Классификация косноязычия

а) Косноязычие не патологическое, возникшее на почве неправильного воспитания речи в детстве.

Различаются два случая: 1) затянувшееся фонетическое развитие речи маленьких детей и 2) детская искажённая речь.

б) Патологическое косноязычие, в основе которого лежат те или иные болезненные психофизические изменения.

Косноязычие, обусловленное расстройством головного мозга, называется косноязычием центрального происхождения, если же расстроены внешние органы речи – периферическим.

В том и другом случае различают две формы: органическую (анатомическое повреждение речевых аппаратов – мозговые опухоли, кровоизлияния, ранения, расщелины нёба, аномалии челюстей и т. п.) и функциональную (неправильность или слабость функции, неспособность анатомически здорового органа речи к точной артикуляции).

Косноязычие, вызванное органическим поражением или функциональным расстройством речевых аппаратов и их связей между собой в головном мозгу – от коры до ядер продолговатого мозга включительно, называется дизартрией (дис – качественное различие, артрон – сочленение). Дизартрия представляет все формы косноязычия от искажения звуков, «смазанной речи» до гнусавого, невнятного произношения.

Органическая дизартрия: 1) при рахите (нарушение обмена веществ, резкие деформации черепа, сдавливающие мозг инарушающие его кровообращение и питание) задерживается появление и развитие речи; 2)при прирождённой гидроцефалии (позднее появление речи и искажённое развитие звукопроизношения); 3) при бульварном параличе (в продолговатом мозгу поражены ядра нервов звукопроизводящих органов, что даёт неясное и медленное произношение и гнусавость); 4) при псевдобульбарном параличе (повреждены нервные пути от коры к ядрам продолговатого мозга; речь медленная, иногда с гнусавостью, в результате – плохая артикуляция звуков); 5) при сифилисе головного мозга, менингите, энцефалите, множественном склерозе и кровоизлияниях в мозг, опухолях в мозгу, мозговых травмах (всё это или повреждает в той или иной степени слухоречевые системы мозга, или разобщает их, что затрудняет точное, дифференцированное восприятие и производство тех или иных звуков речи); 6) при хорее и спазматическом тике (при дефектах в левой височной речевой доле мозга, вследствие анатомо-физиологической связи слуха и речи, даже при полной сохранности периферического органа слуха происходит плохая смысловая дифференцировка тех или иных звуков речи, а, следовательно, и искажённое воспроизведение их; нарушен фонетический слуха; ярким примером такой сенсорной центральной дизартрии являются случаи, когда человек улавливает все неречевые звуки, но не воспринимает некоторые звуки речи; если же их артикуляции скрыты от его глаз, то даже и не произносит их: вместо с говорит тит. п.); 7) в случаях центральной тугоухости (из-за нечётких восприятий звучаний, неречевых и речевых, звуки неправильно произносятся); 8) при поражении нижнего отдела передней центральной извилины с параличом язычных мышц; 9) при поражении мозжечка (произношение отрывистое, иногда монотонное и гнусавое).

Тяжёлые случаи дизартрии, когда, например, поражены ядра продолговатого мозга или пути, соединяющие кору со стволом мозга и ядрами в продолговатом мозгу (при бульбарном и псевдобульбарном параличе), называются анартрией. При этом нарушении артикуляция совсем или почти невозможна. Чаще анартрия связана с дебильностью и крайне трудно ликвидируется.

Функциональная дизартрия. При всякого рода расстройствах нейронных связей в слухоречевых областях мозга (эти расстройства функции мозгового вещества возникают на почве недостаточного питания его, вредного изменения химизма крови и т. п.) происходит плохая дифференцировка в восприятии и производстве речи. Например, нередко косноязычие появляется в результате недостаточности чувства слухоречевого ритма. Проф. Теплов связывает этот недочёт с дефектами музыкального слуха. В этом случае происходят чаще всего пропуски гласных, а нередко и целых слогов, недоговаривание окончаний, заглатывание их, стяжение одинаковых гласных (коператив), пропуск одного из двух рядом стоящих гласных (ароплан, милицанер), замена и– й (воин – войн).

Сюда же относится косноязычие на почве недочётов фонематического слуха, слухового внимания, а также и кинестетического анализа.

Дислалией (л а л и я – речь, разговор) называются те случаи косноязычия, когда поражены или расстроены периферические органы речи (костно-хряще-мышечные части или периферическая иннервация их); при этом дислалии, вызванные грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелина нёба, короткая уздечка языка), называются механическими дислалиями.

Органическая дислалия.

1) До 10% всех дислалии возникает на почве периферической тугоухости, вызванной повреждением каких-либо отделов уха. Чаще всего в этом случае страдают дифференцировки шипящих и свистящих, звонких и глухих звуков.

2) Нередки случаи искажений свистящих звуков при аномалиях челюстей и зубов.

3) Аномалия языка и нёба также обусловливает отсутствие или извращение многих звуков.

Функциональная дислалия. Гнусавость при глухоте или из-за мышечной вялости мягкого нёба; картавость вследствие недостаточной гибкости кончика языка; неточное, невнятное произношение по причине слабости выдыхаемой струи воздуха и т. п.

Различаются моторное косноязычие (поражены двигательные аппараты произношения) и сенсорное (поражены чувствительные аппараты речи – преимущественно слух). В силу взаимной связанности этих форм любой случай косноязычия следует рассматривать как нарушение сенсомоторного единства произносительного акта, в котором та или иная сторона лишь преобладает. По этому преобладанию и классифицируется косноязычие.

По времени появления различают косноязычие врождённое (речевые органы недостаточно развились или деформировались до рождения ребёнка) и приобретённое (органы повреждены разными болезнями уже после рождения).

Различаются первичное косноязычие и вторичное. К первичному относятся те случаи, которые обусловлены поражением анатомо-физиологичесхих механизмов произношения или восприятия звуков речи. Вторичное же косноязычие вызывается или поражением неречевых механизмов, связанных с речевой функцией (нарушение, например, зрительного гнозиса и т. п.), или одной из форм косноязычия (сенсорной или моторной), возникшей на базе другой основной его формы (например, при открытой гнусавости вторично возникает сенсорное косноязычие: плохо развивается фонематический слух, в свою очередь усиливающий моторное косноязычие) (таблица 1).

Поражаемость звуковой речи. Наиболее простыми по своей биомеханике (артикуляции) и эволюционно древними, а следовательно, реже всего нарушаемыми и легче произносимыми являются гласные звуки. Для своего произношения они требуют меньших усилий, чем согласные. Самое большое количество неправильных звуков у школьников падает на переднеязычные с, з, ц, ш, ж, ч, щ (сигматизм), затем следует л и р и, наконец, значительно реже прочие звуки. Хотя сигматизмы в общем и составляют главную массу недостатков, но изолированно первое место занимают недочёты произношения рил.

Такое соотношение вполне объясняется биомеханикой данных звуков. Наиболее дифференцированную работу нервно-мышечных звукопроизносительных аппаратов мы наблюдаем именно в звуках р, л (твёрдых) и ч, ц, ж, ш, щ, затем с, з. Чем более дифференцирован звук и чем больше органов (мышечных групп, нервов) участвует в его произношении, тем больше он искажается.

 

Косноязычие общее и частичное

Центральное

Периферическое

На почве замедленного развития детской речи и неправильного

воспитания её

Патологическое

Инфантильная речь

Искажённая

под влиянием окружения

Дизартрия

Медленно развивающаяся Педагогически запущенная Без нарушения в области интеллектуальной, волевой и эмоциональной На почве интеллектуальной недостаточности На почве эмоциональной и волевой недостаточности Дислалия
Первичное

Вторичное

Первичное и вторичное

Вторичное

Первичное и вторичное

Функциональное

Органическое и функциональное

Функциональное

Органическое и функциональное

Сенсорное и моторное

Сенсорное

Сенсорное и моторное

Сенсорное и моторное
Врождённое

Приобретённое

Врождённое и приобретённое

Приобретённое Врождённое и приобретённое
             

 

КЛАССИФИКАЦИЯ КОСНОЯЗЫЧИЯ

При отсутствии анатомо-физиологических дефектов в центральных и периферических аппаратах речи, т. е. в случаях, когда речь искажается только из-за недостаточности в сфере интеллектуальной, эмоциональной и волевой.

Примечания. 1. Нередко функциональные моторные и сенсорные формы косноязычия выступают как вторичные формы, возникшие на основе соответственно органического сенсорного и моторного косноязычия. В этих случаях перед нами смешанные формы косноязычия с превалированием основной его формы. 2. Дислалия плюс олигофрения или психоз дают комбинированные формы косноязычия.

Достаточно для иллюстраций сказанного сравнить хотя бы особенно специализированную и тонкую биомеханику звука р с биомеханикой звуков п или х, где требуется минимум дифференцировочной работы коры мозга и где используются в основном врождённые движения сосания и дыхания. Артикуляция наиболее сложных звуков физиологически обеспечивается координационными установками в мозгу, воспитанными методом условных рефлексов в единстве с осмыслением значения этих звуков. Такие установки в итоге длительной практики в речи превращаются в прочные навыки. Этим и объясняется более позднее появление сложных звуков в детской речи и чрезвычайная артикуляторная их неустойчивость.

Естественно, с другой стороны, что меньше искажаются те звуки, биомеханика которых осуществляется на базе врождённых элементарных координационных установок для движений дыхания и еды (безусловные рефлексы). Подобные звуковые установки уже включены во врождённую координацию сосательных, жевательных и глотательных движений. Поскольку эти координации являются наиболее древними, расположены в более глубоких частях мозга, постольку они более прочны. Этим и объясняется не только более раннее появление, но и устойчивость соответствующих звуков. К ним принадлежат: п, м, ф, х, б, в, к, г, т, д, н. Они, по наблюдениям многих исследователей, появляются первыми в детской речи. Поэтому же глухие согласные реже подвергаются искажению, чем соответствующие звонкие: более осложнённые и дифференцированные артикуляторные установки менее устойчивы.

Большую роль в точности произношения играет слух. Звуки очень высокого или низкого тона труднее улавливаются, чем звуки средних тонов, так как расстройства слуха чаще всего начинаются с поражения именно этих отделов тоновой шкалы. Поэтому звуки крайних высот искажаются чаще.

Дифференцировка разных звуков зависит и от разности в количестве колебаний звуковой волны: совпадение периодов колебания затрудняет различение данных звуков. Шипящие и свистящие звуки, особенно с (з) и ш (ж), имеют самый высокий и почти одинаковый тон (до 2500 колебаний в секунду). Поэтому они вообще труднее дифференцируется друг от друга слухом, а при дефектах его хуже воспринимаются и, следовательно, чаще всего искажаются. По Работнову, выключение из звуков тонов выше 1000 колебаний в секунду понижает отчётливость речи на 40%, тембр становится глухим, что предрасполагает к замене одних звуков другими.

Кроме того, на слышимости звуков отражается продолжительность звучания их.

Средняя продолжительность звучания в фразах в секундах (по Варшавскому и Литваку):

77

Гласные безударные: Гласные ударные:

А Э У И Ы А Ы УО И Э

0,12 0,11 0,10 0,09 0,08 0,18 0,17 0,16 0,14

Согласные:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: