Предмет, цель и задачи дисциплины «История»

 

История – это наука о прошлом и настоящем человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

В современной исторической науке нет единого представления о предмете истории. В многочисленных школах и направлениях на разных этапах становления и формирования исторического знания складывались различные подходы. Так, одна из школ в итальянской гуманистической историографии изучала историю государства и его политики. Предметом исследования историков эпохи Просвещения стала духовная жизнь. В середине XIX в. европейские ученые серьезно анализировали экономическую историю. В российской историографии, начиная с XVIII века, главным предметом изучения стало государство. В этом нет противоречия: разные предметы изучения истории составляют части целого (объекта), которое есть реальность, ушедшая в прошлое или существующая в настоящем. Важно иметь в виду, что части объекта никогда не совпадают с целым, а изучение исторической реальности происходит через историческийисточник. Согласно В.О. Ключевскому, слово история употребляется в двояком смысле: как движение во времени, процесс, и как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.

Современная историческая наука - это сложноструктурное явление. История делится:

По хронологическому признаку (история первобытности, история Древнего мира, история Средневековья и т.д.).

По природно-географическому признаку (история отдельных стран и народов).

По задачам исследования (например, история отдельной отрасли).

Особо выделяются специальные и вспомогательные исторические дисциплины (например, палеография, геральдика, дипломатика и т.д.)

Историки создают картину прошлого и предлагают ее обществу в качестве значимого опыта. Знание истории необходимо для принятия адекватных политических решений. История - мощный инструмент воздействия на общественное сознание. Реальное значение истории определяется ее функциями.

Познавательная функция заключается в познании прошлого своего народа и человечества в целом.

Практическая функция состоит в изучении и усвоении уроков истории.

Мировоззренческая функция выступает результатом познавательной и практической деятельности человека и общества.

Воспитательная функция: история воспитывает патриотизм и уважительное отношение к общечеловеческим ценностям.

 

Многофакторный подход к истории (анализ основных концепций)

История стала наукой только тогда, когда появились различные концепции, объясняющие смысл, тенденции исторического развития. Одним из основных вопросов исторического знания является проблема целостности истории. В ответе на него определились два подхода.

В соответствии с первым – цивилизационным - подходом история понимается как совокупность локальных, обособленных друг от друга культур, этносов, государств, которые образуют цивилизационные общности. Развитие общностей носит циклический характер, от рождения до гибели, подобно биологическому организму (Н. Данилевский - учение о культурно-исторических типах; О. Шпенглер - концепция о культурах как множестве замкнутых организмов; А. Тойнби - теория «локальных цивилизаций»). Сделав акцент на проявление самобытных черт разнообразных культур, авторы пришли к единому мнению о разрушительном влиянии на них цивилизации и весьма пессимистично оценивали перспективы общественного развития на технологически прогрессивных основаниях.

Второй – стадиальный - подход стал складываться в XV в., когда историки-гуманисты итальянского Возрождения стремились осмыслить исторический процесс, выделяя сменявшиеся эпохи – Античность, Средние века и Ренессанс. Данные разработки подготовили почву для создания формационной или марксистской теории. В её основе лежит понятие «формация» как ступень прогрессивного развития человечества от первобытности, через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической общественно-экономической системе. В основе материалистического понимания истории лежит социально-экономический фактор, которому предшествовали представления об идеальных силах истории.  Сегодня ученые исследуют демографический, психологический факторы, позволяющие вкупе с другими глубже понять причину исторического процесса. Современная стадиальная концепция является модификацией формационного подхода к истории как последовательной смене стадий развития: аграрной, индустриальной и постиндустриальной.

Вторая фундаментальная проблема исторического знания – динамика исторического развития. Античные авторы решали её на основе циклического подхода. Теория исторического круговорота была значимой до XVIII в. Век Просвещения выдвинул и утвердил идею прогресса как поступательного общественного движения от низшего порядка к высшей организации, от простых форм к более сложным структурам. Марксистская концепция прогресса обосновала неизбежную смену стадий, обусловленную, сменой форм собственности и соответствующих им общественных отношений.

Концепция регресса развивалась представителями цивилизационной школы или «историко-культурного подхода», рассматривавшими человеческую историю как самостоятельную смену «типов» цивилизаций с собственными периодами прогресса и неизбежного упадка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: