Е) Прочие недостатки произношения

Смешение звуков. В особую группу следует выделить так называемое «смешение звуков». Особенно легко смешиваются ш и с, ж и з, ч и ц, щ; р и л, а также звонкие с соответствующими им глухими (Шаша, Шаса –Саша, зележо, цепочка, вирка, галерка, тедушка и т. п.).

Причина – недостаточно тонкий фонематический слух, слабое слуховое внимание к речи, тугоухость. Следует подобные случаи отличать от тех, когда дети совсем не произносят определённые звонкие звуки, заменяя их соответствующими глухими. Здесь же ученик данные звуки произносит вполне правильно, но часто смешивает их.

Обучение. В первую очередь такие дети направляются к ушному врачу. При коррекции этих звуков употребляются в общем те же приёмы, как и при отдифференцировке вновь воспитываемых звуков одного от другого, особенно при озвончении согласных (см. выше).

Основным упражнением здесь является воспитание звукопроизноси-тельных сочетаний с оппозиционными звуками: развивается фонематический слух, произносится в подражание руководителю или как результат чтения звонкий согласный (отдельно или с гласным), а затем через определённый промежуток времени произносится соответствующий ему глухой или сочетание: з-с, или, наоборот, с-з, или: за-са, са-за, аса-аза, аза-аса и т. п. Сначала паузы между двумя произношениями длиннее, например-три секунды, заггем они постепенно укорачиваются, доходя почти до нуля. Тогда делаются упражнения такого рода: на один выдох – сзсзсзсз..., или сазасазасаза..., или шсшс... или шасашаса... и т. п.

Когда оба звука прочно отдифференцируются, тогда их включают в слова, дающие опять-таки контрастные ряды: суп – шуба, зуб – жук, шаржар, ворвол и т. п.

Воспитываются слуховое внимание и слуховой анализ звукового состава слов, а также осознание смысловых значений некоторых признаков смешиваемых в речи звуков (наличие или отсутствие звонкости, дрожания, мягкости, свиста или шипения). Кроме уже указанных выше упражнений по развитию слуха, проводятся следующие занятия.

Считают в услышанной фразе число данных звуков, изменяют предложенное слово путём замены, пропуска или добавлений смешиваемых звуков (пашнябасня, башнябаня, пилапилка, уткашутка, суткиутки, урауа). Подбирают слоги и слова или на заданный звук (в начале, конце или середине слова), например: сани, нос, коса, или на заданную группу звуков (звонкие, глухие, шипящие, свистящие и т. п.) ба-га-да-жа-ва..., ко-по-то-фо-шо.

Подбираются парные слоги, а затем слова, в которых имеются смешиваемые звуки, и эти пары многократно с перестановками произносятся: ча-ба и ба-па, баба-папа, ша-са, Саша. После этого подбираются соответствующие фразы, поговорки, пословицы. (Бык тупогуб. У быка губа тупа. У Саши на носу сажа. Клара купила кораллы.) Очень важно больше упражнять учеников в чётком произношении смешиваемых звуков, в их различении (дифференцировке).

Далее данные звуки пишутся под предупредительную диктовку (ш, щ, с. ш. с. с. ш. и т. д.), так же слоги, затем слова и фразы. Предварительно.логопед спрашивает, в каком положении или состоянии должен находиться ведущий орган речи данного звука – язык, губы, гортань, кончик языка поднят, гортань дрожит и т. п. Письмо помогает закрепить слуходвига-тельный образ слова.

Так как в этом случае особенно страдает письмо, то необходимо одновременно обращать самое серьёзное внимание и на выправление этих дисграфий

Пропуски отдельных звуков и слогов. У косноязычных, как и у детей младшего возраста, очень часто в словах пропускаются отдельные согласные звуки, в особенности в случаях скопления нескольких согласных подряд (лекарсво – лекарство; тулстул), равно как и гласных (коператив, милицанер).

Пропуски звуков и слогов бывают разного происхождения:

1) вследствие недостаточного понимания семантики слова,

2) на почве недостаточно развитого чувства слуходвигатель-ного, словесно-артикуляторного ритма, 3) в результате сосредоточения внимания на согласных, как на семантических по преимуществу элементах слова, 4) из-за артикуляторных трудностей (при стечении согласных – многообразие сложных движений и их тормозных взаимодействий).

Обучение. Тщательный звуковой анализ слова – основной вид занятий с такими детьми. Особенное внимание уделяется стечению согласных и гласных звуков. Вместе с тем проверяется понимание содержания менее употребительных слов. Соответствующие слова произносятся отражённо, многосложные слова произносятся по слогам под такт. Подобный же метод применяется и. при опускании целых слогов. Очень полезно произнесение под музыку (логопедическая ритмика). Обязательно, если дети уже грамотны, произнесённое сразу же записывать или складывать из букв разрезной азбуки, после чего записанное несколько раз отчётливо прочитывается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: