Европейское Просвещение: общая характеристика и национальные особенности

 

Сегодня понятие модернизации в социальном смысле понимается как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени. Идейная основа модернизации общественной жизни – идеология Просвещения. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию и Германию, а далее на всю Европу и Россию. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали, в то время как взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу.

Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие – к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе». Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800–1815 гг.). Сам термин «Просвещение», введенный в научный оборот Вольтером в 1784 г., означает распространение подлинно научного знания, источником которого является человеческий разум. Отсюда происходит вера в неограниченные возможности человеческого разума в познание сущности бытия мира, природного и человеческого, и уверенность в способности человеческого разума разрешить любые противоречия, с которыми сталкивается человеческое сообщество. Человек, как разумное существо, призван переустроить общество на разумных началах.

Центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л Монтескье и Вольтер. В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом «просвещенного абсолютизма» и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Д. Дидро и энциклопедисты. Третий этап выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями. Период позднего Просвещения (конец XVIII – нач.XIX в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией.

Реформы Петра I как попытка модернизации России по европейскому образцу

 

Преобразования Петра I (1682–1725 гг.) – первая попытка модернизировать экономику, социальную и политическую структуры страны. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696–1715 гг. и 1715–1725 гг.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер реформирования. Северная война являлась двигателем процесса преобразований. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Условно к этому периоду можно отнести военные реформы: создание регулярной армии на основе рекрутской повинности, создание военно-морского флота; создание новых воинских уставов, перевооружение армии, открытие школ для подготовки офицерских кадров.

За 1695 – 1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур, причем акцент был сделан на мануфактуры, выпускающие продукцию стратегического и оборонного значения (металлургические заводы, полотняные, парусные, суконные и пр.). На экономическую политику начала XVIII в. оказали решающее влияние концепции меркантилизма и протекционизма. Согласно идеям меркантилизма, первой буржуазной школы политэкономии, основой богатства государства является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товара на чужие рынки и препятствия ввоза иностранных товаров на свой рынок. Это предполагало вмешательство государства в сферу экономики: поощрение одних видов производства и ограничение других. Широкое применение подневольного труда означало превращение промышленных предприятий, на которых мог зародиться капиталистический уклад, в предприятия крепостнической экономики. Преобладание на мануфактурах труда посессионных и приписных крестьян в конечном итоге предопределило отставание России от Европы.

Во втором этапе реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства: реформы государственного управления, административно-территориального деления, социальные реформы, бюрократизация государственного управления. Благодаря проведенным преобразованиям, в России появилась мощная, находящаяся под властью императора бюрократическая машина. Пётр I модернизировал сферу управления, несомненно, сделав ее более рациональной, более эффективной. Он упорядочил социальную структуру русского общества. Но, при всем при этом, Петр укрепил институты крепостничества, таким образом, архаизировал систему социальных отношений, которая в этом обществе существовала.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: