оформление - необычное, красивое оформление (может варьироваться)

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: